автор: Зрячева Ольга Михайловна

Педагог-психолог МБОУ ДО “Детско-юношеский центр”

Специфика работы педагога-психолога с одаренными детьми в условиях дополнительного образования детей

 

Специфика работы педагога-психолога  с одаренными детьми в условиях дополнительного образования детей.

 

Зрячева Ольга Михайловна,

педагог-психолог  МБОУ ДО

«Детско-юношеский центр»

Нижегородская область, р.п. Сосновское,

ул. Нижегородская, д. 4

«Одаренность человека-это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский.

 

    Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность  традиционно занимает ведущее место. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней сегодня очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

  Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.

  Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей.

  Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

    Определяя работу с одаренными детьми, мы  разобрали главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».                  

    Способности определяются как  индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.  

   Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

     Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности.

  Одаренные дети — это особые дети. Мы поставили  перед нашими педагогами задачу понять одаренных детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.  Эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.

Цель работы с одаренными детьми  – развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения.

 Педагоги нашего центра используют различные формы обучения одаренных и талантливых детей:

  • индивидуальное обучение,
  • обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
  • каникулярные сборы,
  • мастер-классы,
  • система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад; детские научно-практические конференции и семинары,
  • исследовательская и творческая деятельность.

    В Центре выявление одаренных и талантливых детей возможно при использовании таких форм деятельности как анализ особых успехов и достижений ребенка; создание банка данных по талантливым и одаренным детям; диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психолога.

   Педагог-психолог нашего Центра совместно с педагогами дополнительного образования планируют выявление одарённых детей и оказание им поддержки в раскрытии  возможностей.

   Практическая диагностика детской одаренности  представляет собой чрезвычайно ответственный вид деятельности. Мнение педагога-психолога, оценка им психического развития ребенка могут необратимо повлиять на условия его воспитания и обучения, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку, его отношение к окружающим.

  Для организации поиска и отбора одаренных детей мы  проводим поэтапную или ступенчатую форму диагностики. Последовательная процедура принятия решения в этом случае позволяет снизить опасность ошибок.  При диагностике педагог-психолог в максимальной степени использует информацию, полученную от педагогов, родителей, самого ребенка, данные разностороннего тестового обследования, а главное — дополняет эти данные, чтобы выяснить не только уровень развития познавательной и личностной сферы, но и  потенциальные возможности ребенка.

 Психолог  проводит диагностику в начале учебного года в каждом  объединении Центра, выявляет одаренность ребенка по диагностикам.

   После обработки диагностических данных и выявления вида одаренности  педагог-психолог составляет индивидуальную карту развития одаренного ребенка, и направляет ее педагогу дополнительного образования  для разработки программы развития в данной одаренности. Итогом их работы является разработанный индивидуальный маршрут на каждого  одаренного ребенка.

   На 2018-2019 учебный год в Детско-юношеском центре выявлено 19 одаренных детей:

– артистическая одаренность – 3 обучающихся;

– интеллектуальная одаренность – 6 обучающихся;

– художественная одаренность – 5 обучающихся;

– техническая одаренность – 5 обучающихся.

Работа с ними ведется в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом по разработанным программам.

Обучающиеся с артистической одаренностью занимаются по образовательной  программе «Театр кукол», целью программы является:

–  выявление и развитие индивидуальных способностей детей, формирование творческой личности, духовное обогащение ребёнка средствами кукольного представления. Педагог отмечает, что одаренные дети занимаясь по данной  программе более артистичны, углубленно изучают основы сценической речи, смело, без стеснения выполняют упражнения актёрского тренинга в присутствии постороннего человека.

Обучающиеся с интеллектуальной одаренностью занимаются по образовательным программам: «Мои первые исследования» и «Академия наук» – целью программ является формирование и развитие исследовательской и проектной деятельности в различных областях естественных, общественных и гуманитарных наук.

Дети, обучающиеся по данным программам, показывают более высокие показатели в региональных и федеральных конкурсах.

Обучающиеся  с художественной одаренностью занимаются по образовательным программам «Прикосновение», «Народные художественные промыслы», «Фантазия», целью которых является формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Хочется отметить, что  дети более углубленно владеют техникой работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

быстрее и качественнее овладевают  технологиями разных видов рукоделия, навыками росписи.

Дети с технической  одаренностью обучаются по образовательным программам: «Начальное техническое моделирование», «Юный техник».

Целью данных программ является развитие творческих  и технических способностей детей посредством изготовления макетов и моделей несложных объектов.  Преподавателем было отмечено, что одаренные дети занимаясь по данным программам быстрее усваивают учебный материал,  конструируют модели.

 Так же в  Центре мы организовали психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка, совместной практической деятельности одаренного ребенка и родителей, поддержка и поощрение родителей одаренных детей.

 Тесное сотрудничество с родителями позволяет педагогам и специалистам  вовремя распознать психологическое состояние ребенка, его углубленные интересы, все это помогает улучшить работу по обучению,   воспитанию и развитию детей.

 Педагоги   дополнительного образования должны знать об особенностях работы с одаренными и талантливыми детьми.  Поэтому мы стараемся постоянно повышать их профессионализм по данной тематике, наши педагоги принимают активное участие в семинарах и совещаниях по развитию одаренности детей.

  Программы для одарённых детей отличаются  по содержанию, по процессуальности, по ожидаемому результату,  по среде обучения. Разработка таких программ учитывает, что одарённые дети способны быстро схватывать смысл важнейших понятий, положений, принципов; имеют потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и разбираться в них глубже; проявляют способность подмечать глубинные детали, особенности и выдвигать объяснения подмеченному; часто тревожны, в связи со своей непохожестью на других детей.  

   Явления детской одаренности и талантливости носят интегративный характер. Проектирование и реализация   программ по развитию талантливых и одарённых детей в условиях ДЮЦ способствует не только росту их достижений, но и  оказывать влияние на дальнейший жизненный путь.

  На практике мы убедились, что, обучение детей по развивающим программам  и систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления обучающихся способствует развитию  гибкости ума, оригинальности, систематичности и последовательности мышления; формированию речевых умений, образной креативности; развитию познавательных интересов обучающихся.

   Кроме этого, занятия формируют у обучающихся положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у детей уверенность в своих силах и способностях.

   Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.

    Работу с одарёнными детьми в нашем Центре, мы рассматриваем как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ребенок осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение  – кем и каким быть.

  В заключении, хочется отметить, что будущее – гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно – совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее – дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества. Одаренные дети – будущее России.

Литература

  1. Одаренный ребенок в школе.// Завуч начальной школы.- 2011.- № 4.- с. 73.
  2. Работа с одаренными детьми на уроках физики.// Учитель в школе.- 2010. – № 1.- с. 80.
  3. Проблема обучения одаренных детей математике.

    // Учитель в школе.- 2010.- № 4.- с. 95.

  1. Одаренные дети в школе.

Развитие филологической одаренности детей в условиях школы.

// Учитель в школе.- 2010.- № 3.- с. 80, 91.

  1. Одаренные дети: как лучше организовать их обучение.

Проявление одаренности на уроках русского языка.

России нужны школы для одаренных детей.// Учитель в школе.- 2009.- № 5.- с. 84-90.

  1. Система работы с одаренными детьми в НОУ «Эврика».

    // Методист.- 2009.- № 8.- с. 35.

  1. Работа с одаренными детьми – одна из идей новой школы.

    // Методист.- 2009.- № 6.- с. 11.

  1. Вопросы одаренности: от теории к практике.// Завуч.- 2009.- № 8.
Специфика работы педагога-психолога с одаренными детьми в условиях дополнительного образования детей