автор: Еремеева Олеся Павловна
Преподаватель ГАПОУ МО “МЦК -Техникум имени С.П. Королева”
Образовательный проект
номинация «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
проект: «Кинолетопись или от синемы до «свободного кино».
(программа эстетического и гражданско-патриотического воспитания)
Выполнила Еремеева Олеся Павловна
Актуальность данной темы посвящена истории отечественного кинематографа и его создателям, кино – как отражение общества.
Актуальность еще определяется тем, как исторические факты отражаются в кино, как печатные сказки превращаются в мультфильмы, помочь через отечественное кино и мультфильмы проследить подвиги, дружбу, единство. Донести до родителей, что через фильмы и мультфильмы формируются убеждения их детей. В.И. Ленин не случайно в одной из бесед с А.В. Луначарским назвал кино важнейшим из искусств.
В отечественном кинематографе есть ряд выдающихся режиссеров, талантливых актеров и других участников создания кинофильма, их знаменитые судьбы, порою даже трагичны. Они сняли и сыграли в легендарных кинофильмах. Современное поколение должно знать историю кино, тем самым проследить и историю страны, как одна из форм культурного развития личности.
Кино оказывало и оказывает определенное воздействие на молодое поколение. История отечественного кино основывается на русской самобытности, помогают познавать истинные человеческие ценности, через мультфильмы можно развить в ребенке моральные ценности. К сожалению, сейчас почти не снимают детских фильмов, кинотеатры заполнили низкопробные фильмы, которые пропагандируют западный образ жизни: навязывают подрастающему поколению вседозволенность, агрессию, насилие. По детским каналам показывают «Спанч Боб», «свинка Пеппе», и др. эти мультики нарисованы очень яркими красками, впечатываются в подсознание ребенка, быстрая смены картинок, дети после такого просмотра ничему «хорошему» не учатся, возрастает агрессия к животным, нарушается сон. Замечательная киностудия «Союзмультфильм», создавая детскую анимацию, всегда заботилась о качестве, достоверности персонажей, носили исключительно добрый, поучительный характер. Сказки рассказывали, как добро побеждает зло, высмеивается злость, жадность, всегда побеждает дружба, излучая улыбку и радость жизни.
Цель образовательного проекта: формирование у учащихся патриотизма, принципов морали и эстетических вкусов, потребности руководствоваться ими в повседневной жизни.
Для достижения поставленной цели, требуется решение следующих задач:
- Просмотреть нарезки отечественных фильмов, мультфильмов разных годов;
- Вооружить учеников необходимым набором знаний об отечественном кино;
- Провести цикл классных часов, направленных на изучение истории кино;
- Подготовить тематические выставки;
- Организовать виртуальные экскурсии.
Образовательный проект, включает план эстетического и гражданско-патриотического воспитания школьников.
Этапы реализации образовательного проекта:
1 этап – подготовительный (начало ноября 2018 года);
В ноябре сформировали творческий коллектив учителей по подготовке к образовательному проекту. Разработали идею, содержание проекта, направление работы, определили цель и задачи. Проект представили на совещании педагогического коллектива, где и был проект одобрен. В работе используются методы исторического исследования: сравнительно-исторический метод при сопоставлении фактов и процессов, происходивших на разных этапах развития кино, хронологический метод способствует разработке периодизации развития отечественного кино; метод классификации позволяет произвести систематизацию материала.
С середины ноября была проведена диагностическая работа в основной и в старшей школе: «Что я знаю об отечественном кино» и в начальной школе: «Что я знаю о мультфильмах». Данная диагностическая работа представляет собой тестовые задания исторических дат, известных кинорежиссеров, актеров, писателей, по произведениям которых сняты фильмы, мультфильмы, сказки.
Знания были разработаны для разных возрастных категорий школьников:
– учащиеся начальной школы (1-4 классы);
– учащиеся основной школы (5-8 классы);
– учащиеся старшей школы (9-11 классы).
Цель данной диагностической работы определить уровень знаний учащихся и их отношение к отечественному кино.
На основании полученных результатов, было определено направление и содержание дальнейшей работы над проектом.
2 этап – практический (середина ноября – апрель 2019 года);
На общешкольной линейке было озвучена суть образовательного проекта школьникам, рассказано об его содержании, основных направлениях. Каждый класс получил в запечатанном конверте пакет с заданиями, и началось непосредственное осуществление проекта. Учащиеся знакомятся с мультфильмами и кинофильмами, просматривают, разбиваются на группы при выполнении работы в письменной форме и при подготовки к устному докладу, отвечают на вопросы или делают заготовку рисунка, готовят поделку, а основная школа готовит презентации по заданным темам. Между классами идет обмен полученных знаний, в конце месяца учащиеся представляют свои работы. Основными направлениями реализации проекта являются следующие: учебно-поисковые, литературно-художественные, творческие. В реализацию данных направлений мне помогают структурные подразделения школы, это библиотечно-информационный центр, методическое объединение учителей истории; методическое объединение учителей русского языка и литературы; методическое объединение классных руководителей.
По каждому направлению в соответствии с возрастной категорией школьников, учитывая их особенности, предусмотрены различные формы мероприятий. Например, образовательный лекторий: «пути к изобретению», «как делается кино», «анимация», «великий немой», «начало кинематографа в России», «рождение звукового кино», «экранный облик войны», «кардиограмма современного кино». Школьники проводили олимпиады, исследовательскую работу по заданным темам: «Русское дореволюционное кино», «Первые шаги», «Возникновение русского производства фильмов», «Кино в годы Первой мировой войны», «Русская кинематография в период февральской революции», «Национализация кинодела», «Первые успехи», «Расцвет советского немого кино», «Новое поколение», «Рождение звукового кино», «Первые звуковые фильмы», «Историко-революционная тема», «Экранизация литературной классики», «Советское кино второй половины 30-х годов», «Музыкальная кинокомедия», «Исторические фильмы», «Мультипликационные фильмы», «Перестройка кинопроизводства», «Фронтовая кинолетопись», «Художественная кинематография в дни войны», «Фильмы о подвиге народа в Великой Отечественной войне», «Историко-биографические фильмы», «Документальная кинематография», «Кино и пропаганда научных знаний», «Расширение кинопроизводства», «Историко-революционная тема», «Экранизация», «Документальное кино», «Научно-популярное кино», «Киноискусство 60-х годов», «От «оттепели до перестройки», «Последнее десятилетие XX века», «Кино XXI века», патриотические мультипликационные фильмы о князе Владимире и трех богатырях. Конкурсы «нарисуй мультфильм», «афиша к фильму», художественно-эстетические постановки. Учащиеся в классе с удовольствием готовят сценки из мультфильма, например: «Трое из Простоквашино», «Чебурашка», «Винни-Пух» и другие, проводят ролевые игры по мультфильмам. В опережающие задания для учащихся входит постановка «немого кино». В качестве зрителей и членов жюри предполагается привлечь руководителя и режиссера музыкально-драматического театра г. Ивантеевки, родителей, администрацию и учителей школы.
3 этап – итоговый (середина мая 2019 года).
Предполагается проведение итоговой диагностической работы: «Что я знаю об отечественном кино». Итоги реализации проекта будут подведены в мае на совещании педагогического коллектива и на общешкольном собрании родителей. На итоговой общешкольной линейке в мае 2019 года победители будут награждены грамотами. Учитывая результаты, полученные в ходе работы над проектом, будут скорректированы творческой группой цели и задачи на следующий учебный год по эстетическому и гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.