Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе сегодня продиктовано насущной необходимостью, поскольку, как показывают результаты медицинских осмотров, здоровыми в настоящее время можно считать не более 25% младших школьников. Однако статистика Минздрава на конец обучения – еще страшнее. Она отражена на представленной ниже гистограмме.

Поэтому одной из важнейших задач современной начальной школы является не только сохранение здоровья учащихся, но и их подготовка к дальнейшей эффективной, насыщенной и успешной жизни, что невозможно без крепкого здоровья, причем как физического, так и психического.
Виды здоровьесберегающих технологий
Традиционно все здоровьесберегающие технологии, используемые педагогическом процессе, делят на три группы.
1 группа – технологии, которые обеспечивают оптимальные условия реализации образовательного процесса (это, прежде всего, правильная организация урочной системы занятий, позволяющая поддерживать высокий уровень активности и работоспособности учащихся).
2 группа – технологии, направленные на оптимальную организацию учебного процесса и физической активности детей.
3 группа – психолого-педагогические – это, прежде всего, игры, нестандартные формы уроков, интерактивные технологии и т.п..
Особый интерес представляет именно последняя группа, поскольку ее использование позволяет оптимизировать и технологии первых двух групп. Поэтому рассмотрим их подробнее. Тем более, что их внедрение не требует особых затрат или изменение системы организации образовательного процесса всей школы. Их может внедрить любой учитель начальных классов.
Игровые технологии
Данные формы позволяют значительно снизить уровень психоэмоционального напряжения, поскольку игровая форма занятий более привычна младшим школьникам (особенно первоклассникам), чем другие. Приведем примеры игровых технологий для урока русского языка.

Урок русского языка
Точно также эта игра может быть использована и на уроках математики, литературы, да практически на любо уроке.
Таких игр можно придумать множество. Кроме того, существуют уже разработанные игры, которыми может воспользоваться любой учитель.
Нестандартные формы уроков
В школе давно разработаны нестандартные формы уроков, например, уроки-экскурсии, уроки-соревнования и т.п. Их уже и нестандартными-то нельзя назвать, поскольку они уже давно вошли в практику педагогического процесса. Мы предложим две нестандартные формы уроков, которые либо вообще еще не используются в начальной школе, либо используются редко.

Если же это урок русского языка в форме литературного вечера, то на нем рассматриваются языковые особенности текстов конкретного автора.
Интерактивные технологии
В основе интерактивных технологий положено обязательное наличий взаимной обратной связи между обучающим и обучающимся, а также учащихся между собой.

Представляется, что для начальной школы возможно использование следующих интерактивных технологий:
- дискуссия (может быть использована на любых уроках гуманитарного цикла);
- проблемные задания (не рекомендуем использовать в 1 – 2 классе, но в третьем уже можно);
- ситуативные задания (могут быть использованы, например, на уроках природоведения или ОБЖ). Учитель должен предложить детям модель ситуации, а они – решить, как себя правильно в этой ситуации вести или какие действия предпринять;
- творческие задания (могут быть использованы почти на всех уроках, кроме, пожалуй, математики). Это может быть задание написать рассказ, стихотворение для урока литературы, придумать новое полезное правило для ОБЖ, сделать доклад о каком-либо животном, событии, писателе и т.п.
Приемы снятия психофизиологического напряжения
В заключение необходимо предложить несколько эффективных способов снятия психофизиологического напряжения, которые могут применяться на любом уроке в начальной школе.
