автор: Жук Ирина Михайловна

Воспитатель Ханты-Мансийский АО г. Мегион МАДОУ №1 “Сказка”

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение №1

«СКАЗКА»

«Сказка, как прием воспитания нравственных качеств»

 

Воспитатель: Жук И.М.   

 

«Сказка – самая здоровая пища – не лакомство,

насущный очень питательный хлеб»

                                                                            К. Чуковский.

 

1.Пояснительная записка

 

   «Детям необходимы сказки, как воздух!» Казалось бы, это педагогическая аксиома, а её главными проводниками в жизни являются родители.

   Однако далеко не все мамы и папы разделяют этот тезис. В домашних  библиотеках можно обнаружить множество иллюстрированных детских энциклопедий, которые сегодня в изобилии поставляет рынок, – и о динозаврах, и о  глубоководных рыбах, и о звёздах с планетами, и даже и том, «откуда я появился». Эти книжки, с точки зрения озабоченных родителей, действительно содержат полезную информацию, работают на эрудицию ребёнка. А сказка что? Пустая забава!

    Родители, занимающие такую позицию, имеют предшественников в лице весьма серьезных представителей науки и педагогике. Психоаналитики и психотерапевты, занимающиеся изучением и интерпретацией сказочных сюжетов, утверждают, сказочная реальность для психического развития ребёнка является такой же необходимой питательной средой, как свежий воздух для физического здоровья.  Ведь в сказках дети в завуалированной форме обнаруживают те конфликты, которые типичны для них самих, для их отношений с окружающими. Но сказка не ограничивается констатацией. Она всегда предлагает ребенку выход из положения, стратегию правильного поведения с родителями, с братьями и сестрами, с другими людьми.

 2.Характеристика проекта.

  • По типу –  познавательно-творческий,
  • По виду – творческий
  • По форме – групповой (участвуют дети и родители)
  • По длительности долгосрочный  один год

3.Проблемы:

     Редкое чтение сказок родителями своим малышам. Отсутствие у детей  интереса, к чтению, в процессе которого знакомство со сказками окажется неизбежным. А также недостаточное осознание детьми русских народных сказок.

  1. Актуальность

   Важную роль в формирования нравственных качеств и оценок у детей играет  художественная литература, а именно сказки. Сказочный мир – страна реальных фантазий  и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света и загадочных звуков. Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Необходимо, чтобы ребёнок знакомился со сказками, на которых выросло не одно поколение. В них, устоявшихся и проверенными веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. Ну и как же хочется быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью. Это неосознанное желание видоизменять окружающий мир, приближая его к своему, по-своему объясняя его.                                          

   Сказки  не только заставляют ребёнка задуматься над важными жизненными вопросами, но и помогают найти на них ответы. Американский психолог Б. Беттельхейм утверждает: «Детям нужны сказки», ибо они являются необходимой пищей для развития личности.

  Работая в детском саду, наблюдая за поведением детей, осознаешь, что нужен подход к детям через сказку, который бы указал им правильный путь. Одним из направлений такого подхода можно считать приобщение детей к художественной литературе, сказкам.

   Сказка дает детям эталонные представления о добре и зле, в их героях много общего;  смелость, сострадание к ближнему, уважение к старшим, отсутствие корысти и жадности, терпение, трудолюбие, верность слову, незлопамятность.

Цели проекта:

  • Нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы;
  • Развитие творческих способностей, фантазии детей;
  • Содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.

Задачи проекта:

Дети:

  • Познакомить с творчеством русского народа, – способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
  • Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей;
  • Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
  • Развивать артистические способности;
  • Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
  • Знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам народа,
  • Формировать навыки сотрудничества;
  • Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
  • Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
  • Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

Родители:

  •  Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
  •  Развитие совместного творчества родителей и детей;
  •  Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
  • Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Участники проекта:  Воспитатели, родители и дети.

Ожидаемый результат:

  • Стремление и к активной  деятельности и творчеству;
  • Осознание значимости нравственного воспитания через  сказки;
  • Знание детьми сказок;
  • Умение принимать накопленные практические навыки в работе с книгой, сказкой;

             развитие интереса к русской литературе;

  • Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Принципы реализации проекта:

  • Принципы развития отражает ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие  нравственного воспитания через сказку.
  • Принципы дифференциации и индивидуализации предлагает  создать стимул, побуждающий к чтению, в процессе которого знакомство со сказками окажутся неизбежным.
  • Принципы диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной  и встречной открытостью, искренностью взаимопониманием воспитателя и ребёнка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  • Принцип доступности предлагает соответствие содержания характера, и объёма учебного материала с уровнем развития подготовленности детей.
  • Принцип системности достижение цели обеспечивается решением комплекса задач, оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.  
  • Принцип последовательности заключается в постоянном  чтение сказок.

Методы:

  Беседы, игры драматизации, чтение любимых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр видеофильмов, обсуждение результатов  мероприятий: «Неделя добрых сказок».

Формы:

  Непосредственно образовательная деятельность, театрализация, досуги (конкурсы, викторина «В гостях у сказки») диагностика, фотовыставка. Продуктивная деятельность – рисунки, поделки, изготовление «волшебных» предметов, макеты сказочных домиков.

Этапы проекта:

1 этап: Подготовительный:

Определение темы (проблемы проекта)

-Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

Сбор информации, литературы, дополнительного материала

2 этап: Реализация проекта:

Работа по плану с детьми, родителями, педагогами

3 этап:  Заключительный:

Презентация проекта на заседании педагогического совета.

Обработка результатов реализации проекта.

Итоговое интегрированное занятие «В гостях у сказки»

Оформление в группе « Музея сказок»

Механизмы реализации проекта:

Направление работы Содержание работы Периодичность
Работа с детьми Диагностика по выявлению знания сказок с целью воспитания нравственных качеств. 2 раза в год
Ознакомление со сказкой (как вид занятия) 1 раз в неделю
Беседа о прочитанных сказках 1 раз в месяц
Познавательное чтение (свободная деятельность) 3 раза в неделю
Просмотр и прослушивание аудио и видеозаписей по программным и литературным произведениям 1 раз в неделю
Продуктивная деятельность – рисунки, поделки, изготовление «волшебных» предметов, макеты сказочных домиков В течение года
Поделки из различных материалов  «Мое отношение к русским народным сказкам» В течение года
Театрализованные постановки, развлечения, досуги 1 раз в 2месяца
Творческие отчеты организация выставки «Любимая сказка» 1 раз в 2 месяца
Сотрудничество с родителями Помощь в создании и оснащении материалом семейного мини-музей в группе В течение учебного года
Анкетирование родителей 3 раза в год
Оформление фото альбома «Превращаемся в героев сказок» Новогоднее представление
Консультации родителей по данной теме В течение учебного года
Помощь в создании библиотеки (подбор книг и оформление библиотеки) В течение  учебного года
Тематические встречи родителями «Встреча в стране детства» Ноябрь
Родительская гостиная  «Круглый стол» Март
Методическое содержание Организация предметно-развивающей среды В течение реализации проекта
Подбор и анализ художественной литературы, направленной на воспитание  нравственных качеств через сказку и оформление библиотечного уголка в группе 4 квартал
Конспекты игр-бесед, занятий В течение реализации проекта
Подбор сказок, стихов, картинок, иллюстраций 4 квартал
Подбор д/и,  упражнений по данной теме В течение реализации проекта
Консультативный материал для родителей, стенды, памятки, выставки В течение реализации проекта

 

Литература:

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду.  Москва 2006.

Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста.  Москва

«Просвещение» 1979.

В.В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Москва 2006.

В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. Нравственное воспитание в детском саду. Москва «Просвещение»1984

З.А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи» Москва 2003.

Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой» Москва 2000.

Р.Калинина «Тренинг развития личности дошкольника»

 

Семейный проект «Сказка, как прием воспитания нравственных качеств”