автор: Зацепина Екатерина Юрьевна

Учитель-логопед Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Инженерный лицей Новосибирского государственного технического университета”

Работа по преодолению нарушений понимания прочитанного у учащихся младшего школьного возраста.

Работа по преодолению нарушения понимания прочитанного у детей младшего школьного возраста 

 

В рамках коррекционно-логопедической работы с детьми по преодолению нарушений чтения зачастую отмечается, что качество техники чтения оказывается выше осмысленности текстового материала. Это может быть связано с тем, что работе, направленной на технику чтения отводится намного больше времени в педагогическом процессе в отличие от работы над осмысленностью чтения. Следовательно, работе по преодолению нарушений понимания прочитанного у учащихся младшего школьного возраста необходимо уделять больше внимания.

Коррекционная работа, сосредоточенная на развитии способности восприятия и понимания прочитанного должна выделять следующие параметры:

  • понимание значений отдельных слов и словосочетаний;
  • понимание логических связей между предложениями;
  • понимание общего смыслового содержания, предметного плана отдельных частей (абзацы, части, главы) и всего теста в целом;
  • осмысление скрытого смысла.

На последнем этапе это целенаправленная работа над способностью воспроизведения осмысленной текстовой информации.

Выбор направления коррекционной работы зависит от индивидуального уровня читательских навыков учащегося. При необходимости работа по двум или трем направлениям осуществляется параллельно.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими нарушение чтения, строится с учётом принципов, наиболее значимыми из которых являются: принцип системности, комплексности, принцип развития и патогенетический принцип.

К работе по развитию понимания значений отдельных слов и словосочетаний данному этапу можно отнести следующие группы заданий. 

Задание 1. Объяснение значений некоторых употребленных в тексте слов, словосочетаний.

Задание 2. Выяснить, все ли употребленные в тексте слова были понятны для восприятия.

Задание 3. Подбор к прочитанному слову правильного значения из списка предложенных. 

Задание 4. Подобрать синонимы к заданному слову из текста.

Задание 5. Подобрать антонимы к выделенному слову из текста.

Задание 6. Дать характеристику предмета, живого существа на основе прочитанного материала.

Задание 7. Самостоятельное прочтение ребенком текста с подчеркиванием непонятных слов и выражений.

На следующем этапе выполняются упражнения и задания направленные на понимание логических связей между предложениями. Возможные варианты заданий.

Задание 1. Определить какое из перечисленных предложений было первым (последним).

Задание 2. Рассказать, что происходило после какого-либо заданного события в прочитанном ранее тексте.

Задание 3. Разложить серию сюжетных картинок в соответствии с прочитанным текстом.

Задание 4. Найти ошибку в прочитанном тексте на основе правильной последовательности в серии сюжетных картинок.

Задание 5. После прочтения текста найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок.

Задание 6. После прочтения текста поместить сюжетную картинку на свое место в серии сюжетных картинок.

Задание 7. Работа с деформированным текстом.

Далее идет работа над пониманием общего смыслового содержания, предметного плана отдельных частей (абзацы, части, главы) и всего теста в целом. Используются следующие задания.

Задание 1. Пересказать прочитанный текст.

Задание 2. Составить план прочитанного текста.

Задание 3. Придумать начало (конец) прочитанного текста.

Задание 4. Назвать главных героев прочитанного текста.

Задание 5. Определить понравился ли главный герой и почему.

Задание 6. Выборочное чтение.

Задание 7. Прогнозирование возможного поведения героев (дальнейших событий).

Наиболее сложными для выполнения младшими школьниками представляются задания на осмысление скрытого смысла. Поэтому работе по данному параметру необходимо уделить особое внимание. Ниже представлены задания для коррекционно-логопедической работы.

Задание 1. Выделить главную мысль текста.

Задание 2. Определить главную мысль предложения.

Задание 3. Работа с фразеологизмами: определить его смысл и подобрать пару, подходящую по содержанию.

Задание 4. Соотнесение пословиц (поговорок) с данным текстом. 

Задание 5. Ответить на вопрос «Чему учит данный текст?».

Задание 6. Дать название текстовому материалу.

На заключительном этапе реализуется целенаправленная работа над способностью воспроизведения осмысленной текстовой информации. Для решения данной задачи учителем-логопедом рекомендуется использовать следующие задания.

Задание 1. Подробный пересказ текста.

Задание 2. Частичный пересказ.

Задание 3. Пересказ текста по цепочке.

Задание 4. Ответы на вопросы по тексту.

Представленные выше задания используются при составлении коррекционной работы ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Выбор заданий на каждое занятие зависит от этапа работы.

Из этого можно сделать вывод, что логопедическая работа по преодолению нарушений понимания прочитанного у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи должна осуществляться по представленным выше направлениям. Однако при составлении коррекционно-логопедической работы школьника необходимо учитывать его индивидуальный уровень речевых навыков, а также состояние читательской деятельности. Именно от этого зависит выбор коррекционной программы, содержащей в себе работу по одному или нескольким направлениям. В случае составления логопедической работы включающей несколько направлений, следует реализовывать их параллельно друг другу.

Работа по преодолению нарушений понимания прочитанного у учащихся младшего школьного возраста.