автор: Зинова Ольга Борисовна
воспитатель
МОУ детский сад № 178 г.Волгоград

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ

ОРГАНИЗАЦИЮ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ»

Введение

Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте является

важной составляющей формирования личности ребёнка. В

соответствии с ФГОС ДО, одной из ключевых задач образовательного

процесса является воспитание у детей гражданственности, уважения к

культурным традициям и историческому наследию своей страны.

Однако эффективность патриотического воспитания значительно

повышается, если оно осуществляется не только в условиях

дошкольной образовательной организации (ДОО), но и при активном

участии семьи.

Современные исследования показывают, что семья выступает

первичным институтом социализации, где закладываются основы

нравственных ценностей, в том числе любви к Родине. В связи с этим

актуальной становится разработка методик, направленных на

интеграцию усилий педагогов и родителей в процессе патриотического

воспитания детей 5–7 лет.

Цель данной методической разработки – предложить систему

работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников,

основанную на взаимодействии ДОО и семьи, включающую

теоретические обоснования, практические методы и критерии оценки

эффективности.

  1. Теоретические основы патриотического воспитания

дошкольников

1.1. Понятие и структура патриотического воспитания

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс

формирования у детей любви к Родине, гордости за её историю и

культуру, готовности к защите её интересов. В дошкольном возрасте

патриотизм проявляется через:

когнитивный компонент (знания о стране, родном крае,

символике);

эмоционально-ценностный компонент (чувство привязанности к

семье, городу, стране);

деятельностный компонент (участие в праздниках, проектах,

помощь окружающим).

1.2. Роль семьи в патриотическом воспитании

Семья обладает уникальными возможностями для передачи

эмоционального опыта, связанного с патриотическими ценностями.

Через семейные традиции, рассказы старших поколений, совместные

посещения музеев и памятных мест у детей формируется устойчивое

положительное отношение к своей стране.

Однако современные родители нередко испытывают трудности в

вопросах патриотического воспитания из-за:

недостатка методических знаний;

дефицита времени;

недооценки значимости данной темы в дошкольном возрасте.

Задача педагогов – активизировать родителей, предоставив им

понятные инструменты для совместной работы.

  1. Цели и задачи патриотического воспитания в

сотрудничестве с семьёй

2.1. Цель

Формирование у старших дошкольников основ патриотизма через

систему совместных мероприятий с участием педагогов и родителей.

2.2. Задачи

Обучающие:

Познакомить детей с историей, символикой и культурными

традициями России.

Сформировать представления о малой родине (родной город,

улица, семья).

Развивающие:

Развивать эмоциональную отзывчивость через изучение

народного творчества (сказки, песни, промыслы).

Способствовать развитию речи в процессе обсуждения

патриотических тем.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к старшим, ветеранам, традициям семьи.

Формировать активную гражданскую позицию у родителей.

  1. Этапы реализации работы

3.1. Подготовительный этап

Срок: 2 недели.

Действия педагогов:

Анкетирование родителей («Какие патриотические ценности вы

прививаете ребёнку?»).

Разработка конспектов занятий, подбор литературы, аудио- и

видеоматериалов.

Создание в группе уголка патриота (фотоальбомы, символика,

детские рисунки).

Работа с родителями:

Консультация «Как говорить с дошкольником о патриотизме».

Приглашение к сбору семейных реликвий (фотографии, письма,

награды).

3.2. Основной этап

Срок: 2–3 месяца.

3.2.1. Познавательная деятельность

Тематические беседы:

«Моя семья – часть России» (составление генеалогического

древа).

«Герб и флаг нашей страны» (творческая работа по созданию

семейного герба).

Экскурсии с родителями:

Краеведческий музей, памятные места города.

Возложение цветов к Вечному огню (с участием ветеранов).

3.2.2. Творческо-игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры:

«Мы – защитники Родины» (на основе былин и исторических

событий).

«Путешествие по России» (знакомство с регионами страны).

Художественное творчество:

Рисование «Мой любимый город».

Лепка «Народные игрушки» (дымковская, филимоновская).

3.2.3. Совместные мероприятия с родителями

Семейные гостиные:

«Бабушкины сказки» (рассказы родителей о традициях их

детства).

«Песни военных лет» (совместное исполнение).

Творческие проекты:

«Книга памяти» (фото и рассказы о родственниках-участниках

ВОВ).

«Наши предки» (исследование семейной истории).

3.3. Заключительный этап

Срок: 1–2 недели.

Праздник «День России» (выступления детей, выставка семейных

работ).

Круглый стол с родителями (обсуждение результатов, обмен

опытом).

Мониторинг детских знаний (викторина «Я знаю свою страну»).

  1. Методы оценки эффективности

Для определения результативности используются:

Наблюдение за поведением детей (проявление интереса к

истории, уважение к символам страны).

Анализ продуктов детской деятельности (рисунки, рассказы).

Обратная связь от родителей (анкеты, устные отзывы).

Критерии успешности:

Ребёнок знает государственные символы, может рассказать о

своей семье.

Проявляет интерес к народным традициям, участвует в

мероприятиях.

Родители активно включаются в патриотическое воспитание.

  1. Ожидаемые результаты

Реализация данной методики позволит:

Сформировать у детей первичные патриотические чувства.

Укрепить взаимодействие между ДОО и семьями.

Повысить социальную активность родителей в вопросах

воспитания.

Заключение

Предложенная система работы интегрирует образовательный

процесс и семейное воспитание, что соответствует современным

требованиям дошкольной педагогики. Использование разнообразных

форм деятельности (игровых, познавательных, творческих)

обеспечивает высокий уровень вовлечённости детей и родителей.

Данная методическая разработка может быть адаптирована с

учётом региональных особенностей и применяться в практике ДОО как

долгосрочный проект по патриотическому воспитанию.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram