автор: Жук Ирина Михайловна
Воспитатель Ханты-Мансийский АО г. Мегион МАДОУ №1 “Сказка”
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение №1
«СКАЗКА»
«Сказка, как прием воспитания нравственных качеств»
Воспитатель: Жук И.М.
«Сказка – самая здоровая пища – не лакомство,
насущный очень питательный хлеб»
К. Чуковский.
1.Пояснительная записка
«Детям необходимы сказки, как воздух!» Казалось бы, это педагогическая аксиома, а её главными проводниками в жизни являются родители.
Однако далеко не все мамы и папы разделяют этот тезис. В домашних библиотеках можно обнаружить множество иллюстрированных детских энциклопедий, которые сегодня в изобилии поставляет рынок, – и о динозаврах, и о глубоководных рыбах, и о звёздах с планетами, и даже и том, «откуда я появился». Эти книжки, с точки зрения озабоченных родителей, действительно содержат полезную информацию, работают на эрудицию ребёнка. А сказка что? Пустая забава!
Родители, занимающие такую позицию, имеют предшественников в лице весьма серьезных представителей науки и педагогике. Психоаналитики и психотерапевты, занимающиеся изучением и интерпретацией сказочных сюжетов, утверждают, сказочная реальность для психического развития ребёнка является такой же необходимой питательной средой, как свежий воздух для физического здоровья. Ведь в сказках дети в завуалированной форме обнаруживают те конфликты, которые типичны для них самих, для их отношений с окружающими. Но сказка не ограничивается констатацией. Она всегда предлагает ребенку выход из положения, стратегию правильного поведения с родителями, с братьями и сестрами, с другими людьми.
2.Характеристика проекта.
- По типу – познавательно-творческий,
- По виду – творческий
- По форме – групповой (участвуют дети и родители)
- По длительности долгосрочный один год
3.Проблемы:
Редкое чтение сказок родителями своим малышам. Отсутствие у детей интереса, к чтению, в процессе которого знакомство со сказками окажется неизбежным. А также недостаточное осознание детьми русских народных сказок.
- Актуальность
Важную роль в формирования нравственных качеств и оценок у детей играет художественная литература, а именно сказки. Сказочный мир – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света и загадочных звуков. Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Необходимо, чтобы ребёнок знакомился со сказками, на которых выросло не одно поколение. В них, устоявшихся и проверенными веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. Ну и как же хочется быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью. Это неосознанное желание видоизменять окружающий мир, приближая его к своему, по-своему объясняя его.
Сказки не только заставляют ребёнка задуматься над важными жизненными вопросами, но и помогают найти на них ответы. Американский психолог Б. Беттельхейм утверждает: «Детям нужны сказки», ибо они являются необходимой пищей для развития личности.
Работая в детском саду, наблюдая за поведением детей, осознаешь, что нужен подход к детям через сказку, который бы указал им правильный путь. Одним из направлений такого подхода можно считать приобщение детей к художественной литературе, сказкам.
Сказка дает детям эталонные представления о добре и зле, в их героях много общего; смелость, сострадание к ближнему, уважение к старшим, отсутствие корысти и жадности, терпение, трудолюбие, верность слову, незлопамятность.
Цели проекта:
- Нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы;
- Развитие творческих способностей, фантазии детей;
- Содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.
Задачи проекта:
Дети:
- Познакомить с творчеством русского народа, – способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей;
- Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- Развивать артистические способности;
- Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- Знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам народа,
- Формировать навыки сотрудничества;
- Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
- Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- Развитие совместного творчества родителей и детей;
- Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Участники проекта: Воспитатели, родители и дети.
Ожидаемый результат:
- Стремление и к активной деятельности и творчеству;
- Осознание значимости нравственного воспитания через сказки;
- Знание детьми сказок;
- Умение принимать накопленные практические навыки в работе с книгой, сказкой;
развитие интереса к русской литературе;
- Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Принципы реализации проекта:
- Принципы развития отражает ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие нравственного воспитания через сказку.
- Принципы дифференциации и индивидуализации предлагает создать стимул, побуждающий к чтению, в процессе которого знакомство со сказками окажутся неизбежным.
- Принципы диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью взаимопониманием воспитателя и ребёнка, и проецирует установку на разумное усвоение.
- Принцип доступности предлагает соответствие содержания характера, и объёма учебного материала с уровнем развития подготовленности детей.
- Принцип системности достижение цели обеспечивается решением комплекса задач, оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
- Принцип последовательности заключается в постоянном чтение сказок.
Методы:
Беседы, игры драматизации, чтение любимых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр видеофильмов, обсуждение результатов мероприятий: «Неделя добрых сказок».
Формы:
Непосредственно образовательная деятельность, театрализация, досуги (конкурсы, викторина «В гостях у сказки») диагностика, фотовыставка. Продуктивная деятельность – рисунки, поделки, изготовление «волшебных» предметов, макеты сказочных домиков.
Этапы проекта:
1 этап: Подготовительный:
Определение темы (проблемы проекта)
-Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала
2 этап: Реализация проекта:
Работа по плану с детьми, родителями, педагогами
3 этап: Заключительный:
Презентация проекта на заседании педагогического совета.
Обработка результатов реализации проекта.
Итоговое интегрированное занятие «В гостях у сказки»
Оформление в группе « Музея сказок»
Механизмы реализации проекта:
Направление работы | Содержание работы | Периодичность |
Работа с детьми | Диагностика по выявлению знания сказок с целью воспитания нравственных качеств. | 2 раза в год |
Ознакомление со сказкой (как вид занятия) | 1 раз в неделю | |
Беседа о прочитанных сказках | 1 раз в месяц | |
Познавательное чтение (свободная деятельность) | 3 раза в неделю | |
Просмотр и прослушивание аудио и видеозаписей по программным и литературным произведениям | 1 раз в неделю | |
Продуктивная деятельность – рисунки, поделки, изготовление «волшебных» предметов, макеты сказочных домиков | В течение года | |
Поделки из различных материалов «Мое отношение к русским народным сказкам» | В течение года | |
Театрализованные постановки, развлечения, досуги | 1 раз в 2месяца | |
Творческие отчеты организация выставки «Любимая сказка» | 1 раз в 2 месяца | |
Сотрудничество с родителями | Помощь в создании и оснащении материалом семейного мини-музей в группе | В течение учебного года |
Анкетирование родителей | 3 раза в год | |
Оформление фото альбома «Превращаемся в героев сказок» | Новогоднее представление | |
Консультации родителей по данной теме | В течение учебного года | |
Помощь в создании библиотеки (подбор книг и оформление библиотеки) | В течение учебного года | |
Тематические встречи родителями «Встреча в стране детства» | Ноябрь | |
Родительская гостиная «Круглый стол» | Март | |
Методическое содержание | Организация предметно-развивающей среды | В течение реализации проекта |
Подбор и анализ художественной литературы, направленной на воспитание нравственных качеств через сказку и оформление библиотечного уголка в группе | 4 квартал | |
Конспекты игр-бесед, занятий | В течение реализации проекта | |
Подбор сказок, стихов, картинок, иллюстраций | 4 квартал | |
Подбор д/и, упражнений по данной теме | В течение реализации проекта | |
Консультативный материал для родителей, стенды, памятки, выставки | В течение реализации проекта |
Литература:
В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. Москва 2006.
Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва
«Просвещение» 1979.
В.В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Москва 2006.
В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. Нравственное воспитание в детском саду. Москва «Просвещение»1984
З.А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи» Москва 2003.
Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой» Москва 2000.
Р.Калинина «Тренинг развития личности дошкольника»