автор: Заровняева Олеся Витальевна
воспитатель
Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр содействия семейному воспитанию «Берегиня»

Применение элементов рейтинговой системы в воспитательной работе в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Применение элементов рейтинговой системы в воспитательной работе в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заровняева Олеся Витальевна, воспитатель

Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия)  «Центр содействия семейному воспитанию «Берегиня»

 

     Перед учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей остро стоят вопросы мотивации воспитания и обучения, а также их социализации и подготовки детей к жизни в реальных конкурентных условиях социума. 

     Контролирование, оценивание знаний, умений – эти древние компоненты педагогической технологии являются непременными спутниками воспитательной работы, сопровождают ее развитие. Сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательно-воспитательного взаимодействия.

      Работая в организации для-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, столкнулись с низкой мотивацией к учебной и трудовой деятельности. Взяв на вооружение систему рейтингового контроля, поставили перед собой следующие задачи:

1.повысить мотивацию в обучении, повысить качество знаний;

2.повысить общественную активность воспитанников;

3.повысить уровень работы актива группы;

4.повысить культуру поведения и общения воспитанниц;

5.улучшить санитарно-гигиеническое состояние группы;

Так на каждого воспитанника был заведен журнал-дневник, где осуществляли текущий, промежуточный и итоговый контроль над воспитанницами. Рейтинг в числовом исчислении – индивидуальный числовой показатель достижений воспитанника, возникающий как сумма баллов, полученных воспитанницами за выполнение различных видов деятельности и определяющий порядковое место воспитанника в списке по итогам месяца.                                                                                                                                                      Виды рейтингов

  • рейтинг по итогам успеваемости (оценки, самоподготовка);
  • рейтинг по итогам трудовой деятельности (дежурство, самообслуживание);
  • рейтинг по итогам участия в жизни группы и учреждения;
  • рейтинг «Бонусы» (участие в различных конкурсах, соревнованиях, помощь);
  • рейтинг «Штрафы» (пропуск занятий без уважительной причины, нецензурные выражения, неудовлетворительная оценка);

Подсчёт баллов осуществлялся воспитателями и воспитанниками. Промежуточные итоги подводились еженедельно и переносились в сводную таблицу месяца. Общий балл за этот период сравнивался с предыдущим результатом, после чего определялся сам рейтинг: рост воспитанницы, место воспитанницы, которое она занимает в группе                                                                                               (согласно итогам).

Место в группе определял так называемый хит-парад: список воспитанников порядке убывания их рейтинга. По такому хит-параду сразу можно было выявить лидеров и отстающих. Лучшие поощрялись призами, льготами и наградами. Фото «Девочки недели» вывешивалось на специальной доске почета.

Анализ применяемой нами рейтинговой системы показал, что данный метод, при условии динамического контроля и гласности, позволяет улучшить структуру успеваемости и воспитанность в целом за счет создания легко контролируемых опор для самоконтроля и самодисциплины у воспитанников.   Воспитанницы видят свои реальные успехи (или неудачи) в сопоставлении с другими, это оказывает определенное мобилизующее влияние. Играет определенную роль и демократичность – гласность и открытость системы. Воспитатели, имея объективную информацию о лидерах и отстающих, могут своевременно вносить определенные коррективы в воспитательный и учебный процесс с целью его оптимизации.

       Рейтинговая система обеспечивает систематическую и объективную оценку успехов каждого воспитанника. Воспитатели подтверждают, что детям наиболее интересна рейтинговая система. Она пробуждает в них дух состязательности, уровень знаний, умений и навыков повышается, так как создаются дополнительные стимулы в воспитательном процессе

       К преимуществам рейтинга можно отнести:

-возможность организовать и поддерживать ритмичную систематическую воспитательную работу течение всего года;

– повышение посещаемости и уровня дисциплины на занятиях в школах; 

– повышение навыков самообслуживания, саморегуляции, самоорганизации;

– придание обучению элемента соревнования, что играет большую роль в воспитательной работе, стимулирует как обязательную, так и дополнительную самостоятельную работу;

       Мы рассматриваем рейтинговую систему не только как контроль знаний, умений и навыков, но и как средство управления развитием воспитанников. Применение элементов рейтинговой системы создаёт выгодные условия для учёта их индивидуальных особенностей, содействует систематическому усвоению знаний. Следовательно, растёт заинтересованность и успешность воспитанника, что делает процесс воспитания и обучения более эффективным.

Литература:

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.:2006 г.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Е.С.Полат. – М.:2002 г.
  3. Журнал «Школьные технологии»№5, 1998 г.
Применение элементов рейтинговой системы в воспитательной работе в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей