автор: Емельянович Ольга Анатольевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 29 р. п. Чунский

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 Р.П. ЧУНСКИЙ ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Доклад

Приёмы и методы стратегии смыслового чтения

(из опыта работы)

в рамках системы работы школы

по междисциплинарной программе

«Стратегии смыслового чтения»

Автор: Емельянович О.А.,

учитель русского языка и литературы

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, общество активно использует ПК и  Всемирную Сеть Интернет. Процесс социализации становится  мобильным, и, вследствие этого, в последние несколько лет  роль и статус чтения в современном обществе значительно изменились.

Возьмём, к примеру, численность  ребят, обращающихся в библиотеку просто за художественной литературой: 1-4 класс – 63 %, 5-9 классы – 40,2%, 10-11 классы – около 15 %. А как же тогда успеваемость?

По данным российских ученых на успеваемость ученика влияет около 200 факторов, а самым главным является навык чтения, то есть это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

Казалось бы, какие могут возникнуть проблемы на уроках русского языка и литературы? Ведь именно эти школьные предметы на все сто процентов используют смысловое чтение.

Достаточно вспомнить некоторые приёмы, которые использует «идеальный читатель»:

  • размышление над текстом до чтения, анализ заголовка, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения;
  • выделение и объяснение непонятных слов, выражений;
  • вычерпывание информации из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, уточнение вопросов по ходу чтения, размышление над дальнейшим развитием событий, сверка своих размышления с текстом;
  • включение воображения, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст.

Конечно же, если бы каждый из наших учащихся был бы «идеальным читателем», то проблемы обучения в школе вообще можно было бы избежать.

В прошлом учебном году, работая в 5 классе,  я столкнулась с такой проблемой: ребята успешно овладевают навыками технического чтения, темпом, правильностью, выразительностью, но, к сожалению, навык чтения у большинства учащихся бессознательный. Ребята читают быстро, не вникая в содержание прочитанного, пропуская важную и полезную информацию. Это уже выяснилось тогда, когда мы выполняли метапредметную комплексную работу. Текст был не сложным. Уровень сформированности метапредметных результатов по смысловому чтению и работе с информацией  – недостаточный,  52 % учащихся с заданием не справились, так как были невнимательны.      

Отсюда и вывод –  «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». А для того, чтобы научить школьника грамотному чтению, умению понимать текст, умению читать текст вдумчиво,  управлять процессом осмысления текста во время его чтения, необходимо изменить стратегию обучения чтения текста. Чем я и занялась.

Ещё раз проштудировала  ФГОС ООО раздел «Формирование основ смыслового чтения и работа с текстом», и   междисциплинарную программу школы  «Стратегии смыслового чтения».

Шагая по просторам интернета, я наткнулась на книгу кандидата психологических наук, профессора, директора учебно-методического центра БЕСТТ, руководителя Европейского проекта «Школа, где процветает грамотность» Сметанниковой Натальи Николаевны «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах. Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя».

Автор выделяет несколько типов стратегий смыслового чтения: 1) стратегии предтекстовой деятельности; 2) стратегии текстовой деятельности; 3) стратегии послетекстовой деятельности; 4) стратегии работы с объёмными текстами; 5) стратегии компрессии текста; 6) общеучебные стратегии; 7) стратегии развития словаря.

Предлагаю остановиться на следующих видах стратегий для работы с информационным текстом: стратегии предтекстовой деятельности, стратегии текстовой деятельности и стратегии послетекстовой деятельности.

I этап. Стратегия предтекстовой деятельности (прогнозирование).

Это новая стратегия и направлена на создание мотивации к чтению.

Данная стратегия используется перед началом изучения произведения.

Предлагаю фрагмент урока В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна».

Для развития творческого воображения и возбуждение интереса к изучению данного произведения использую следующие приёмы:

Приём “Рассечение вопроса” или «Дерево предсказаний»

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?

– Что может произойти?

– А какая эта будет сказка? (определить вид)(волшебная)

– Счастливый ли будет у сказки конец?

– В какой сказке мы уже встречаемся со спящей царевной?

– Как вы думаете, будут ли похожи эти скакзи?

Приём «Эмоциональный настрой»

– Рассмотрим иллюстрации.

– Что изобразил художник и как это связано с названием сказки?

– Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на них?

    Приём «Соревнуемся с писателем»

Даю установку: “Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации”.

Ученики предлагают свой вариант сюжета книги.

Приём «Ключевые слова» или «Мозговой штурм»

Запишите слова по ассоциации.

Приём «Закончите предложение»

– Я думаю, что Спящая царевна в конце сказки… ( проснётся, выйдет замуж, останется спать, и т.д.)

Приём «Верите ли вы?»

– Верите ли вы в то, Спящая царевна очнётся ото сна?

– Верите ли вы в то, что из-за злой колдуньи пострадает не только царевна, но и все жители королевства?

Наиболее удачными  в использовании на своих уроках считаю приёмы «Дерево предсказаний», «Соревнуемся с писателем»  и «Верите ли вы?».

Что дает эта стратегия для учащихся? Она заставляет ребят мыслить, развивает воображение, фантазию,  а также подталкивает поскорее узнать, правы ли они, подталкивают к чтению текста.

А учителю? Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь, чем лучше организован этап предчтения, тем легче ученику читать текст и выше достигаемый им результат.

Прочитав заголовок, ребёнок обдумывает: «О чем здесь пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?». Даже сухой заголовок учебного параграфа дает большие возможности для включения новых знаний в те, что у них есть, и для предугадывания основного смысла текста. Такая предварительная умственная работа во многом направляет дальнейшее чтение, помогает выделить главное в тексте,  благодаря которому легче читать и воспринимать текст.

II этап. Стратегия текстовой деятельности.

Основным принципом стратегий этого этапа является остановка деятельности, размышление вслух, установление разнообразных и разнонаправленных связей                    и отношений в ходе развития сюжета. Учитель вмешивается в процесс чтения учащегося с целью помочь, предоставить дополнительную информацию и просто обучить.

Для погружения в смысл прочитанного учащийся задается рядом вопросов: имеются ли в тексте слова, которые я не понимаю? Имеется ли в тексте информация, которая не согласуется с тем, что я уже знаю по этому вопросу? Понимаю ли я о чем или о ком идет речь?

Рассмотрим следующий Фрагмент урока «Знакомство с  произведением  К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Приём «Чтение в кружок» (попеременное чтение»).

Приём «Чтение с остановкой»

«Филька нехотя встал….. потянулся к хлебу».

– Почему Филька встал нехотя?

– Как вы думаете, что произойдёт дальше?

«Да ну тебя!…по губам.»

– Что сделал Филька?

– Что произойдёт дальше?

Прием “Тонкие и толстые вопросы

-Как звать мельника? (Панкрат)

– Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством?

«Чтение про себя с пометками – инсерт»

Прочитайте внимательно притчу, делая на полях следующие отметки:

+ ПОНЯЛ – НЕ ПОНЯЛ? НАДО ОБСУДИТЬ

Приём «Двойной дневник»

– Прочитайте притчу. Запишите прилагательные, характеризующие мужика, обидевшего солдата и Фильку.

МУЖИК                               ФИЛЬКА

злой                                      молчаливый

заспанный                            сердитый

крикливый                           неласковый

равнодушный                       недоверчивый

ленивый                                ленивый

Приём «Чтение с вопросами»

Вопросы ребята задают самостоятельно.

– Какое выражение любил употреблять Филька?

Приём «Цветовые ассоциации»

Если бы вы были художником, какие цвета вы бы использовали, изображая эпизод примирения коня и Фильки?

Наиболее удачными  в использовании на своих уроках считаю приёмы «Чтение в кружок», «Чтение с остановкой» и «Чтение с вопросами». Ученикам нравится чувствовать себя в роли учителя.

Что этот этап дает учителю? Использование данной стратегии помогает сделать урок более интересным, понятным, привлекательным для учащихся, лёгким для восприятия конкретного материала.

А ученик невольно овладевает навыками осмысленного и внимательного прочтения, учится анализировать текст, обращать внимание на главное, проникает в смысл текста, а также развивает свой словарный запас, устную и письменную речь.

III этап. Стратегия послетекстовой деятельности.

Послетекстовая стратегия читательской деятельности – это заключительный этап работы с текстом, поэтому здесь важны задания различного уровня – от репродуктивного, продуктивного, коммуникативного до творческого; задания могут носить познавательный, учебный или практически-прикладной характер.

Обязательно нужно вернуться к началу урока и вспомнить то, что мы прогнозировали.

Приём «Паутина вопросов»

– Оправдались ли наши прогнозы?

– Правильно ли мы думали, о чем пойдёт речь в сказке, и чем она закончится?

Приём «Проверочный лист» из 5 простых вопросов по тексту.

Приём «Дерево предсказаний»

– Как сложится судьба главных героев?

– Что может Филька рассказать об этом через несколько лет?

– Чтобы изменилось, если бы Филька не стал исправлять свою ошибку?

Метод незаконченного предложения

Сильное впечатление производит (что?), потому что…

Меня удивило (что?), потому что…

Продолжите предложения:

Сегодня я познакомился (узнал)…

Самым интересным для меня..

Мне непонятно…

Я ещё хотел бы узнать…

Приём  «Текст с пропущенными словами» и другие.

Огромный плюс в моей работе  дает применение рабочих тетрадей (рабочие тетради по литературе для 5-классников под редакцией Р.Г. Ахмадуллиной).  Они действительно являются «палочкой – выручалочкой», которая позволяет глубже изучить данный учебный материал, оперативно делать выводы, быстро ориентироваться в поставленной задаче, понимая « что дано » и «что нужно найти» или «доказать».

Очень успешными оказались приемы «Паутина вопросов» и «Дерево предсказаний». Ученики либо радуются  тому, что их прогноз оправдался, либо огорчаются, что они где-то были не правы. Но в любом случае, ребёнок по своему посмотрел на предложенный текст, переработал и осмыслил его содержимое.

Не могу сказать, что за год я научила своих учеников  осмысленному чтению, мне ещё предстоит огромная работа, но надеюсь, что мой труд даст свои плоды, и результаты моих учеников с каждым годом будут только радовать. Для этого на 6 класс мною разработана программа внеурочной деятельности «Тайны чтения: смысловое чтение и работа с текстом».

Поэтому очень рекомендую обратить ваше внимание на стратегии смыслового чтения, и, думаю, если каждый педагог (и не только русского языка) поработает над данной проблемой, то это изменит отношение наших детей к чтению и книге в целом.

бесплатная публикация в СМИ

Приёмы и методы стратегии смыслового чтения (из опыта работы) в рамках системы работы школы по междисциплинарной программе «Стратегии смыслового чтения»