автор: Зайцева Ольга Васильевна
Инструктор по физическому воспитанию ГБУ Лениногорского детского дома
Особенности физического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Введение
Предлагаемая нами разработка инновационной технологии спортизированного физического воспитания детей-сирот в условиях детского дома обусловлена пониманием необходимости оздоровления детей – сирот, их дальнейшей адаптации к физическим и психологическим нагрузкам, а также недостаточно разработанными технологиями физического воспитания в условиях детского дома России, с другой стороны.
Технология спортизированного физического воспитания в условиях детского дома реализуется посредством деятельности спортивного клуба детского дома, способна выступать эффективным педагогическим средством повышения уровня личностных характеристик жизнестойкости детей-сирот в новой педагогической системе.
Обобщение данных результативно-оценочного компонента предлагаемой модели позволит вывести общую оценку качества организации спортизированного физического воспитания в условиях детского дома.
Разработанная программа спортизированного физического воспитания на основе спортивного клуба «Олимп» является педагогическим инструментом совета, позволяющим эффективно повышать уровень личностных характеристик жизнестойкости детей-сирот в условиях детского дома. Ввиду сказанного, мы рассматриваем детский дом в России с присущими ему разнообразными социальными отношениями и многопрофильными внешними связями как микросоциум, ответственный за передачу не только теоретического, но, главным образом, практического опыта.
Политические, социальные и экономические изменения, происходящие объективно в России, обусловили изменения не только в педагогической деятельности и всех практических сферах образования, но и в педагогической теории. В настоящее время является аксиомой положение о том, что решение проблем, стоящих перед обществом, стало невозможным без переосмысления новой роли человека, без развития его нереализованных и не выявленных возможностей, без раскрытия его интеллектуального и духовного потенциала. В диалектическом процессе реформирования социально-экономической и общественной жизни страны существенное внимание обращается на формирование человека с высоко развитыми деловыми, нравственными качествами, способностями к самоопределению и самореализации, основанными на личной инициативе и ответственности. Подготовка такого человека требует, как показывает общественно-исторический опыт, привлечения всех ценностей культуры и создания адекватных общественной потребности педагогических систем и технологий. Вместе с отдельными обнадеживающими результатами подготовки человека к жизнедеятельности в новых условиях следует, однако, отметить, что эти результаты в силу многих объективных причин не стали пока реально достижимой целью для всех звеньев системы образования.
Наиболее остро противоречие между общественной потребностью формирования нового человека и несовершенными условиями, содержанием и методами обучения и воспитания проявляются в работе с особой категорией детей – детьми-сиротами. Исследования особенностей психического развития воспитанников детского дома традиционно основываются на лежащей в русле психоанализа идее психической депривации, являющейся следствием отрыва ребенка от матери. Депривация рассматривается как основной фактор, препятствующий полноценному психическому и физическому развитию. А этот фактор показывает, что состояние здоровья воспитанников явно неблагополучно в детских домах. Ранимая и не устойчивая психика детей оказывается перегруженной, что проявляется либо в агрессивности их поведения, либо в апатии и равнодушии к жизни. Лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях сказывается на их социальном, психическом, физическом здоровье. Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей-сирот. Среди детей-сирот наиболее частой причиной патологии является поражение головного мозга.
Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение, поэтому эффект воздействия специальных двигательных режимов на психику ребенка может быть самым различным. Здесь многое зависит от типа личности, темперамента и привычных установок на тот или иной вид двигательной активности. Именно поэтому нельзя изучать проблему влияния физических упражнений на психологическое здоровье детей без изучения их индивидуальных особенностей. Занятия физической культурой могут быть использованы в формировании положительных черт личности, интеллекта, а психологическая атмосфера занятий способствует подавлению эгоизма, лицемерия, нечестности и т.п. При этом необходимо акцентировать внимание воспитанников на своих индивидуальных особенностях и возможностях. Это способствует активизации процессов самопознания и самоуправления деятельностью детей.
Системный подход и применение средств физической культуры в условиях детского дома позволяют добиваться конкретных изменений как в физической, так и в психологической сферах детей-сирот. Развитие физического качества быстроты, в свою очередь, способствует направленным изменениям в психологической сфере – развитию быстроты восприятия информации, принятию решения. При этом используется сопряженное воздействие как последовательно – физическими упражнениями, создающими предпосылки для последующего развития физических качеств, так и параллельно – упражнениями, одновременно воздействующими на психологическую и физическую сферы.
Так, при наличии вполне определенных различий в процессах адаптации детей-сирот, а также их развития в каждой возрастно-половой группе по жизненно важным признакам физического развития, интеллектуальной и нравственной сферы, научного обоснования выявленных быстрых темпов возрастного созревания и развития, продолжает декларироваться коллективное обучение и воспитание по одинаковым учебным планам и программам. Во время их реализации обнаруживается низшая эффективность образовательного процесса, рассогласование между планируемыми и реальными результатами обучения.
Эти обстоятельства позволяют сделать вывод об «исчерпаемости» традиционных подходов в обосновании теоретико-методологических основ воспитания и развития детей-сирот.
Проведенный анализ методических разработок по применению физической культуры в учреждениях интернатного типа выявил, что физическая культура детей-сирот, как правило, рассматривается как средство реабилитации.
Другие авторы считают, что оптимизация психофизического состояния воспитанников интернатных учреждений является задачей физической рекреации. И именно она, по данным исследований в учреждении интернатного типа должна занимать должное место в организации жизни детей. Это связано с тем, что физической рекреации присущи и высокий уровень двигательной активности, и игровой характер, и свобода выбора действий и партнера, и положительный эмоциональный фон. Она создает базу успешной адаптации ребенка к конкретным условиям.
Подводя итог вышеизложенному можно отметить, что структура, содержание, формы и методы организации работы в сфере физической активности детей-сирот пока разработаны недостаточно. Ощущается недостаток сведений о системах физкультурно-оздоровительной работы с детьми-сиротами, ориентированной на комплексное, то есть оздоровительное, воспитательное, образовательное и развивающее воздействие, что не способствует оптимизации социальной адаптации и устранению явлений избыточности-недостаточности этой категории детей.
Одним из приоритетных направлений, на наш взгляд, в системе реабилитации и рекреации детей-сирот, полноценной подготовке их к учебной и профессиональной деятельности должно стать преодоление недостаточности традиционно используемых средств и методов физической культуры в работе с детьми-сиротами, существенное обновление физкультур-но-образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий, усиление в них личностно-развивающего и природосообразного содержания, способствующих удовлетворению социальных и биологических потребно-стей детей в двигательной активности. В этой связи в современных условиях необходимы проекты реализации многовариантных программ физического воспитания, сообразные с природой и предпочтениями детей-сирот.
В связи с этим разработка концепции физической культуры детей-сирот должна осуществляется на основе преимущественной социализации личности детей и подростков и быть ориентированной на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и задатков ребенка, учет индивидуальных особенностей, основных интересов и уровня развития психофизических показателей . Таким образом, системообразующим факто-ром, объединяющим все компоненты физической культуры, является физкультурно-спортивная деятельность, направленная на физическое совершенствование человека. В этой связи физическая культура приобретает особую социальную значимость, так как ее целью, предметом и главным результатом являются развитие и саморазвитие самого человека.
Разработка концептуальных основ технологий проектирования программ физического воспитания детей-сирот предполагает формирование принципов, обосновывающих его теоретическую и методологическую направленность.
Выход на новые теоретические рубежи обусловливает необходимость разработки новой технологии обоснования процесса воспитания, вообще, и воспитания детей-сирот, в частности.
Физкультурно- массовая работа в интернатных учреждениях хотя и не стандартизирована государством, часто строго регламентирована и не выходит за рамки 2-х часов в неделю и осуществляется, как правило, по типовым программам, которые акцентированы преимущественно на формировании двигательной культуры с приоритетом развития двигательных качеств и обучения двигательным умениям. В учреждениях интернатного типа режимным моментам придается особое значение. Однако наблюдается перегрузка воспитанников учебными занятиями за счет увеличения времени, отводимого на самоподготовку и уменьшения времени, отводимого на организацию подвижных игр и спортивной деятельности, что усугубляет вышеописанную ситуацию избыточности и недостаточности в развитии ребенка-сироты. На наш взгляд, эта ситуация не только не устраняется, но и поддерживается тем, что используемые программы обучения и воспитания не адекватны фактическому (актуальному) состоянию детей, а применяемые в них средства устраняют лишь внешние проявления ситуации избыточности-недостаточности.
В связи с вышеизложенным, физическая культура в интернатном учреждении должна являться неотъемлемой частью формирования общей, учебной, профессиональной культуры личности воспитанников, системы гуманистического воспитания детей-сирот. Как учебная дисциплина – одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизиологического состояния детей-сирот в процессе их социализации и адаптации к условиям их жизни.
В настоящее время все более активно ведется поиск новых средств и методов физической подготовки детей-сирот, однако во многом он связан с лимитом времени, а также режимными моментами в организации жизнедеятельности детских домов и школ-интернатов. Поэтому эффективно использование наряду с уроками физической культуры внеурочных форм.
Так, например, В.А. Ильин предлагает следующую экспериментальную программу для детей детских домов дошкольного возраста: комплекс утренних закаливающих мероприятий; физкультминутки; физкультпаузы 2–3 мин; физкультурно-оздоровительные мероприятия после дневного сна; организованная физкультурно-спортивная деятельность на прогулках; индивидуальные физкультурные занятия; физкультурные досуги, походы; спортивные развлечения, спортивные праздники.
Т.В. Чернова указывает, что повышение общей двигательной активности детей-сирот путем введения дополнительного занятия в неделю, плавания, ритмики по 3–5мин в день улучшает показатели физического развития, показатели умственной работоспособности, а также улучшает развитие речи.
М.С. Леонтьевой были сформулированы основные дидактические условия, в рамках которых целесообразно осуществлять подготовку детей-сирот к школе: социальная ситуация развития, которую следует проектировать и осуществлять с опорой на положительное в ребенке, на его способности к кумуляции общественно-исторического опыта в сфере физической культуры; формирование индивидуально-специфического опыта адаптации детей-сирот к социально-воспитательной среде через развитие инвариантных механизмов реагирования на внешние воздействия; развитие психомоторных способностей детей-сирот, и социальный и генетический варианты целостного процесса развития.
В рамках выдвинутых дидактических условий также разработана методика физического воспитания детей-сирот, основанная на преимущественном использовании игры в бадминтон и дополнительного содержания обучения для направленного развития ведущих двигательных способностей.
С.В. Галицин рекомендует использовать учебно-тренировочные за-нятия по спортивным играм (футбол, волейбол, бадминтон, настольный теннис), подвижным играм, плаванию, восточным единоборствам, общей физической подготовке, корригирующей гимнастике (упражнения для коррекции стопы и осанки). Автор считает, что для решения вопросов со-циализации детей детских домов большую часть соревнований по различ-ным видам спорта необходимо проводить с их сверстниками, проживаю-щими в семьях. Наряду с этим, при планировании физкультурно-оздоровительной работы С.В. Галицин предлагает учитывать следующие моменты: оценку состояния здоровья воспитанников детского дома, что позволяет отразить наиболее распространенные заболевания; общее коли-чество здоровых детей, что используется для коррекции программ физ-культурно-оздоровительных мероприятий; непрерывность процесса физи-ческого воспитания для увеличения показателей физического развития, двигательной и функциональной подготовленности, укрепления здоровья детей-сирот; необходимость проведения физкультурно-спортивных мероприятий во второй половине дня, а в летний период – два раза в день.
О.А. Шпитальная считает, что потенциальным резервом и адекватной формой двигательной активности для детей-сирот являются рекреативные занятия во внеурочное время, основанные на использовании подвижных игр, включающих основные движения (ходьбу, бег, прыжки, метание, лазание). Такие занятия не только удовлетворяют эмоциональную и двигательную потребность детей, но и несут коррекционно-развивающуюфункцию различных сфер жизнедеятельности ребенка – социальной, психической, умственной и физической.
Д.В.Грязнов сформулировал основные принципы социально-педагогической реабилитации детей-сирот в сфере физической культуры, раскрывающие теоретическую и практическую направленность экспериментальной методики: – принцип преемственности обусловливает необходимость учета содержания двигательного опыта ребенка-сироты и разработки технологии ее совершенствования в процессе физкультурно-спортивной деятельности; – принцип систематичности учебно-тренировочной нагрузки строится на утверждении, что достижение запланированных кумулятивных эффектов состоится при частоте занятий не менее трех раз в неделю по 45-60 минут каждое; – принцип узконаправленной тренировочной нагрузки основан на признании эффективности ее локального воздействия на различные системы организма, что позволяет рационально отбирать содержание обучения и управлять процессом реабилитации.
На основе этих принципов была разработана экспериментальная методика физического воспитания в детском доме, состоящая из совокупности взаимосвязанных инвариантных элементов. Первый элемент – содержание основного и дополнительного учебного материала для занятий ребенка-сироты биологически оправданным и предпочитаемым видом физкультурно-спортивной деятельности. Второй элемент – формы занятий физическими упражнениями, опосредованные в утренней физической за-рядке, попутной физической тренировке, тренировочных занятиях в видах спорта. Третий элемент – уроки физической культуры в общеобразовательной школе, создающие базис общефизической подготовленности, основу для занятий спортом.
Е.В. Максимихина (2006) разработала вариант построения учебно-тренировочного и воспитательного процесса по физическому воспитанию на основе кругового метода тренировки для подростков с девиантнымповедением. В основу построения программы вошли следующие положения: – учебный процесс должен иметь оздоровительно-профилактическую направленность; – средства и методы физического воспитания должны быть адекватны личностным особенностям занимающихся и должны способствовать снижению уровня тревожности, агрессивности, повышению мотивационных установок, самооценки личности; – в качестве средств физического воспитания следует использовать упражнения аэробной направленности; – в качестве методов физического воспитания следует использовать круговой метод (40% от общего количества часов), посредством которого обеспечивается развитие индивидуальных способностей; – частота сердечных сокращений (ЧСС) при выполнении физических нагрузок должна находиться в пределах 140-160 уд/мин, интервалы отдыха 110 – 120 уд/мин, как наиболее благоприятная для протекания психических процессов; – подбор средств, методов и педагогических приемов должен способствовать формированию интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Автор считает, что изменение в положительную сторону психоэмоционального состояния воспитанников школы-интерната необходимо осуществлять параллельно с развитием двигательных качеств. При этом надо учитывать, что прямого разграничения воздействия педагогических приемов на снижение уровня тревожности, агрессивности в поведении занимающихся достичь практически невозможно. Поэтому, воздействуя на психоэмоциональное состояние подростков одновременно происходит и формирование адекватной самооценки личности, создание позитивных мотивационных установок, коррекция негативных психических процессов, развитие двигательных качеств, формирование интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Салимов М.И. наряду с обязательными занятиями по физическому воспитанию (в рамках школьной программы) предлагает проводить регулярные занятия в кружке адаптивной физической культуры для увеличения двигательной активности воспитанников. Автор утверждает, что использование средств физической культуры, адаптивного спорта и разработанного медико-педагогического контроля влияет на улучшение физического и психического развития детей, что повышает их подготовленность к социальной адаптации.
Л.М. Беженцева предложила методику занятий с использованием средств оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики. Данная методика разрабатывалась с учетом интересов занимающихся; формирования потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; развития физических качеств (выносливости, силы, гибкости) и координационных способностей; подготовленности функциональных систем. В основу данной методики были положены следующие положения: оздоровительно-коррекционная направленность занятий; широкое использование физических упражнений аэробной направленности умеренной интенсивности и амплитуды; использование музыки, так как она является регулятором движения, задает темп, характер, динамическую и эмоциональную окраску; использование предметов художественной гимнастики для развития ловкости и координации движений.
Башта Л.Ю. считает, что работа по совершенствованию физической подготовленности дошкольников-сирот должна строиться на основе игровой мотивации, с преимущественным использованием подвижных, элементов спортивных игр и игровых упражнений с направленным развитием физических способностей. Автором предложена поэтапная методика развития физические способности детей-сирот на неурочных занятиях. На развитие каждой физической способности отводится не менее 2 месяцев при 3-разовых занятиях в неделю.
Одной из приоритетных форм воспитания детей-сирот в современности является приемная семья. Несмотря на массу преимуществ данной формы, проблемы, возникающие у субъектов воспитания схожи с теми, что возникают в интернатных учреждениях. Основной причиной весьма слабой постановки физического воспитания детей-сирот в приемной семье или его полного отсутствия является недостаточная разработанность этой проблемы в педагогике, неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания, непонимание ими его роли в развитии детей-сирот и укреплении их здоровья.
Зачастую физическим воспитанием приемные родители либо вовсе не занимаются, либо ведут его эпизодически и неправильно. Высокий уровень физического воспитания детей-сирот в приемной семье является одним из главных средств повышения массовости физкультуры и спорта,
формирования гармонически развитой личности. Несмотря на наличие целого комплекса форм физической культуры, физическое воспитание детей- сирот в приемной семье как система и как процесс не достигли еще необходимого уровня [16].
Двигательная активность в границах ниже и выше допустимой способствует задержке роста и развития, а также снижает рабочие и адаптивные возможности развивающегося организма.
По мнению ряда авторов ( Э.Л. Фрухт, В.А. Ильин, С.В. Галицын, Д.В. Грязнов и др.), особенности физического воспитания детей-сирот состоят в основном в коррекции нарушений двигательных действий и оптимизации двигательной активности. Однако подобное ограничение воздействий существенно сдерживает возможности детей-сирот и значительно ограничивает развитие физических способностей, что неизбежно влечет за собой недостаточность их физической подготовленности.
Физическая культура как социальный институт имеет большое значение в процессе социализации ребенка, без которой он не станет дееспособным участником общественных отношений, считает Р.М. Шипилов.
Физическое воспитание может значительно улучшить процесс социальной адаптации детей-сирот, поэтому изучение проблемы использования средств физическое воспитание в процессе социальной адаптации сирот является актуальной.
Достаточно большое количество исследований посвящено использованию средств физической культуры в воспитании сирот: Г.И.
Артеменко, Д.В. Грязнов, Н.А. Фирсанова, Л.Ю. Башта. Большое количество работ посвящено профилактике асоциального поведения детей-сирот средствами физической культуры: А.А. Ромашов, Р.Н. Гречаник, Е.В.
Строева и другие .
Огромные социальные педагогические возможности для формирования и коррекции интеллектуального и физического потенциала детей-сирот имеет игровая деятельность. Через различные формы физкультурно-игровой деятельности можно успешно и целенаправленно адаптировать детей-сирот в приемной семье.
Социальная активность в процессе игры рассматривается как качество социально-ценностной деятельности и оказывает помощь в процессе адаптации в приемной семье, формирует положительное отношение к семье своему социальному статусу, ориентирует на положительное отношение социально-значимой деятельности.
В процессе подвижных игр развиваются базовые физические качества детей-сирот: сила, выносливость, гибкость, скорость и ловкость. Происходит развитие логики мышления, формируются навыки и опыт разрешения различных жизненных ситуаций навыки общения, взаимопомощи.
Особое значение имеют игры на природе, походы, экстремальные ситуации, которые учат детей адаптироваться в сложных нестандартных условиях.
Физическое воспитание является формой профилактики вредных привычек. По мнению Ю.И. Смирнова, занятия физической культурой и спортом не только являются средством поддержания и укрепления здоровья,
а также профилактики вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании, наркомании и т.д.).
Профилактика и коррекция вредных привычек средствами физической культуры среди детей-сирот должна проводиться в первую очередь в приемной семье, а также в образовательных учреждениях в зависимости от возраста школьников, уровня физической подготовленности школьников, и
выступать в качестве последовательной, целенаправленной работы, которая осуществляется как в процессе учебных занятий, так и на внеучебном уровне.
В приемной семье досуг должен носить активный характер. Активный семейный досуг – это очень занимательное времяпрепровождение, это веселье, развлечение, получение чего-то нового, свежего для всей семьи. В
зависимости от времени года мероприятия, направленные на активный,
принципиально различаются. В летний период – это велосипедные поездки,
походы в лес, конные туры, водные лыжи и т.д. В зимний период: горные лыжи, катание на санках или коньках и т.д.
Многочисленные исследования показывают, что учащиеся старших классов, в особенности девушки утрачивают интерес к физической культуры,
что крайне отрицательно сказывается на их здоровье будущей семейной жизни. Основными причинами безразличного и негативного отношения девушек к занятиям физической культуры, является отсутствие эмоционально интересных упражнений и невнимательность к потребностям старшеклассниц, поэтому приемные родители должны проводить беседы,
которые их будут мотивировать.
Мотив укрепления здоровья не является первостепенным, так как физическая культура с их точки зрения привлекательна как средство создания имиджа, формирования красивого телосложения, умение красиво двигаться и танцевать.
Однако все эти наработки достаточно слабо реализуются в приемных семьях в силу неподготовленности родителей к работе в данном направлении воспитания, отсутствии в семьях необходимых условий для занятий
физической культурой, большой загруженностью приемных родителей,
низкой мотивацией родителей и приемных детей, компьютерной зависимостью современной молодежи и прочими объективными и субъективными факторами.
Приемные родители должны стремиться к тому, чтобы создать наиболее благоприятные гигиенические условия, использовать естественные факторы природы (солнце, воздух, вода), следить, чтобы дети занимались доступными видами спорта, правильно выполняли движения.
Положительное влияние на детей-сирот оказывает пример замещающих родителей, когда они вместе с детьми ходят на лыжах, катаются на коньках, санках, играют в теннис, бадминтон, плавают и т.д. приемные родители показывают, объясняют как нужно выполнять упражнения, оказывают помощь, наблюдают за самочувствием детей.
С целью изучения состояния физического воспитания в приемных семьях нами была проведена исследовательская работа с приемными родителями. В исследовании принимали участие 16 приемных родителей.
Методы изучения проблемы: беседа, наблюдение, анкетирование. В
результате мы получили следующие данные: Кто из родителей занимается или занимался спортом?
Мама 20% 3 чел.
Папа 25% 4 чел.
Оба 55% 8 чел.
Есть ли в доме спортивные снаряды, тренажеры?
Да 65% 10 чел.
Нет 35% 5 чел.
Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию?
Да 75% 11 чел.
Нет 25% 4 чел.
Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)
Да 100% 15 чел.
Нет 0% 0 чел.
Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)
Да 80% 12 чел.
Нет 20% 3 чел.
Делаете ли вы с ребенком дома утреннюю зарядку? (Да, нет, иногда)
Да 15% 2 чел.
Нет 65% 10 чел.
Иногда 20% 3 чел.
Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены? (Да, нет)
Да 100% 15 чел.
Нет 0% 0 чел.
Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их.
Да 100% (обливание, обтирание) 15 чел.
Нет 0% 0 чел.
Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (Да, нет)
Да 25% 4 чел.
Нет 75% 11 чел.
Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома?
Времени нет 40% 6 чел.
Лень 60% 9 чел.
Смотрите ли Вы по ТВ детские спортивные передачи?
Да 65% 10 чел.
Нет 35% 5 чел.
Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада, школы? (Да, нет,
иногда)
Да 15% 2 чел.
Нет 60% 9 чел.
Иногда 25% 4 чел.
Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (Да, нет, иногда)
Да 55% 8 чел.
Нет 25% 4 чел.
Иногда 20% 3 чел.
Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада, школы и в выходные дни:
подвижные игры,
настольные игры,
музыкально-ритмическая деятельность,
просмотр телепередач,
конструирование,
занятия на компьютере,
чтение книг.
Таким образом, несмотря на то, что приемные родители осознают значимость физического воспитания детей в семье, 85% опрошенных семей не делают с детьми утреннюю зарядку, более трети опрошенных не имеют дома необходимого инвентаря для занятий физической культурой, 75%
опрошенных семей не занимается закаливанием приемных детей, объясняя это отсутствием времени (40%) и собственной ленью (60%), 85 %
опрошенных не проводят с детьми прогулки на свежем воздухе, и при этом все опрошенные родители имеют необходимые знания в области физического детей разного возраста. Вследствие этого, основными видами организации досуга в приемных семьях является просмотр телепередач,
занятия на компьютере, что не способствует формированию здорового образа жизни и физическому совершенствованию ребенка в приемной семье.
Одним из направлений совершенствования системы физического воспитания детей-сирот в России является спортизация детских домов. Использование принципиально нового подхода формирования жизнестойкости детей-сирот в процессе спортизированного физического воспитания открывает новые перспективы совершенствования и усиления воспитательной работы в условиях детского дома. Результатом такого преобразования в методике физического воспитания детей-сирот, выступают темпы прироста показателей их физической подготовленности, физического развития, а также своевременной коррекции и развития психологического здоровья и, как конечный продукт, успешная адаптация детей-сирот после выпуска из детского дома.
Спортизированное физическое воспитание в отличие от традиционного физического воспитания позволяет активно использовать в качестве главного педагогического средства занятия спортом. Оздоровительная и спортивная тренировка нацеливают детей-сирот на возможность преодолевать трудности, воспитывать такие качества характера как воля, стойкость, дисциплинированность. Участие в соревнованиях также потребует преодоление страха, проявление стойкости, волю к победе. Учитывая результат предварительного эксперимента, именно физическая культура и спорт позволяют детям-сиротам в условиях детского дома приобрести опыт выживания в экстремальной деятельности, научит их принимать правильно решения в своей жизни.
Н.Н. Каргин и С.Ю. Тюленьков обращают внимание на то, что спорт – это, пожалуй, «единственный социальный институт, где индивид может выполнять социально значимые роли в наиболее раннем возрасте». И это определяет ряд важных аспектов социально-психологического значения спорта для социализации детей-сирот.
Во-первых, активное участие в социальной жизни предполагает определенную ответственность, что важно для развития самосознания.
Во-вторых, дети-сироты, включенные в активную социальную (спортивную) деятельность, менее всего подвержены случайным влияниям, их поведение более управляемо. Кроме того, занятия спортом формируют такие качества личности, развитие которых в иных сферах социальной деятельности затруднено. Некоторые из них (например, настойчивость и упорство), конечно же, могут формироваться и в других сферах деятельности. Но особенность состоит в том, что спортивная игра в силу природы, как и всякая другая игра, «является средством обучения различным социальным ролям и моделям поведения». Наконец следует учитывать также, что «набор определенных качеств, приобретенных в процессе занятий спортом, может быть перенесен и использован в любой другой социальной деятельности.
При проектировании педагогической системы формирования жизнестойкости мы опирались на системный подход, где системообразующим фактором являются физическая культура и спорт.
В связи с этим можно сформулировать первый общий принцип организации новой педагогической системы: форма организации и технология процесса физического воспитания детей-сирот должны обеспечить как можно больше возможностей для освоения каждым из них ценностей физической культуры и спорта в соответствии с его задатками, способностями, личностными установками, потребностями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности.
Известно, что наиболее эффектным способом преобразования физического потенциала человека является тренировка как целенаправленно организованный процесс адаптации организма детей-сирот к физическим нагрузкам необходимого объема, нужной интенсивности и методически грамотного подбора содержания используемых для этого физических упражнений. Вместе с тем необходимым элементом любого тренировочного процесса является постоянное освоение занимающимися новых двигательных действий и их совершенствование, т.е. моторное обучение.
Таким образом, второй принцип проектирования педагогической системы – принцип обязательности использования технологий спортивной, общекондиционной и оздоровительной тренировки при организации физической и спортивной подготовки детей-сирот, их физкультурного и спортивного воспитания. Становится понятной необходимость такой формы организации процесса спортизированного физического воспитания, которая обеспечила бы возможность развития процессов адаптации к физическим нагрузкам, дифференцированной в соответствии с сенситивными периодами, индивидуальными и типологическими особенностями занимающихся, их установками, мотивами, интересом к тому или иному виду спортивной или физкультурной деятельности.
Детский дом, по определению, не может претендовать на соответствие этим требованиям и условиям, прежде всего по тому, что форма организации образовательного процесса предусматривает только соответствие детей-сирот одному и тому же календарному возрасту, как правило, не совпадающему с биологическим, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не может быть в детском доме и совпадений психологического статуса детей-сирот в сфере физкультурной или спортивной деятельности. Поэтому, по крайне мере в том, что касается создания более или менее однородных общностей детей-сирот по вышеупомянутым признакам, представляется целесообразным объединить детей-сирот, близких по интересам в сфере физкультурной, спортивной или оздоровительной деятельности, по потребностям и уровням притязаний, а также по потенциальным перспективам их физического совершенствования в отдельные коллективы-группы, занимающиеся по экспериментальной программе.
К числу ведущих тенденций спортизированного физического воспитания в условиях детского дома относится усиление образовательной направленности. В первую очередь имеется в виду повышение физкультурной грамотности детей-сирот, формирование и углубление их знаний о своем организме и физическом состоянии, различных его параметрах: о состоянии здоровья, физической подготовленности, телосложении, о различных средствах воздействия на них и методике использования этих средств, о здоровом образе жизни, его компонентах и путях формирования и т.д.
Основная цель педагогической системы заключается в том, чтобы инновационная технология спортизированного физического воспитания была направлена на становление спортивного стиля жизни, как в условиях детского дома, так и вне его. В этой связи физическое воспитание выступает как организующая воспитательная форма, формирующая жизнестойкую личность детей-сирот.
Первоочередными задачами является, как мы выяснили, приобщение детей-сирот к системе культурных ценностей физкультуры и спорта. А это систематические занятия спортом, оздоровление (сохранение и укрепление психологического и физического здоровья), физическое совершенствование (формирование определенных физических качеств, двигательных умений и навыков) физического состояния и нравственно-волевой сферы, а также выявление, отбор и подготовка юных спортсменов, способных успешно выступать и побеждать в соревнованиях различного уровня.
Согласно инновационным подходам, подчеркивается необходимость сместить акцент на решение задач новой педагогической системы оздоровления, укрепления психологического и физического здоровья детей-сирот, подготовку их к самостоятельной жизни после выпуска из детского дома.
Такая форма организации должна обеспечить условия для интенсификации физической подготовки детей-сирот и развития у них спортивного стиля жизни, ориентированного на поддержание оптимального уровня здоровья и физических кондиций, физического и духовного самосовершенствования с формированием жизнестойкости личности детей-сирот, умеющих адаптироваться в быстро меняющемся социуме. В условиях детского дома процесс реализации технологии спортизированного физического воспитания невозможен без обоснованного, мобильного практического использования в образовательном процессе.
Вывод. В настоящее время в системе управления физическим и спортивным воспитанием школьников все большее распространение получило моделирование различных сторон учебно-воспитательной деятельности, что
позволяет правильнее и на более высоком организационно-методическом уровне определить направление и содержание физкультурно-спортивной деятельности, повысить эффективность работы по укреплению здоровья, физического развития и приобщению детей к спортивному стилю жизни.
Основные функции и принципы технологии спортизированного физического воспитания на основе деятельности спортивного клуба детского дома
В девяностые годы ученым В.И. Столяровым разработана и внедрена комплексная и гуманистически ориентированная модель спортивного клуба, которая охватывает самые различные группы населения, в рамках разработанного им проекта под названием «СпАрт».
Главной задачей спортивных клубов при всех общеобразовательных учреждениях и по месту жительства является вовлечение в систематические тренировки абсолютного большинства детей и подростков. В связи с этим необходимо создание доступных детских спортивных клубов при всех детских домах, задачей, которых является вовлечение в систематические тренировки абсолютного большинства детей-сирот.
Мы выделили следующие основные функции технологии спортизированного физического воспитания на основе деятельности спортивного клуба детского дома: образовательную, воспитательную, оздоровительную, социализирующую, культурно-просветительскую, развивающую, коммуникативную, нормативную, информационную.
Образовательная функция заключается в том, что процесс реализации технологии спортизированного физического воспитания направлен на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности по овладению основами физкультурно-спортивной деятельности. Это значит, что в процессе спортивного воспитания дети-сироты должны получать необходимые фундаментальные сведения по спортивной культуре, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что дети осознают объем и структуру своих знаний и умений, научатся ими оперировать в повседневной жизни. Под умениями же нужно понимать владение способами спортивной деятельности, способность применять полученные знания на практике.
Воспитательная функция заключается в формировании системы взглядов на мир, спортивных качеств личности, прямоты, откровенности, честности, внимательности к человеку, принципиальности и непримиримости к недостаткам, прежде всего к себе, критичности и самокритичности, ответственности за порученное дело, а также потребности личности в физкультурно-спортивной деятельности и ценностной мотивации.
Оздоровительная функция выражена преимущественно в сфере организации досуга или в системе специальных восстановительных мер, где она применяется для удовлетворения индивидуальных запросов и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.
Социализирующая функция отражает перспективы, возможности гармонического развития личности в обществе (гражданское, нравственное, трудовое, умственное, физическое, эстетическое и др. воспитание).
Культурно-просветительская функция заключается в активном формировании духовной культуры, в побуждении к духовному творчеству; характеризует потребность занимающихся в получении удовлетворения от собственной деятельности по формированию спортивных качеств личности, осознания красоты человеческой личности как неотъемлемого компонента эстетического восприятия действительности.
Развивающая функция обозначает, что в процессе обучения, усвоения знаний, происходит развитие индивида во всех направлениях: развитие мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности. Данная функция сказывается на выборе мотивов поведения и деятельности, в формировании собственных человеческих качеств, характера.
Коммуникативная функция направлена на выработку у школьников системы ценностей, предполагающих возможность широкого общения в обществе; стимуляцию творческой активности, способности к духовному росту как средству и методу предупреждения и устранения стрессовых ситуаций в личной и общественной жизни.
Нормативная функция поддерживает равновесие в системе физкультурно-спортивной деятельности. Регулирование деятельности исходит из определенных требований, норм, которые устанавливаются между педагогами и детьми, занимающимися в условиях школьного спортивного клуба. Нормы физкультурно-спортивной деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воспитателя с детьми, на обеспечение их сотрудничества и достижение целей в области спортивного воспитания детей.
Информационная функция играет важную роль в накоплении, распространении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о физическом и спортивном воспитании детей, о возможностях и путях его улучшения. Духовные и материальные ценности, создаваемые в области как физического, так и спортивного воспитания, являются носителями существенной информации о достижениях человека в совершенствовании своих собственных природных качеств и функциональных возможностей организма. Поэтому информационная функция тесно связана со всеми функциями воспитания.
Разработанная новая педагогическая система развития физической культуры и спорта базируется на принципах, разработанных ведущими специалистами в области физического воспитания, спортивной культуры
Одним из ведущих является принцип гармоничного развития личности детей-сирот. В процессе специально организованной двигательной активности дети-сироты осваивают интеллектуальные, нравственные, этические, эстетические, коммуникативные ценности физической и спортивной культуры.
Принцип накопления потенциала социальной активности и толерантности реализуется в процессе освоения ценностей физической и спортивной культуры, в коллективных занятиях малых групп, в условиях индивидуальной и коллективной форм, при понятной ответственности каждого за успешность действий коллектива. Создаются модели единства соперничества для достижения целей отдельной личности и коллектива (без конфронтации). Детский спорт рассматривается как пространство деятельностной социализации личности ребенка, обеспечивающее естественные условия формирования его социальной активности, умения достойно и честно побеждать и проигрывать. Имея социальный статус школьника, ребенок приобретает еще один – юного спортсмена.
Принцип свободы выбора заключается в том, что ребёнок вместе со своим воспитателем свободно выбирает вид спорта для занятий в спортивной секции и имеет право перехода в другую секцию.
Принцип «успех порождает успех». В любом действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Принцип сознательности и активности. Данный принцип в тренировочном процессе достигается путем выполнения ряда педагогических требований: объединение двигательной и умственной деятельности детей-сирот в процессе занятий избранным видом спорта; нацеливание занимающегося на достижение положительного результата; обретение самостоятельности в выполнении двигательных заданий; обеспечение новизны в содержании занятий.
Ответственность за свое здоровье. У каждого ребенка необходимо формировать ответственность за свое здоровье.
Организационно-методический компонент основывается на особенностях деятельности спортивного клуба – детского клуба и включает в себя следующие элементы: клуб как основная форма организации спортизированного физического воспитания, спортивную ориентацию, секционную деятельность, спортивно-массовую деятельность, инструкторско-судейскую деятельность, соревновательную деятельность.
Результативно-оценочный компонент позволил определить эффективность созданной модели с помощью разработки соответствующих критериев и показателей, учитывающих специфику деятельности спортивного клуба детского дома и образующих представление о динамике происходящих изменений в личности детей-сирот.
Обеспечение процесса развития спортизированного физического воспитания невозможно без обоснованного, мобильного для практического использования критериально-оценочного аппарата, позволяющего определить уровень сформированности жизнестойкой личности в зависимости от его индивидуальности, стартовой подготовки и возможности в дальнейшем контролировать повышение этого уровня в ходе формирующих мероприятий.С этой целью нами были разработаны педагогические индикаторы, определяющие уровень личностных характеристик жизнестойкости детей-сирот.
Выводы. Таким образом, результатом реализации спортизированного физического воспитания на основе деятельности спортивного клуба в условиях детского дома являются такие показатели, как;
– знания в области спорта, отношение к физкультурно-спортивной деятельности,
-физическая подготовленность, спортивный стиль жизни, потребность в спортивной деятельности, мотивация к получению образования.
-социальный престиж детского дома, который заключается в успешности выступления спортивной команды детского дома в первенствах города, количественных показателях занимающихся в секциях при спортивном клубе и высокой социальной адаптации детей-сирот после выпуска из детского дома.
Структура и содержание деятельности спортивного клуба «Олимп» детского дома как основной формы организации спортизированного физического воспитания.
Спортивный клуб детского дома «Олимп» объединяет воспитателей, тренеров-преподавателей, а также детей-сирот и выпускников.
Спортивный клуб начинается с развития массового спорта в условиях детского дома, вовлечения детей-сирот во внеурочную организованную физкультурно-спортивную деятельность, создания дополнительных возможностей для социализации детей-сирот в социуме после выпуска из детского дома.
Цель клуба – формировать позитивное отношение к ценностям спорта, создавать и активно использовать образовательный и воспитательный ресурс детского дома в качественной подготовке детей-сирот к социальной адаптации средствами физической культуры и спорта.
Целостность организованного образовательного процесса осуществляется деятельностью основных структурных подразделений клуба. Основываясь на выше изложенное, мы предприняли попытку разработать структурное построение технологии спортизированного физического воспитания в условиях детского дома на основе спортивного клуба «Олимп».
Общее педагогическое руководство деятельностью спортивного клуба «Олимп» осуществляет директор, организационное и методическое руководство – спортивный педагог детского дома.
Клуб имеет название, эмблему, книгу спортивных рекордов и музей славы. В книге спортивных рекордов отображаются достижения детей-сирот в соревнованиях различного уровня. В музее славы располагаются кубки, медали, грамоты.
На собрании представителей групп спортивного клуба ежегодно избирается совет из пяти-девяти человек (председатель, его заместитель, секретарь, председатель коллегии судей и члены клуба), который непосредственно руководит его работой. Между членами совета распределяются обязанности по руководству комиссиями: спортивно-массовой работы, хозяйственной, комиссиями по пропаганде физической культуры и спорта, подготовке общественных инструкторов и судей и др.
Совет клуба один раз в году отчитывается перед конференцией представителей групп. Свою работу совет организует с помощью представителей групп и спорторгов, являющихся непосредственными организаторами физкультурных мероприятий в воспитательных группах.
На общем собрании утверждены Устав (Приложение), положение (Приложение), программа (Приложение), организационная структура клуба, избран совет клуба, а также определены физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Совет клуба совместно со спортивным педагогом принимает участие в разработке календарного плана физкультурно-массовых, спортивных, просветительских мероприятий в классах, анализирует и совершенствует методику проведения практических совместных физкультурно-оздоровительных занятий, занятий-бесед, дискуссий, вносит предложения по улучшению материально-технического, методического обеспечения педагогического процесса детского дома.
Задача актива – вовлекать детей – сирот в регулярные занятия физическими упражнениями и спортом, популяризировать различные виды спорта.
Председатель и его заместитель организуют работу совета клуба, поддерживают связь с администрацией детского дома, педагогическим коллективом, отвечают за воспитательную работу среди членов клуба. Медицинские работники ведут просветительскую работу и осуществляют контроль физического состояния здоровья детей. Воспитатель помогает реализовать программу деятельности клуба, оказывает действенную помощь по организации физической активности и пропаганде спортивного стиля жизни детей в группе.
Определено содержание деятельности совета по формированию жизнестойкости детей-сирот, основанное на следующих положениях:
- Совет совместно со всеми заинтересованными субъектами учебно-воспитательного процесса планирует, организует и проводит следующие формы физкультурно-спортивной деятельности в условиях детского дома:
– утренняя гимнастика, физкультминутки и физкультпаузы, подвижные игры, спортивные занятия в группе;
-программа коррекции психологического и физического здоровья детей-сирот средствами физической культуры в условиях детского дома;
– внутригрупповые и внутри детского дома соревнования, товарищеские спортивные встречи с другими детскими домами, туристические походы и экскурсии, спортивные праздники и фестивали;
– организует постоянно действующие спортивные секции для детей-сирот;
– проводит показательные выступления ведущих спортсменов школы, детского дома, города;
– формирует сборные команды от детского дома для участия в соревнованиях более высокого ранга (городских, областных, краевых соревнования);
-посещает школьные спортивные секции по избранному виду спорта, тем самым защищает честь своей школы на городских соревнованиях;
-посещает детские юношеские спортивные школы города (высшего резерва).
- Совет клуба ведёт консультационную, образовательную, разъяснительно-пропагандистскую работу с детьми-сиротами и воспитателями, педагогическими работниками и другими заинтересованными субъектами учебно-воспитательного процесса.
Выводы: Формы работы с детьми-сиротами в контексте клубной деятельности позволяют учитывать социально-психологические особенности развития детей-сирот, психологический климат воспитательных групп, что оказывает наибольшее влияние на организацию и методику работы клуба. Тем самым деятельность спортивного клуба обеспечивает возможность интегрировать усилия всех заинтересованных субъектов для формирования спортивного стиля жизни, мотивацию и потребность к спортивной деятельности детей-сирот в условиях детского дома.
Организационно-методические компоненты деятельности спортивного клуба «Олимп».
Одним из элементов организационно-методического компонента модели является секционная деятельность. Она включает в себя теоретическую, специальную, техническую и тактическую подготовки, самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность, ведение паспорта «Здоровья».
Спортивная секция детского дома должна способствовать решению совокупности социально значимых задач как в области приобщения детей к занятиям физической культурой и спортом, формирования у них основ здорового и двигательно-активного образа жизни, так и в области подготовки спортивного резерва в конкретном виде спорта.
Определена стратегическая цель спортивных секций детского дома – гуманистически ориентированная социализация детей через спортивную деятельность, а также разработаны основные задачи её функционирования:
– рациональное использование свободного времени;
– укрепление здоровья и профилактика заболеваний;
– разностороннее физическое развитие;
– формирование спортивного стиля жизни;
– овладение основами техники и тактики избранного вида спорта;
– повышение уровня спортивного мастерства;
– стремление к повышению спортивных результатов.
По мнению ряда авторов (Н.П. Аникин, 1971; П.З. Сирис, 1971; Ф.П. Суслов, 1979; А.К. Марков, 1980), спорт – это удовольствие для детей, которое они получают от спортивных занятий. Организованный спорт охватывает многие аспекты тренировочной деятельности и удовольствие, определенное детьми, должно быть внедрено в тренировочный процесс. Несомненно, общий климат тренировочного занятия, создается, прежде всего, спортивным педагогом. Чтобы добиться успеха в подготовке юных спортсменов спортивный педагог должен:
– способствовать в развитии стремления юных спортсменов к совершенствованию;
– разрабатывать тренировочные программы, ориентированные на реальные и прогрессивные цели;
– позитивно оценивать достижения спортсменов;
– уважать своих спортсменов, добиваясь и уважения к себе;
– убеждать спортсменов, что достигнутые в соревнованиях успехи – это результат их отношения к тренировкам;
– показывать личный пример – быть моделью поведения;
– ровно относиться ко всем, не выделяя лучших и худших;
– повышать уровень своего образования, быть в курсе спортивных новостей.
Необходимым условием в работе спортивных секций при спортивном клубе детского дома является ведение занимающимися паспорта «Здоровья». Самоконтроль занимающегося – важный элемент формирования личной культуры в учебно-тренировочном процессе. Регулярный самоконтроль не только обеспечивает оперативно-текущую оценку юным физкультурником своего состояния, но и выполняет важную воспитательную функцию, приобщая детей-сирот к самым основным элементам спортивной культуры – сознательному отношению к тренировке, творческому осмыслению ее результатов, формированию убежденности в объективной успешности и полезности регулярных, систематических спортивных или физкультурных занятий.
Большое значение имеет организация и планирование учебно-тренировочной работы, в особенности перспективное планирование подготовки юных спортсменов.
В перспективный план включаются важнейшие данные, опираясь на которые можно правильно составлять годичные планы. Основные разделы перспективного плана: краткая характеристика группы, цель и основные задачи по этапам, спортивно-технические показатели и контрольные нормативы, педагогический и врачебный контроль.
Основными документами, с помощью которых спортивный педагог и спортсмен осуществляют учет показателей тренировочного процесса, являются журнал тренера и дневник тренировки и самоконтроля спортсмена. В этих документах должно быть отражено:
1) количество тренировочных занятий и соревнований;
2) время, затраченное на общую физическую подготовку;
3) время, затраченное на специальную физическую подготовку;
4) время, затраченное на техническую и тактическую подготовку;
5) объем применения основных тренировочных средств.
По истечении каждого месяца и года тренер и спортсмен должны суммировать и подвергать анализу данные об объеме и интенсивности тренировочных нагрузок, овладении учебным материалом.
Выявлены отличия секции детского дома от секций в спортивных школах, к которым относят:
– необходимость записывать в секцию всех желающих, даже если по результатам спортивной ориентации для них рекомендованы другие виды спорта, невозможность отсева малопрогрессирующих детей;
– необходимость проводить занятия одновременно с детьми разного уровня физической и технической подготовленности;
– необходимость участия занимающихся во всех формах физкультурно-спортивной работы детского дома.
Физкультурный досуг состоит из праздников, фестивалей, спортивных выходных, посещения соревнований команд высокого уровня.
Обязательным условием в деятельности спортивного клуба детского дома является система соревнований.
Еще первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко указывал, что соревнования – наиболее привлекательная сторона в занятиях спортом. Участвуя в соревнованиях, ребёнок ставит задачу или победить, или показать как можно более высокий для себя результат. Это требует максимального напряжения физических и психических сил, самостоятельности в выборе способов борьбы с противниками и в то же время умения взаимодействовать с партнерами по команде, оказывать друг другу необходимое содействие. Правила спортивной этики и эстетики требуют от соревнующихся честности в соблюдении правил соревнования, уважения друг к другу.
Соревновательная деятельность складывается из следующих соревнований:
– первенства детского дома;
– первенства города;
– первенства субъекта РФ ;
– первенства России.
Можно выделить основные требования к системе соревнований в условиях детского дома:
- Спортивные соревнования необходимо проводить по тем видам упражнений, которые указаны в государственной программе по физическому воспитанию, а также по наиболее массовым видам спорта, которым посвящена клубная работа.
- Соревнования следует назначать в такие сроки, чтобы дети-сироты имели возможность подготовиться к ним. Проведение внеплановых соревнований без предварительной подготовки недопустимо.
- Каждый ребёнок должен участвовать в соревнованиях различного уровня не реже двух раз в месяц.
- Календарь соревнований должен быть утвержден до 1 сентября текущего года, а положение о каждом соревновании в условиях детского дома доведено до сведения не позднее, чем за два месяца до его проведения. Сроки проведения внутри детского дома соревнований должны быть стабильными и устанавливаться с учетом сроков проведения городских соревнований. Каждое соревнование по массовым видам спорта должно проводиться в два этапа: первый – внутри детского дома массовые соревнования, второй – областные соревнования с участием команды среди детских домов
Инструкторско-судейская деятельность в работе спортивного клуба – это судейские семинары и судейское обеспечение соревнований детей-сирот клуба «Олимп».
На семинарах, проводимых членами клуба под руководством спортивного педагога, рассматриваются следующие вопросы:
– как составить положение о соревнованиях;
– как судить соревнования по упрощенным правилам;
– как заполнять протоколы соревнований и т.д.
Выводы. Таким образом, ребенок – сирота, включенный в активную деятельность спортивного клуба, осваивает не только спортивные навыки и умения, но и формирует спортивную культуру.
Результаты реализации программы
Повышение уровня образования в детском доме как следствие модернизации системы российского образования в целом.
Качественные показатели:
Спортизация образовательного процесса как основа внутренней и внешней дисциплины, воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении поставленных целей и решении повседневных задач.
положительная динамика показателей здоровья детей-сирот, занимающихся в спортивном клубе;
повышение уровня компетентности детей-сирот в области физической культуры и спорта;
повышение качества получения образования и социальной адаптации детей-сирот в социуме.
Количественные результаты:
увеличение количества детей, активно осваивающих ценности спорта;
повышение доступности активной здоровьеформирующей деятельности на уровне современных достижения педагогической науки и успехов практики образования;
стабильность состава занимающихся и посещаемости занятий по избранному виду спорта.
Таким образом, систематические занятия физической культурой и спортом, а также участие детей-сирот в соревнованиях способствовали выработке потребности организма в целенаправленной двигательной активности, выбора спортивного стиля жизни, что послужило повышением уровня личностных характеристик жизнестойкости детей-сирот.