автор: Зиновец Ирина Викторовна
Воспитатель
ГКУ СО КК «Кущевский СРЦН»

Социальный проект «Мы защитники природы»

Социальный проект «Мы – защитники природы»

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный (социально значимый).

Срок реализации проекта: 01.09.2024 г. – 30.12.2024 г.

Девиз проекта:

Мы природу охраняем,

Все живое сберегаем.

Какой для планеты будет 21 век,

Зависит и от тебя, человек!

Актуальность проекта.

Актуальность данного проекта заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у школьников. Работа по экологическому воспитанию учащихся младших школьников является одной из составных частей работы общеобразовательного учреждения для решения главной задачи – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга. Всё начинается с детства, и всё в детстве закладывается. Жизнь человека немыслима без сохранения природы и здоровья, а для этого необходимо воспитывать в детях основы экологического сознания.

Проблема: экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения – актуальная и главная задача.

Обоснование проблемы: недостаточный объем знаний по вопросу окружающей среды, а так же ее значимости. Ухудшение экологической обстановки.

Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но в настоящий момент она актуальна и значима. Сформировался коллектив педагогов и детей, заинтересованных в положительном результате, увлечённых экологической темой. Масштабы проекта хоть не велики, но позволяют решить поставленные задачи и привлечь к этой работе большее количество воспитанников.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам – уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Новизна проекта: включает интеграцию различных образовательных и практических направлений: экологии, искусства и физической активности. Основное внимание уделяется практическому обучению и вовлечению детей в защитные действия, что обеспечивает не только теоретическое, но и практическое знание о проблемах окружающей среды.

Цель проекта: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия; повышение у подрастающего поколения экологической культуры.

Задачи проекта:

  • Создать условия для формирования у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, бережного отношения к природе посредством расширения представлений об окружающем мире.
  • Расширять представления детей об окружающей их природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой Родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы.
  • Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней. Формировать новое экологическое мышление «Мы – дети Земли» – часть природы.
  • Расширять общий кругозор детей, развивать их творческие способности.
  • Способствовать развитию у детей внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности.
  • Содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей.

Основные принципы обучения и воспитания

  • личностно-ориентированного подхода в обучении
  • непрерывности, систематичности
  • максимального разнообразия предоставленных возможностей
  • межпредметных связей
  • эмоционально-ценностных ориентаций
  • учёта возрастных особенностей

Педагогические технологии

– Личностно-ориентированные

– Здоровьесберегающие

– Игровые

– Информационные

Основные формы

  • экскурсии
  • целевые прогулки
  • практическая деятельность в природе: подкормка птиц, изготовление кормушек

Методы

  • наблюдения и практические работы
  • дидактические игры
  • беседы
  • прогнозирование и проектирование

Типы занятий

  • практические
  • экскурсии
  • трудовые десанты

По данному направлению экологической деятельности были задействованы участники проекта: воспитанники, их родители или лица, их замещающие, педагогические работники. 

Продолжительность: сентябрь – декабрь 2024 года.

Мероприятия и организационный план проекта.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный этап: анализ ситуации оценка экологической обстановки, определение основных его целей.

2 этап – Основной этап:

Организация экскурсий в парк.

Проведение интерактивных уроков на тему экологии.

Дни чистоты: уборка местности (территория центра).

Проведение соревнований (викторины, конкурсы) по экологии.

3 этап – Заключительный этап.

Подведение итогов проекта.

Проведение выставки работ (проектов, поделок, рисунков) на экологическую тематику.

Планируемые результаты реализации социального проекта «Мы – защитники природы»:

В результате реализации данного проекта ожидаем, что у детей сформируется богатый внутренний мир и система ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, внутренняя потребность любви к природе и, как следствие, бережное к ней отношение. Дети будут осознавать значимость охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Благодаря совместной деятельности с родителями получится вырастить и воспитать у детей потребность принимать личное участие в сохранности окружающей среды, бережное отношение к объектам окружающего мира. Родители же, в свою очередь, повысят и свой уровень экологической культуры, получат знания в вопросе воспитания у детей любви к природе и бережного отношения к ней, а также формирования нового экологического мышления «Мы – дети Земли» – часть природы.

Критерии оценки результатов реализованного социального проекта «Мы – защитники природы»:

а) количественные показатели успешности:

в проекте были задействованы воспитанники, родители, воспитатели;

б) успешность и эффективность реализации проекта:

степень удовлетворённости воспитанников от участия в проекте на заключительном этапе реализации проекта – достаточно высокая;

в) показатели социального развития личности:

наблюдается положительная динамика уровня развития личности: не умел – научился, не знал – узнал (расширение представлений об экологических проблемах, знаний о растениях и животных);

г) технологические показатели:

уровень организации – высокий; управление проектом – чёткое и эффективное;

д) конечный результат достигнут.

 

Список используемой литературы

Основная

 

  1. Сергеева, Т. П. «Экологическое воспитание в начальной школе». Санкт-Петербург: Речь, 2019.
  2. Авакова, И. Л. «Зеленая планета: как сохранить природу». Москва: Просвещение, 2020.
  3. Крылова, Е. В. «Защитим природу вместе». Москва: ОГИ, 2021.
  4. Словарь современных форм воспитательной работы // 2001. №10
  5. Добро пожаловать в экологию. Детские экологические проекты. ФГОС. Воронкевич О.А. – Изд.: Детство – Пресс, 2016.
  6. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу». – Москва «Просвещение» 2002.
  7. Картушина М.Ю. «Зелёный уголок здоровья». Москва «Просвещение», 2005 г.
  8. Камерилова Г.С. Экология города. – М.: Дрофа, 2010.
  9. Кондратьева Н. Н. и др. «Мы». Программа экологического образования детей / – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  10.  Буторина, Н. А. «Основы экологии для детей». Москва: Знание, 2018.

 

Интернет источники

  1. DVD «Уроки осторожности» – ТО «Маски», Москва, 2014.
  2. DVD «Уроки хорошего поведения» – ТО «Маски», Москва, 2014.
Социальный проект «Мы защитники природы»