автор: Засыпкина Мария Сергеевна

учитель МБОУ “Гимназия №17”

тема: Формирование информационных компетенций на уроках обществознания

Засыпкина М.С.

«Формирование информационных компетенций на уроках обществознания»

 

В современное время в России происходит процесс трансформации в экономической и социальной сфере, что безусловно, воздействует не только на условия жизни людей, но и на личностные качества. Общество представляет собой сложную динамичную систему, и в ней образование играет особенно важную роль. Образовательная деятельность включает в себя несколько процессов: это обучение, воспитание и развитие ребенка, конечная цель этого процесса заключается в повышении уровня субъектности, а также социальной компетентности. Школа становится главным фактором гуманизации отношений людей в обществе, становления важных жизненных установок, формирования мышления – говорится в Концепции модернизации российского образования.

Люди в современном обществе должны обладать рядом важных качеств: высокие нравственные установки, высокий уровень образования, способность к самостоятельному принятию важных решений, мобильности, ответственности. Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть школьник к 11 классу. Современные ученики – это дети нового поколения, для которых важными становятся совершенно новые ценности и задачи.  Приоритетным направлением для Министерства образования стала необходимость формирования ключевых компетенция учащихся, что является основой реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Какими же качествами должен обладать ученик, закончивший школу? Это компетенция коммуникативно-информационная, познавательная, рефлексивная. Сформированные ключевые компетенции учащихся позволят выпускнику школы адаптироваться к сложным быстро меняющимся жизненным обстоятельствам, которыми он сможет управлять.

Проблемы современного ученика во многом связаны с низкой степенью формирования социальной компетенции. Также у многих учащихся возникают трудности в ситуациях социального взаимодействия, в формировании партнерских взаимодействий и наконец, в самоопределении.

Под современной педагогике компетенцию понимают как способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Основой компетенции становятся универсальные знания и умения, которые можно применить не только на конкретном предмете школьной программы, а гораздо шире, в обыденной жизни.

Компетентностей можно выделить достаточно много, у разных авторов их количество неодинаковое. Рассмотрим процесс формирования информационных компетенций на уроках истории. К ним относятся умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а также ее организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать.

Формирование компетенций возможно лишь в процессе самостоятельной собственной деятельности. В связи с этим процесс школьного образования необходимо  строить так, чтобы учащийся оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.

Для формирования информационных компетенций учащихся наиболее эффективным, на мой взгляд, является исследовательский метод обучения. Здесь учитель сам формулирует проблему. Задачей учеников становится организация исследовательской работы по изучению проблемы. Ученик осваивает современные средства информации и информационные технологии.

Проблемный метод предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений). При этом формируется особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

В целом методы формирования информационной компетенции возможно разделить на группы в соответствии с основными видами действий по работе с информацией.

1.Поиск и сбор информации. Это могут быть дополнительные задания поиск информации в справочной литературе, сети Интернет. Например, на уроке в 6 классе «Происхождение человека. Мифы, религия, версии, гипотезы» учащиеся получают задание найти версии происхождения человека.

2.Обработка информации. Сюда относятся задания на упорядочение информации. Например, учащийся устанавливает логическую связь между понятиями при составлении кластера на тему «государство». Понятия, которые здесь рассматриваются: форма правления, политический режим, форма территориально-государственного устройства.

Задание на составление плана. К примеру, в 10 классе написание плана по теме «Общество как целостная система».

Составление вопросов к тексту. К примеру, «Ромашка Блума» на уроке обществознания в 5 классе по теме «Человек и природа».

Составление таблиц. Например, на уроке в 7 классе «Функции государства».

Задания на анализ и интерпретацию материала из первоисточника. К примеру, в 10 классе это изучение отрывков из трудов П.Сорокина.

Обобщение материала лучше всего проводить в форме дискуссии. К примеру, тема в 10 классе «Глобальные проблемы современности».

  1. Передача информации. Подготовка учащимися докладов по теме, презентаций и плакатов. Особенно эффективно эта компетенция формируется в методе проектов. Проект можно представить в любой форме. К примеру, результат работы над проектом «Познаю себя и других» в 6 классе может быть представлен в   виде презентации, плаката, доклада.
  2. Комплексные методы. К ним можно отнести написание рефератов, в которых учащиеся также работают над составлением плана, делают выводы, оформляют библиографию.

Информационные учебные проекты. Например проект «Семейный портрет» с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов.

Выпуск ученических средств массовой информации.

Урок, ориентированный на стандарты второго поколения уходит от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским. На уроках формируются не только предметные компетенции, но и надпредметные, в том числе информационные. К окончанию школы ученики могут самостоятельно искать, анализировать и отбирать нужную информацию, а также умеют ее организовывать, преобразовывать и передавать. Эти умения позволяют судить о степени сформированности информационной компетенции.

Формирование информационных компетенций на уроках обществознания