автор: Журавлев Сергей Юрьевич
рукводитель физвоспитания ГБПОУ Колледж “Царицыно” (Москва)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности “Русские шашки”
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
Принята на заседании
методического совета колледжа от «18» сентября 2018г. Протокол №1 |
Утверждаю
Директор колледжа _____________Н.Н. Седова «18» сентября 2018г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
Русские шашки
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 14-18 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов по программе: 180 часов
Автор-составитель программы:
Журавлев С.Ю., педагог дополнительного образования
г. Москва 2018
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
|
4 |
|
8 |
|
11
13 14 |
- Пояснительная записка
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Значительную роль играет влияние шашечной игры на эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками.
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа относится к физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность программы заключается в том, шашки вызывают повышенный интерес, как у взрослых, так и у детей. Это обусловлено доступностью для самого широкого круга занимающихся, разных социальных групп, независимо от пола, возраста, состояния здоровья, эмоциональностью проведения занятий. Исследователи игровой деятельности подчёркивают её уникальные возможности физического и умственного, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработке воли и характера, формирование умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в методической концепции, на основе которой она построена. Эта концепция выражает необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у спортсменов приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения шашечного содержания.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.
Следует отметить, что в образовательных учреждениях занятия шашками носят разовый характер – это эпизодические турниры и соревнования.
Систематические занятия могут быть организованы только в кружках секциях или объединениях.
Для планомерной и последовательной работы по основам шашечного искусства необходима программа занятий.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: популяризация шашек среди студентов, совершенствование теоретических знаний, овладение принципами построения дебютного репертуара, создание системы психологической и физической подготовки, углубленное изучение ходов шашечной игры, развитие умственных способностей занимающихся, развитие памяти и возможности проявить свои индивидуальные способности в стандартных и в непредвиденных комбинациях.
Задачи:
- Формирование коммуникативной компетентности;
- Формирование способности к организации деятельности;
- Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения.
- Формирование умения решать творческие задачи.
- Прививать навыки применения изученных приемов в практической игре;
- Познакомить с историей зарождения и развития шашечной игры в Мире;
- Прививать чувство эстетичности через эстетику шашечной культуры;
Задачи для достижения намеченной цели:
Обучающие:
- Обучение основам шашечной игры;
- Подготовка квалифицированных спортсменов;
- Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
- Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- Выработка умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- Развитие стремления детей к самостоятельности;
- Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
- Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Программа отличается от других программ тем, что:
– ориентирована на развитие творческого потенциала обучающихся;
– практикоориентируемая и позволяет обучающимся перейти на саморазвитие в области шахматного искусства;
– программа имеет раздел «Общая физическая подготовка и спортивный режим».
Тематическая направленность
В программу включен теоретический и практический материал, который наиболее интересен для обучающихся объединения. Содержание практических работ и виды проектируемых объектов могут уточняться в зависимости от желания обучающихся, наличия материалов, средств и др.
С целью расширения кругозора обучающихся, в программу введены сведения по истории становления современной шахматной игры, о ведущих гроссмейстерах и мастерах в этой.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество обучающихся в группах: от 12 до 15 обучающихся;
Режим занятий:180 учебных часов в год, 4,5 часа в неделю. 2 занятия в неделю по 2 часа – теоретические с применением навыков игры, один час зав две недели – ОФП.
Этапы реализации программы
Первый этап – начальной подготовки:
– заложить основы заинтересованности шашечной игрой;
– научить обучающихся читать шашечные нотации;
– познакомить с выдающимися гроссмейстерами истории и современности.
Второй этап – учебно-развивающий:
– сформировать основные навыки игры;
– развить способности видеть шахматную доску;
– научить реагировать на действия соперника.
Третий этап – усовершенствования:
– научить пользоваться приемами игры;
– познакомить с выдающимися партиями.
– подготовить обучающихся к шашечным соревнованиям.
Форма и режим занятий
Основная форма занятий – групповая или индивидуальная, она связана со сменой деятельности. Продолжительность основного занятия составляет 2 часа с учетом здоровье сберегающих технологий: организационных моментов, упражнения, динамических пауз и т.д. Занятия обычно строятся по принципу: теоретический материал, основная часть, разбор партий, перерыв (гимнастика, паузы), повторение и закрепление.
Ожидаемые результаты
Будут знать | Будут уметь |
– историю игры и выдающихся игроков;
– правила игры, терминологию язык шашечных нотаций; – приемы и ключевые позиции при игре в шашки; |
– самостоятельно читать и записывать партии в нотациях;
– решать шашечные задачи: – применять комбинаторные приемы для решения поставленных игровых задач. |
Личностные результаты
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;
- мотивация детей к познанию, творчеству, труду;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности.
Метапредметные результаты
- Формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- овладение различными способами поиска информации в соответствии с поставленными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Компетентностная модель
Будут сформированы следующие компетенции:
– ценностно-смысловая компетенция (умение принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков);
– общекультурная компетенция (принимать и понимать точку зрения другого человека);
– учебно-познавательная компетенция (самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы);
– информационная компетенция (осваивать современные средства информации и информационные технологии);
– коммуникативная компетенция (умение представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы);
– выполнять работу над исследованием, учиться быть личностью, осознавать необходимость и значимость труда, который выполняешь – это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Начальные знания и умения присутствуют в большей или меньшей степени у каждого здорового ребенка. В процессе обучения проводятся три вида диагностики: входящая, промежуточная и итоговая. Диагностика проводится в процессе работы и общения с обучающимися, результаты фиксируются в таблице (Приложение №1).
Методы контроля и управления образовательным процессом – это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки учащегося при проведении практической части, выступление на конкурсах.
Программа предусматривает реализацию двух ключевых компетентностей: социальную компетентность и компетентность в коммуникативной сфере.
- Учебно – тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы аттестации/
контроля |
||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
Раздел 1 | «Шашки – это спорт» | 12 | 8 | 4 | |
1. | Вводное занятие. Давайте познакомимся.
Диагностика стартовых способностей Приложение №1) |
2 | 2 | 0 | Входной контроль |
2. | История русских шашек.
Правила игры |
2 | 2 | 0 | |
3. | Чтение шашечных нотаций | 4 | 2 | 2 | |
4. | Разбор классических партий | 4 | 2 | 2 | |
Раздел 2 | «Теория дебютов и шашечные композиции» | 62 | 18 | 44 | |
1. | Понятие о дебюте | 4 | 1 | 3 | |
2. | Закрытые дебюты | 4 | 2 | 2 | |
3. | Полуоткрытые дебюты | 4 | 1 | 3 | |
4. | Открытые дебюты | 6 | 2 | 4 | |
5. | «Игра Петрова» | 6 | 2 | 4 | |
6. | «Кол» | 4 | 1 | 3 | |
7. | «Городская партия» | 4 | 1 | 3 | |
8. | «Отыгрыш» | 4 | 1 | 3 | |
9. | «Старая партия» | 4 | 1 | 3 | |
10. | «Косяк» | 4 | 1 | 3 | |
11. | «Обратный косяк» | 4 | 1 | 3 | |
12. | Композиционные концовки и этюды | 6 | 2 | 4 | |
13. | Тактические приемы и особенности их применения | 8 | 2 | 6 | Промежуточный контроль |
Раздел 3 | «Миттельшпиль» – середина игры | 14 | 6 | 8 | |
1. | Миттельшпиль | 8 | 4 | 4 | |
2. | Вскрытие вертикалей | 6 | 2 | 4 | |
Раздел 4 | «Эндшпиль» – окончание игры | 62 | 20 | 42 | |
1. | Эндшпиль | 8 | 2 | 6 | |
2. | «Треугольник» | 10 | 2 | 8 | |
3. | «Две против двух» | 8 | 2 | 6 | |
4. | «Три против трех» | 8 | 2 | 6 | |
5. | «Три против четырех» | 8 | 2 | 6 | |
6. | «Борьба дамок и простых» | 10 | 2 | 8 | |
7. | Построение треугольника и ловля дамки противника | 10 | 4 | 6 | |
Раздел 5 | «Спортивный режим и ОФП» | 22 | 2 | 20 | |
1. | ОФП – общая физическая подготовка | 22 | 2 | 20 | |
Раздел 6 | «Турнир» | 8 | 0 | 8 | |
1. | Внутренний турнир | 4 | 0 | 4 | Итоговый контроль |
2. | Турнир между учебными отделениями | 2 | 0 | 2 | |
3. | Открытый турнир | 2 | 0 | 2 | |
ИТОГО | 180 | 54 | 126 |
Способы диагностики и контроля результатов
Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май).
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
1.Итоговые занятия.
2.Зачетные занятия.
5.Отчетные занятия – участие в турнирах.
Критерии замера прогнозируемых результатов
1. Педагогическое наблюдение.
2. Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:
• проведение открытых занятий с последующим обсуждением результатов полученных навыков;
• участие в конкурсах и соревнованиях.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
• Педагогические наблюдения.
• Открытые занятия с последующим обсуждением.
• Итоговые занятия.
• Участия в конкурсах, фестивалях, смотрах, выставках.
- Методическое обеспечение программы
Формирование шашечного мышления у студента проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
- При изучении шахматной доски.
- При обучении правилам игры;
- При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шашечной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы обучающийся проделывает самостоятельно.
В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания, специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.).
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает обучающемуся выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает обеспечение самостоятельности обучающихся в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
- Практическая игра;
- Решение шашечных задач, комбинаций и этюдов;
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- Теоретические занятия;
- Участие в турнирах и соревнованиях.
К концу учебного года дети должны знать:
- Шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, рокировка.
- Правила ходов и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года студенты должны уметь:
- Ориентироваться на доске;
- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шашечного кодекса;
- Правильно помещать доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- Рокировать;
Курс обучения опирается на следующие принципы:
- Систематичность;
- Преемственность между группами;
- Демократичность (занятия со всеми желающими)
- Дифференцированность (занятия с одаренными обучающимися);
- Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
- Принцип комплексного способа воздействия на личность обучающегося (применение различных видов и форм деятельности на занятиях).
Формы занятий:
- общие занятия (ведется теоретическая работа, закрепление пройденного материала, воспитательные беседы);
- групповые;
- индивидуальные занятия;
Структура занятия:
- Организационное начало – установка на занятие, сообщение цели и задач занятия (5 мин);
- Работа над формированием знаний и умений, предусмотренных учебно-календарным планированием. (90 мин);
- Работа над ошибками (20 мин);
- заключение, итог (5 мин).
- Материально-техническое обеспечение
- Наличие специального кабинета.
- Демонстрационная шашечная доска.
- Наборы шашек.
Список литературы
Для педагога:
- Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986
- Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ.и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР. 2012г.
Для обучающихся:
- Шахматный словарь. М. ФиС. 2015г.
- Шахматы – школе. М. Педагогика. 2014 г.
- Гик Е.А. Беседы о шахматах. – М., 2009
- В. Костров, Д.Давлетов «Шахматы» Санкт-Петербург 2001г.
- 5. В.Хенкин «Шахматы для начинающих» М.: «Астрель» 2012г.
Интернет – ресурсы
- Vseigritut.ru›sahmat/sahmat6.php–дебюты в шашках. Эндшпиль и миттельшпиль.
Кадровое обеспечение программы
Программа «Русские шашки» реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
Приложение 1
Анализ — изучение, разбор и оценка создавшейся ситуации.
Атака — наступление одной из сторон в шашечной партии.
Безупорная шашка — простая шашка, у которой отсутствует упор для размена.
Блокада — торможение продвижения вперёд шашек соперника.
Бортовая шашка — простая шашка на борту доски.
Вариант — цепочка логически связанных между собой ходов.
Выжидательный ход — тихий ход для передачи хода оппоненту.
Гамбит — жертва шашки в дебюте для захвата инициативы.
Дебют — начальная стадия партии.
Диаграмма — графическое изображение позиции на шашечной доске.
Жертва — умышленная поддача одной или нескольких шашек для получения позиционного или материального преимущества.
Золотая шашка — так называют шашку е1 белых и d8 чёрных.
Кол — название шашки с5 белых и f4 чёрных. Название дебюта.
Комбинация — серия жертв для получения материального или позиционного преимущества.
Контратака — наступление в ответ на атаку соперника.
Ловушка — западня, в которую пытаются завлечь оппонента.
Любки — две шашки по диагонали через одно поле, которое продвинута шашка другого игрока.
Манёвр — несколько тихих или ударных ходов для достижения определённого преимущества.
Миттельшпиль — срединная стадия партии.
Ничья — результат партии.
Нотация — система обозначения полей шашечной доски для ведения записи партии или отдельных позиций.
Оппозиция — противостояние белых и чёрных шашек по вертикали, горизонтали или диагонали.
Партия — процесс сражения двух сторон с первого хода до окончательного результата.
План игры — составление общей стратегической идеи, на игру в партии.
Позиция — расположение шашечных сил на доске.
Прорыв — приём, позволяющий прорваться в дамки.
Проходная шашка — шашка, которой обеспечен проход в дамки.
Размен — ударный ход, в результате которого снимается равное количество шашек обеих сторон.
Распутье — положение, когда простая шашка следующим ходом должна избрать поле для превращения дамку.
Решето — расположение шашек, когда между ними имеются свободные поля.
Роздых — позиция со свободным темпом, когда соперник обязан совершить взятие, но очередь хода за другой стороной.
Самообложение — положение, когда собственные шашки ограничивают действия и оказываются причиной поражения.
Связка — сковывание превосходящих сил соперника.
Столбняк — противостояние дамок, при котором начинающий проигрывает.
Стратегия — общий план игры.
Тактика — составная часть стратегии.
Темп — единица измерения развития шашек, тихий ход.
Теория — совокупность общих принципов и методов игры.
Тихий ход — ход шашки без взятия.
Турецкий удар — ударный ход, когда уже сбитая, но не снятая до окончания взятия шашка останавливает бьющую.
Угроза — нападение на один из объектов позиции соперника.
Ударный ход — взятие шашки (шашек) соперника.
Фланг — левая или правая половина шашечной доски.
Центр — центральные поля доски или шашки, владеющие этими полями.
Цугцванг — положение, в котором необходимость сделать ход приводит к ухудшению позиции или проигрышу.
Эндшпиль — заключительная, финальная часть партии.