автор: Зарипова Зульфия Завдятовна

Преподаватель по классу баяна МБОУДО Азнакаевская детская школа искусств

Оркестр русских народных инструментов в детской музыкальной школе.

 

 

Оркестр русских народных инструментов в детской музыкальной школе.

 

Коллективное музицирование играет огромную роль в музыкальном воспитании. Коллективная игра раскрывает перед учащимися новые грани музыки, дарит радость совместных выступлений, повышает самооценку ученика.

Посещать занятия оркестра рекомендуется всем учащимся, независимо от их способностей и подготовленности. Часто бывает, что в оркестр набираются только лучшие учащиеся, но это неверно. Ведь одна из задач оркестровых занятий в детской музыкальной школе – заинтересовать детей музыкой, причем не столько сильных и одаренных, сколько учеников менее способных.

В детском оркестре приходится постоянно работать над привлечением новых учащихся, постоянно и планомерно готовить их к игре в коллективе, то есть приходится постоянно решать проблему ближайшего резерва. Работа эта требует больших усилий. От того, насколько своевременно проводится она, зависит дееспособность коллектива, преемственность между юными музыкантами, а значит, плодотворная деятельность руководителя.

Каждый из учеников начинает свой путь в оркестре с овладения дополнительным инструментом.

При распределении учеников по инструментам учитываются физические и музыкальные данные каждого участника.

На ведущие струнные инструменты оркестра – домру альтовую, балалайку приму – подбираются ученики, имеющие подвижные пальцы, хорошо развитую кисть правой руки.

Партию баянов исполняют в оркестре самые крепкие, развитые ребята, обучающиеся этому инструменту несколько лет. Партия баяна – одна из самых ответственных в оркестре. Баянистам поручаются самые технически сложные партии, требующие беглости пальцев, владения мехом, хорошего звука. Баян ведет за собой остальные инструменты, сплачивает оркестр.

На балалайку секунду и альт можно посадить учеников с более скромными возможностями, так как эти инструменты не требуют подвижности, техника игры на них проста.

Басовые инструменты распределяются среди ребят физически рослых и развитых, с большими кистями рук.

Ударными инструментами может овладеть ученик, имеющий чувство ритма. Партия ударника, одна из самых важных в оркестре, так как неумелое исполнение партии может оказать отрицательное влияние на ритм оркестра и может сорвать игру коллектива во время репетиции и во время концерта.

На клавишных гуслях обучаем ученика хорошо знакомого с клавиатурой фортепиано.

                                               *    *    *

 

Творческому росту детского оркестра способствует правильный подбор репертуара. Пьесы должны быть понятны, доступны, способствовать формированию ансамблевых навыков, развитию творческого воображения.

Как правило, начинающие оркестранты играют как солисты, не слышат игры своих товарищей, общего звукового результата. Юным оркестрантам необходимо уяснить роль своей партии в каждом эпизоде исполняемого произведения. Они должны осознать, где исполняется основная тема, где подголосок, когда звучит аккомпанемент или гармонический фон. Оркестрант рождается тогда, когда он начинает слышать общее звучание и свою партию в нем, подчиняя свое исполнение общим задачам интерпретации коллектива.

   

                                              *    *    *

 

Выступления на сцене, к которым оркестр так долго готовится, всегда являются большой радостью и праздников для учащихся. Поэтому их надо устраивать как можно чаще. Для большинства учащихся музыкальных школ, выступления в оркестре на открытых концертах являются единственной возможностью выступать публично. Эти выступления не только доставляют им радость, но и рождают чувство удовлетворенности, когда дети видят результаты своего труда.

После каждого выступления оркестра на сцене, необходимо тщательно проанализировать игру на концерте, выявить все положительные и отрицательные стороны этого выступления и наметить пути к улучшению своей игры. Благодаря такому подходу, можно надеяться на успехи в дальнейшей музыкальной деятельности учащихся.

                                            

                                              *    *    *

 

Работа музыканта в коллективе, несомненно, сопряжена с определенными трудностями; не так легко научиться ощущать себя частью целого. В то же время игра в оркестре воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического и тембрального слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении.

 

Оркестр русских народных инструментов в детской музыкальной школе.