автор: Захарова Елена Юрьевна
учитель
МАОУ СОШ №31
Методическая разработка урока по теме «Фосфор» с использованием ИКТ И ЦОР.
Методическая разработка по химии (9 класс) по теме: “Фосфор” с использованием ИКТ И ЦОР.
Это урок изучения нового материала.
Цель: Познакомить учащихся с фосфором как химическим элементом и простым веществом.
Урок проводится с использованием ИКТ, цифровых образовательных ресурсов Интернет для изучения положения фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева видеоопыта свечения белого фосфора.. Предлагаются 2 мини –сообщения и слайдовых презентаций для обучающихся по темам: Открытие фосфора и происхождение названия элемента. Нахождение фосфора в природе и его получение. Для проверки усвоения материала используется компьютерная тестовая работа на 2 варианта . Продолжается отработка умений определять степени окисления элементов в простых и сложных веществах и делать вывод о проявляемых элементом свойствах окисления или восстановления. Для проведения урока используется презентация по теме “Фосфор”.
План – конспект урока химии с использованием ИКТ и ЦОР
в 9 классе по теме: «Фосфор»
автор: Захарова Елена Юрьевна учитель химии
МАОУ СОШ №31 г Екатеринбург.
Тип урока:
- по основной дидактической цели: изучение нового материала.
- по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.
Цели урока:
- образовательные:
познакомиться с фосфором как химическим элементом и простым веществом, его открытием, положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
рассмотреть зависимость свойств вещества от его состава и строения
- развивающие:
расширение кругозора и развитие интереса к предмету через информационно – коммуникативные и проектные технологии
развитие критического мышления, способности к рефлексии;
обеспечение системности учения; умения анализировать.
развитие коммуникативных навыков, навыков самостоятельного химического
эксперимента с соблюдением правил по ТБ.
- общеучебные:
а) учебно – организационные: составлять таблицы.
б) учебно – интеллектуальные: умения сравнивать, анализировать.
в) учебно – информационные: пользоваться компьютером.
- 4. воспитательные:
воспитание положительной мотивации учения,
воспитание правильной самооценки и чувства ответственности;
воспитание культуры поведения, общения и культуры умственного труда.
Методы урока:
- по характеру познавательной деятельности: объяснительно –иллюстра-
тивный, проблемно – поисковые: сообщения учащихся
- по виду источника знаний: словесно – наглядные
- по форме совместной деятельности учителя и уч – ся: рассказ, беседа
Средства обучения:
локальная компьютерная сеть, мультимедиа, мультимедийная презентация, таблицы,
Контроль результатов обучения:
а) по способу организации: индивидуальный
б) по способу подачи информации: компьютерный контроль с использованием ЦОР
Оборудование: ПК, медиапроектор, локальная компьютерная сеть, ЦОР Интернет
Средства обучения:
компьютерная презентация, тестовая компьютерная проверочная работа.
Ход урока:
Организационный момент – 1 минута.
Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.
Этап мотивации и целеполагания– 5 минут.
Цель этапа: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса. Формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов. Слайд № 1.
Его назвали светоносным ,он ядовитый и горюч
Есть аллотроп его известный красный как сургуч
Он очень нужен всем растениям,в природных минералах есть
Относят соли к удобрениям которых несчесть
Учитель: о каком химическом элементе идет речь?
Ученики: Фосфор.
И тема нашего урока – «Фосфор». Открыли тетради, записываем тему урока.
Цель урока: познакомиться с фосфором как химическим элементом и простым веществом. Скажите, пожалуйста, а что мы должны изучить у фосфора?
Ученики: Положение в периодической системе Д.И. Менделеева, открытие, происхождение названия, строение, аллотропные видоизменения, физические и химические свойства фосфора, применение. План изучения нового материала. Слайд № 2.
- Положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, его характеристика.
- Открытие фосфора и происхождение названия элемента.
- Нахождение фосфора в природе.
- Аллотропные видоизменения или модификации фосфора.
- Химические свойства элемента.
- Применение фосфора и его соединений
Этап актуализации опорных знаний – 3 минуты.
Цель этапа: активизация личного опыта каждого ученика и использование его в обучении, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учащихся.
Учитель: Скажите, а где находится фосфор в периодической системе Д.И. Менделеева.
Ученики: В 3 периоде, 5 группа.
Учитель: А есть в этой группе изученные нами элементы.
Ученики: Да. Это азот.
Учитель: Давайте вспомним его краткую характеристику по положению в периодической системе Д.И. Менделеева.
Ученики: 2 период, 5 группа, главная подгруппа. Порядковый номер 7, атомная масса 14, число протонов 7, число электронов 7, число нейтронов 7. Высшая валентность 5, степени окисления -3, +5, +4, +3, +2, +1. Число энергетических уровней – 2. Электроны располагаются на s и p подуровнях. Формула высшего оксида. Формула водородного соединения.
Этап изучения нового материала – 25 минут.
Цель этапа: формирование новых знаний о строении, структурах белка, их физических и химических свойствах, применении.
- Положение фосфора в периодической системе химических элементов и его характеристика.
Учитель: Этот материал поможет нам при рассмотрении положения фосфора в периодической системе и его характеристики.
Для изучения этого вопроса давайте работать будем по плану на доске. Определить порядковый номер, период, группу, относительную атомную массу элемента, число валентных электронов, степени окисления, формулы высшего оксида и водородного соединения. Делая записи в тетради, и сами оценивайте свои знания в индивидуальных оценочных листах.
Слайд № 3.
- Открытие фосфора и происхождение его названия.
Учитель: любой элемент периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева имеет свою историю открытия. Есть она и у фосфора. Записываем в тетради вопрос: Открытие фосфора и происхождение его названия. Так называется сообщение и слайдовая презинтация(которую ученик готовил к уроку заранее). Давайте познакомимся с ним. Запишем в тетради, кто и когда открыл фосфор, от какого слова происходит название элемента.
- Нахождение фосфора в природе и его получение.
Учитель: Особенности строения фосфора влияют на нахождение его в природе и получение. Записываем вопрос в тетради. Этото сообщение и слайдовая презинтация подготовлена заранее еще одним учеником. Давайте послушаем. В тетрадь записываем в каком виде фосфор находится в природе, как его получают.
- Аллотропные видоизменения или модификации фосфора
Учитель: В зависимости от строения выделяют несколько аллотропных видоизменений или модификаций фосфора, обладающими определёнными физическими свойствами.
Слайд № 4.
Давайте эти особенности запишем в таблицу «Особенности аллотропных модификаций фосфора» Слайд № 5.
Аллотропные видоизменения или модификации фосфора | Особенности строения | Физические свойства |
Белый | ||
Красный | ||
Черный |
Белый фосфор. Имеет молекулярную кристаллическую решётку, состоящую из молекул P4 в форме тетраэдра. Это легкоплавкое t(пл)=44,1ºС, t(кип)=275ºС, мягкое, бесцветное с желтоватым оттенком воскообразное с чесночным запахом вещество. Хорошо растворяется в сероуглероде и ряде других органических растворителей. Ядовит. В измельченном состоянии воспламеняется при обычной температуре, светится в темноте. Хранят его под слоем воды.
Красный фосфор имеет формулу Рn и представляет собой полимер со сложной структурой: тетраэдры Р4 связаны в бесконечные цепи . В зависимости от способа получения и степени дробления красного фосфора, имеет оттенки от пурпурно-красного до фиолетового. Нерастворим в воде, а также в бензоле, сероуглероде. Температура плавления 585-600º С. Не ядовит. Не светится в темноте.
Чёрный фосфор Кристаллический черный фосфор имеет несколько модификаций. Ромбическая модификация построена из гексагональных колец Р6, упакованных в слои и кубическая модификация Р4. Этот фосфор представляет собой чёрное вещество с металлическим блеском, жирное на ощупь и весьма похожее на графит, и с полностью отсутствующей растворимостью в воде или органических растворителях. Поджечь чёрный фосфор можно, только предварительно сильно раскалив, в атмосфере чистого кислорода до 400 °С. Чёрный фосфор проводит электрический ток и имеет свойства полупроводника. Температура плавления чёрного фосфора 1000 °С под давлением 18×105 Па.
Красный и черный фосфор получают из белого. Но при нагревании красного в пробирке, закрытой ватным тампоном, он превращается в белый фосфор, который вспыхивает при соприкосновении с воздухом. опыт Показываю опыт получение из красного фосфора белого(в вытяжном шкафу)
Слайд6
«“…Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
«Фосфор», – сказал я.
Учитель: о каком фосфоре идет речь?(обьяснить.)
- Химические свойства фосфора.
Учитель: Строение фосфора определяет и его химические свойства. Записываем вопрос в тетради.
- Взаимодействие с металлами
3Mg + 2P = Mg3P2
- Взаимодействие с неметаллами
а) с кислородом (воспламеняется на воздухе и сгорает с образованием оксида фосфора (V)
4Р + 5О2 = 2Р2О5
Белый фосфор светится за счет того, что при медленном окислении из Р получается оксид фосфора(III). Считается, что от этого происходит “свечении моря”. Позднее ученые открыли, что причиной является свечение жгутиковых одноклеточных организмом обитающих в морях. видеоопыт (цор)
4Р + 3О2 = 2Р2О3
б) с серой
2P + 3S → P2S3,
Учитель: Ваша задача, в записанных примерах химических реакций проставить степени окисления и определить какие свойства окислительные или восстановительные проявляет фосфор при взаимодействии с простыми веществами, осуществить взаимопроверку, оценки выставить в свой индивидуальный лист. На работу – 3 минуты. Слайд № 7
в) с водородом
P + H2 → не взаимодействует
Но РН3↑ фосфин такое соединение существует. Слайд № 8
Его получают путем взаимодействия фосфидов с водой и кислотами.
Мg3Р2 + 6Н2О = ЗМg(ОН)2 + 2РН3↑,
2АlР + 6НСl = 2АlСl3 + 2РН3↑.
Учитель: Это очень ядовитый бесцветный газ с чесночным запахом. На воздухе самовоспламеняется. Вы наверное слышали о блуждающих огнях на кладбищах и болотах. Например, вот такое описание в литературе: «На кладбище мы встретили массу вертящихся над могилами прозрачных огоньков. Иные были ростом с аршин. При первом дуновении ветерка огоньки заколыхались, быстро помчались вперед». Вы можете объяснить эти явления?
Ученики: Фосфор как элемент входит в состав живых организмов, при гниении и разложении останков животных, человека образуется РН3 – фосфин, фосфороводород, который самовоспламеняется.
- Применение фосфора .
Учитель: Откройте в учебнике §27 прочитайте применение фосфора. Затем сделайте краткие записи в тетрадях.
Этап первичного закрепления знаний и умений – 2 + 6 минут.
Цель этапа: репродуктивное воспроизведение изученного материала, его систематизация, контроль. Вначале урока я поставила цель: Изучить фосфор как химический элемент и простое вещество. Достигли мы этой цели? Давайте, систематизируем изученное.
Выполнение проверочного теста. (индивидуально за компьютером)
Работа по вариантам 2 – х уровневая.
По истечению отведённого времени ученики проверяют задание.
Этап подведения итогов занятия. Рефлексия – 2 минуты.
Цель этапа: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы, оценить адекватность самооценки учащегося
Этап постановки домашнего задания. 1 мин Слайд № 9
Цель этапа: разъяснение, постановка домашнего задания.
Итак, на следующем уроке мы с вами рассмотрим соединения фосфора. А сейчас в дневники записываем домашнее задание.
1 группа – §27 № 4 создать презентацию по теме Фосфор 8-10 слайдов
2 группа – §27 рис 36 описать круговорот фосфора в природе.
Учитель: Сдаем свои оценочные листы. Пока я выставляю отметки, ответьте на такой вопрос: А собака Баскервилей – это реальность или вымысел автора произведения. Оценки за урок. Спасибо всем ребятам за работу.
Сообщение «Открытие фосфора и происхождение его названия»
Отставной солдат Хённиг Бранд из Гамбурга, подобно другим алхимикам, упорно пытался отыскать волшебный философский камень, который возвращал бы больным старикам молодость и здоровье, а все металлы обращал в золото. Как и другие алхимики, Бранд действовал вслепую, подвергая разнообразные вещества химическим операциям – перегонке, выпариванию, прокаливанию. Однажды ему пришло в голову выпарить воду из мочи, которая в большом количестве скапливалась в ямах около солдатских казарм. Сказано – сделано. И вот получен сухой остаток от выпаривания. Бранд смешивает его с углем и песком, прокаливает и… в реторте оказывается удивительное светящееся в темноте вещество, которое он назвал «холодным огнем». Полученный Хённигом Брандом в 1669 году фосфор не превращал серебро в золото, но обогатил своего первооткрывателя: за большие деньги алхимик показывал таинственное вещество знатным и богатым особам…
В руках алхимиков впервые В подвале мрачном засиял.
И чудесами всех факиров Он многие века снабжал.
Сообщение«Нахождение фосфора в природе и его получение»
Содержание в земной коре 0,10 % по массе, что значительно превосходит содержание, например, азота. В свободном виде в природе фосфор не встречается, но он входит в состав 200 различных минералов.
В теле человека массой 70 кг содержится около 780 г фосфора. В виде фосфатов кальция фосфор присутствует в костях. Входит он также в состав белков, фосфолипидов, нуклеиновых кислот. Фосфорсодержащие белки присутствуют в мышцах, мозговой ткани и нервах. Но особенно много фосфора содержат кости и зубы: их химический состав почти точно совпадает с формулой минерала фосфорита Ca3(PO4)2. Ежедневная потребность человеческого организма в фосфоре составляет 1,2 г. Основное его количество мы потребляем с молоком и хлебом. Наиболее богаты фосфором рыба, фасоль, некоторые виды сыра. Для правильного питания необходимо соблюдать баланс между количеством потребляемого фосфора и кальция: оптимальное соотношение этих элементов в пище составляет 1,5 : 1. Избыток богатой фосфором пищи приводит к вымыванию кальция из костей, а при избытке кальция развивается мочекаменная болезнь.
В промышленности фосфор получают из фосфоритов и апатитов, нагревая их в электрической печи без доступа воздуха в присутствии оксида кремния (IV) и угля.
Ca3(PO4)2 + 3SiO2 + 5C = 3CaSiO3 + 2P + 5C
Сообщение «Применение фосфора и его соединений»
Применение фосфора зависит от таких свойств, как химическая активность, способность к воспламенению, горючесть. Красный фосфор применяют в производстве спичек. Его вместе с тонко измельчённым стеклом и клеем наносят на боковую поверхность коробка. При трении спичечной головки, в состав которой входят хлорат калия и сера, происходит воспламенение.
В 1867 г. от ожогов скончалась итальянская эрцгерцогиня Матильда, которая случайно наступила на спичку, – ее платье было мгновенно охвачено пламенем. В те времена спички были весьма опасны: мало того, что зажигались они очень легко, а порой и неожиданно, в них содержался сильно ядовитый белый фосфор.
Доза фосфора в 0,05–0,15 г для человека смертельна. Профессиональным заболеванием рабочих первых спичечных фабрик был фосфорный некроз – поражение челюстей.
Белый фосфор применяют для изготовления трассирующих боеприпасов, как дымообразующее и зажигательное средство. Войска США использовали зажигательные фосфорные бомбы во время военной операции вблизи иракского города Эль-Фаллуджа в 2004 году. По словам представителя Пентагона, белый фосфор использовали как огневое средство против боевиков и для освещения поля боя. В то же время один из итальянских телеканалов сообщал, что среди жертв фосфорных бомб были женщины и дети. Попадая на кожу, белый фосфор даёт тяжелые ожоги.
Тест «Фосфор»
1 вариант
- Как переводится с греческого фосфор?
а) рождающий воду б) желтый в) светоносный
2.Какие степени окисления характерны для фосфора?
а) +3 б) -3 в) +2 г) + 5
- Какие аллотропные модификации фосфора вы знаете?
а) красный б) пластический в) белый г) черный
- Какие свойства проявляет фосфор в данной реакции?
3Са + 2P = Са 3P2 а) восстановитель б) окислитель
- Назовите области применения фосфора.
а) производство спичек б) производство лекарств
в) производство взрывчатых веществ г) производство мыла
Таблица ответов
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вариант ответа | |||||
Тест «Фосфор»
2 вариант
- В каком году и кем был открыт фосфор?
а) 1769 г б) 1563г в) 1669г г) Аррениусом д) Брандтом е) Авогадро
- Соотнесите степени окисления фосфора и его соединения.
а) +3 б) -3 в) + 5 1) Р2О5 2) Na 3 P 3) РН3 4) Са 3P2
- Почему белый фосфор хранят под слоем воды?
а) светится б) взаимодействует с кислородом воздуха в) испаряется
- Какие свойства проявляет фосфор в данной реакции?
3 K + P =K 3 P а) восстановитель б) окислитель
- Чем объясняется своеобразие свойств фосфора?
а) получением б) химическим знаком в) строением
Таблица ответов
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вариант ответа |
Индивидуальный оценочный лист
ученика 9 класса
Вопрос | Тип проверки | Оценка |
Характеристика фосфора по положению в периодической системе. | Самооценка | |
Расставить степени окисления элементов в уравнении и определить проявление свойств восстановителя или окислителя. | Взаимооценка в парах | |
Компьютерный тест. | Оценка учителя |
Критерии оценки работы №1
Количество ошибок | Оценка |
1 | 5 |
2 | 5- |
3 | 4 |
4 | 4- |
5 | 3 |
6 | 3- |
7 | 3– |
8 | 2 |
Критерии оценки работы №2
Поставлены степени окисления всех простых и сложных веществ. Определены свойства фосфора (окислитель, восстановитель) во всех уравнениях. | 5 |
Поставлены степени окисления всех простых и сложных веществ. Не определены свойства фосфора в 1 уравнении. | 4 |
Поставлены степени окисления всех простых и сложных веществ. Не определены свойства фосфора в 2 уравнениях. | 4- |
Степени окисления простых и сложных веществ поставлены, верно. | 3 |
Степени окисления простых и сложных веществ поставлены с помощью товарища |
Критерии оценки работы №3 Компьютерный тест
Количество ошибок | Оценка |
1 | 4 |
2 | 4- |
3 | 3 |
4 | 3- |
5 | 2 |