автор: Зарипова Разалия Варисовна
Воспитатель МАДОУ детский сад “Березка”
Конспект занятия во второй младшей группе по социокультурным истокам “Матрешка”
Конспект занятия во второй младшей группе.
Тема: «Матрешка»
Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой.
Образовательные:
- познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой.
- учить выделять и называть отдельные элементы русской национальной одежды (сарафан, фартук, платок).
- продолжать учить наклеивать детали аппликации.
Развивающие:
- Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность.
- Закреплять знание сенсорных эталонов: цвет, величина.
- Развивать эстетический вкус детей, умение видеть, любоваться красотой русского сувенира.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к культуре своего народа,
- вызывать интерес к образу, желание украсить матрёшку.
- воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Словарная работа: активизировать словарь детей (платок, фартук, матрешка, сарафан, деревянная). Обогащение словаря ( узоры ).
Оборудование:
- набор матрешек, готовые заготовки в форме матрешек из цветного картона.
- готовые заготовки круглой формы из цветной бумаги (украшения для матрешек), клей.
- продолжать знакомить с русской народной игрушкой (матрешкой), развивать интерес к народным игрушкам.
- формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувства радости от встречи с матрешкой.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций, кукол в русском наряде, разучивание песенки, потешек,
Ход занятия.
Сюрпризный момент.
– Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какая я стала красивая, нарядная.
-Что на мне одето?
Д: -Сарафан.
-А какого цвета сарафан, а на моем сарафане что вы видите?
Д: -Еще есть узоры.
– А на голове, что у меня?
Д: -Платок.
-А какого цвета платок?
Д: -Красного цвета.
– Молодцы, а на кого я стала похожа?
Д: -На матрешку.
Дети садятся на стульчики.
– Пришла я к вам не одна, со мной пришла моя подружка. А кто, это, угадайте сами.
Игра «Угадай на ощупь»
В корзине, под платочком, укрыта матрешка. Дети на ощупь должны угадать что это за игрушка.
– Сейчас, каждый из вас по очереди, засунет ручку в мою корзину и на ощупь попробует угадать, что у меня там.
Художественное слово:
Есть для вас, одно игрушка.
Не лошадка, не петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука, деревянные бака.
А внутри секреты есть.
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка)
-Давайте, все вместе скажем (матрешка).
– Посмотрите, какая она?
Д: -Красивая (хоровое и индивидуальное повторение).
– Это, русская, народная игрушка. Она из дерева (повторение слово дерево, индивидуально и со всеми вместе).
– Посмотрите внимательно, что у нее на голове? (показываю на платок).
– Что это? (платок)
-Какого он цвета?
Д: -Красный (зеленого?) (повторение слов(зеленый).
– А теперь все вместе скажем (зеленый)
-Во что еще одета моя матрешка?
Д: -В сарафан.
– Давайте все вместе повторим сарафан (индивидуальное повторение слово сарафан).
– А какого цвета сарафан?
– Красный (красного?) (повторение индивидуальное и хоровое).
– А впереди, что подвязана на сарафан?
Д: – Фартук.
– Давайте, все вместе повторим фартук (индивидуальное повторение 3-4 детьми)
– А на фартуке тоже есть, узоры (индивидуальное и хоровое повторение слово узоры).
– Скажите, а чем отличается матрешка от всех остальных наших кукол?
Д: – В большой матрешке, есть маленькие.
– Да, ребята в каждой большой матрешке еще есть маленькая, а в маленьком еще меньше.
(Расставляю на столе матрешек по росту).
– Посмотрите, сколько матрешек на столе?
Д: -Много (индивидуальное и хоровое повторение).
– Давайте, все вместе повторим много.
Показываю на самую большую матрешку.
– Какая, это матрешка по размеру?
Д: -Большая (или самая большая) (индивидуальное повторение).
– А это матрешка, какая по размеру?
Д: -Маленькая (индивидуальное повторение).
– Давайте еще раз скажем, какие у нас матрешки: красивые, большие и маленькие.
Физминутка «Матрешка»
-Какие вы у меня чудесные матрешки, веселые матрешки (дети садятся на стульчики).
-Вот у моей подружки есть маленькие сестренки, а ей иногда бывает так грустно и одиноко. Как мы можем ей помочь, чтоб она не грустила?
Д: – Мы нарисуем ей подружек.
Дети усаживаются за столы, на которых лежат готовые заготовки для аппликации.
Итог: -Что мы сегодня делали?
-Кто к нам пришел в гости?
-Какая матрешка? (большая, маленькая, красивая, деревянная).
Вывод: Ребята, мы познакомились с моей подружкой матрешкой, которая сделана из дерева, и внутри которой есть много маленьких матрешек. У матрешки есть: сарафан, платок, фартук. Что мы сделали, чтобы матрешке не было одиноко и грустно?
-Мы сделали для нее подружек.