автор: Зырянова Светлана Николаевна

Воспитатель МБДОУ “Детского сада №17 “Незнайка”

Дополнительная общеобразовательная программа «Винтик и Шпунтик» по лего-конструированию

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

«Винтик и Шпунтик»

по лего-конструированию

на 2018-2019 г

 

Воспитатель:

Зырянова Светлана

Николаевна

 

Оглавление

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Актуальность

Цель программы

Задачи программы

Принципы программы

Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы «Винтик и Шпунтик».

  1. Содержательный раздел

Формы организации обучения дошкольников конструированию

Приемы и методы организации образовательного процесса

Интеграция образовательных областей через лего-конструирование

Перспективный план совместной образовательной деятельности

Обобщенные требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников

Мониторинг

  1. Организационный раздел

Материально-техническое обеспечение

Методическое обеспечение

 

Целевой раздел

Пояснительная записка

 

Актуальность

Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и

взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее.

Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность

лего педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Обучающий конструктор лего — это выбор педагогов и родителей, понимающих, как важно развивать ребенка начиная с нежного возраста самыми лучшими и самыми привлекательными игрушками в мире.

В педагогике лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры лего выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. Целенаправленно способствует укреплению здоровья детей занятия по лего-конструированию. В силу своей педагогической универсальности лего-технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.

Образовательные области в ДОО не существуют в «чистом виде». Всегда происходит

их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно

интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с

художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом

конструировании, с социально – коммуникативным развитием и с другими

образовательными областями.

Особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе посредствам работы в группе.

Одной из отличительных особенностей данной программы является ее функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может изменяться и дополняться с учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, массив различных моделей и практические задания. Изучение материала программы, направлено на практическое решение задания, поэтому должно предваряться необходимым минимумом теоретических знаний.

Программа «Винтики и Шпунтик» разработана для дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС ДО, на основе методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной – М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.; и нормативной базы:

Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в РФ»

Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года №68-оз “Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре”

 

Цель программыразвивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

  • формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности
  • научить использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций;
  • научить создавать сюжетные конструктивные образы;
  • помочь сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающего мира;
  • совершенствовать умение использовать различные приемы и техники в процессе создания конструктивного образа;
  • формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам;
  • научить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов;
  • выработать способность осознанно заменять одни детали другими.

Развивающие задачи:

  • продолжить формирование чувства формы и пластики при создании конструкций;
  • закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику/статику в процессе конструирования;
  • продолжить развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения, внимания, памяти;
  • совершенствовать умение планирования своей деятельности;
  • развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения

Воспитательные задачи:

  • закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству;
  • развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других;
  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Принципы программы

  • Принцип нормативностисоответствие программы Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
  • Принцип системности предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.
  • Принцип системно – деятельностного подхода – содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
  • Принцип индивидуализации предусматривает развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе учета его интересов, потребностей.
  • Принцип интеграции – образовательный процесс строится на основе взаимодействия содержания образовательных областей, взаимопроникновения в разные виды деятельности.
  • Игровой принцип заключается в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность.
  • Принцип мобильности предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания программы.

 

Программа рассчитана на 1 год обучения

Занятия проводятся – 1 раз в неделю (07.09.2018 – 31.05.2019) по 25 мин.,

Формы организации детей: групповая, индивидуальная, подгрупповая (10-12 детей).

 

Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы «Винтик и Шпунтик».

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
  • у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
  • ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
  • ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
  • ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
  • ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
  • знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения

 

 

Содержательный раздел

Формы организации обучения дошкольников конструированию

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова:

Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность – важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками – достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.

 

Приемы и методы организации образовательного процесса

Методы Приёмы
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа.Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.

Интеграция образовательных областей через лего-конструирование

Образовательная область Область применения лего-конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
Социально-коммуникативное развитие создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

развитие социальных навыков: самостоятельности, инициативности, ответственности, взаимопонимания.

Познавательное развитие техническое конструирование – воплощение замысла из деталей лего-конструктора;

формирование первичных представлений:

– о себе и других людях,

– об объектах окружающего мира,

– о их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, ритме, материале, звучании, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и т. п.);

развитие математических способностей детей;

способствует закреплению правил безопасности на дорогах и т.д.

Речевое развитие развитие фонетического слуха, понятие синтаксис, словообразование;

развитие звуковой и интонационной культуры речи,

фонематического слуха;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, рассказывание и сочинение сказок и историй,

использование в играх театрализованного характера.

Художественно-эстетическое развитие творческое конструирование – создание замысла из деталей лего-конструктора,

реализация самостоятельной конструктивно-модельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие координация движений, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук

использовать как инвентарь.

 

Перспективный  план совместной образовательной деятельности

Первое полугодие:

    • Знакомство с лего-конструктором
    • Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве
    • Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно
    • Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей
    • Продолжать знакомить с новыми деталями
    • Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи
  • Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом

Второе полугодие:

  • Учить работать с мелкими деталями
  • Создавать более сложные постройки
  • Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки
  • Учить рассказывать о постройке других воспитанников
  • Самостоятельно распределять обязанности
  • Учить помогать товарищам в трудную минуту
  • Возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец
  • Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями
  • Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций
  • Развивать творческую активность
  • Навыки межличностного общения и коллективного творчества
  • Способности к анализу и планированию деятельности
  • Интерес к лего-конструктору

Основные формы занятий:

  • Моделирование по схеме, замыслу, образцу
  • Работа над проектами (второе полугодие)

Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других. Работа над проектом начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:

  • Подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы по теме проекта
  • Основной делится на две части: рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях
  • Заключительный: вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность.

 

Перспективное планирование

№  этапа Сроки проведения Задачи

этапа

Тема

Краткое содержание темы

1

1

Сентябрь Знакомство с разновидностями лего-конструктора, его элементами, а также со способами крепления деталей. Знакомство с элементами LEGO конструктора.

(теоретическая часть)

Знакомство с основными деталями: балка, пластина, пластина угловая, кирпич, зубчатое колесо, ось, ремень, штифт. Закрепление новых знаний в игровой форме.
Игровая деятельность с конструктором.

Игра «Найди такую же деталь, как на картинке».

(практическая часть)

Свободная игровая деятельность детей, в процессе игры называются детали конструктора, предположения, где их можно применить. Д/и «Найди такую же деталь, как на картинке» Цель: закрепление знаний о лего-деталях.
Скрепление Лего – деталей.

(теоретическая часть)

Мониторинг

Знакомство детей с различными видами крепежа в лего-конструировании через показ иллюстраций, демонстрацию слайдов.

Наглядный показ педагога

Диагностика  конструктивно-модельной деятельности.

Постройка по замыслу с использованием различных видов креплений.

(практическая часть)

Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях в продуктивной деятельности.

Игра «Чудесный мешочек» – повторение названий основных деталей конструктора.

Демонстрация моделей с разными видами крепежа.

Групповая работа детей (по 3-4 ребенка)

Совместное обыгрывание построек.

2 Октябрь – декабрь Учить читать схемы, сооружать постройку по образцу (когда есть готовая модель того, что нужно построить, например, изображение или схема) Учимся читать схему.

(теоретическая часть)

Знакомство детей со схемой постройки.

Показ различных схем, чертежей. Уточнение, какие детали используются в той или иной схеме, какие виды крепежа присутствуют.

Сравнение готовой постройки (плоский домик) со схемой.

Индивидуальная работа детей по воспроизведению плоского домика по предложенной схеме, с помощью педагога.

Конструируем объемный домик с забором Продолжать работу с детьми по использованию схем и постройки модели по образцу.

Рассматривание схемы – иллюстрации «Объемный домик с забором» – помочь детям определиться с выбором деталей для постройки (виды деталей и в каком количестве).

Групповая работа детей по постройке домика

Обыгрывание постройки.

Конструируем мебель: диван, кровать Учить детей конструировать предметы домашнего обихода по образцу.

Демонстрация схемы изделий (диван, кровать) и готовых построек для отбора деталей.

Индивидуальная работа детей (помощь педагога)

Использование построек в сюжетно-ролевых играх.

Конструируем мебель: стол, стул, шкаф с дверками Продолжать учить детей конструировать предметы домашнего обихода по образцу.

Демонстрация схемы изделий (стол, стул, шкаф с дверками) и готовых построек  для отбора деталей.

Индивидуальная работа детей (помощь педагога)

Использование построек в сюжетно-ролевых играх.

Строим город. Обыгрывание построек. Развитие умения анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве. Закрепление умения работать в коллективе.

Постановка перед детьми проблемной ситуации.

Рассматривание иллюстраций с изображение различных видов зданий (Многоэтажный дом, изба, здание театра, магазина, больницы и т. д).

Определиться с постройками (какие здания будем сооружать, какие детали для этого нужны)

Коллективная работа детей (помощь педагога)

Обыгрывание постройки.

Моделируем домашних животных по схеме: кошка, собака, лошадь Уточнение и расширение представлений детей о домашних животных, их внешнем виде.

Беседа «Каких домашних животных вы знаете?»

Демонстрация фигурок животных, схем их конструирования, готовые образцы.

Определение деталей, необходимых для их изготовления.

Групповая работа детей по схемам (3группы по 4 ребенка)

Постройка загонов для животных. Обыгрывание построек.

Выставка работ

Продолжать уточнять и расширять представления детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни.

Беседа «Где живут домашние животные»

Рассматривание иллюстраций, где изображены стойла, загоны для животных.

Знакомство со схемой постройки, определение с видом и количеством деталей.

Коллективная постройка загона для животных по образцу.  Обыгрывание постройки.

Постройка по замыслу. Формирование у детей устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.

Групповая или индивидуальная работа детей (по желанию), помощь педагога в выборе деталей.

Моделируем новогоднюю елочку (по схеме) Развитие фантазии и воображения, умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления.

Загадка про елочку.

Рассмотреть различные иллюстрации с изображением елки, выявить основные признаки дерева (зеленое, пирамидальное и т.д).

Внимательно рассмотреть схему моделирования елки, определиться с выбором деталей.

Индивидуальная работа детей (помощь педагога)

Организация мини-выставки.

Моделируем новогоднюю игрушку (по образцу на выбор) Выставка работ

Развитие фантазии и воображения, умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления. Беседа «Что такое Новый год»

Демонстрация слайдов с изображением новогодних праздников.

Демонстрация схем моделирования различных новогодних игрушек.

Помощь детям в выборе игрушки для моделирования.

Индивидуальная работа детей (помощь педагога по мере необходимости)

Выставка детских работ.

3 Январь – февраль Учить детей создавать постройку по условиям (образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать)

Свободная игровая деятельность детей. Учимся конструировать по условиям.

Учить детей сооружать постройку по условиям (образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать).

Беседа «Как соорудить модель по условиям»

Игра «Изобрази животного по заданным условиям»

Изготовление модели автомобиля по условиям (легковой, красный) совместно с показом педагога.

Обыгрывание постройки.

Строительство дома по заданным параметрам: два окна,  крыльцо, высокая крыша.

Продолжать учить детей сооружать постройку по условиям.

Игра «Изобрази животного по заданным условиям»

Постановка перед детьми проблемной ситуации (Строительство дома по заданным параметрам: два окна,  крыльцо, высокая крыша)

Определение вида и количества деталей.

Групповая работа детей (по 4 ребенка)

Мини-выставка

Конструирование фигуры человека. Знакомство с понятием равновесие, симметрия, расширение словарного запаса.

Загадка о человеке.

Рассмотреть иллюстрации с изображением людей, уточнить какие основные части тела есть у человека (голова, туловище, руки, ноги)

Показ педагога по изготовлению фигуры человека

Индивидуальная работа детей (помощь педагога по необходимости)

Использование построек в сюжетно-ролевых играх.

Конструируем персонажей сказки

Доставлять детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности, обучение умению планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев; освоение навыков передачи характерных черт героев средствами конструктора.

Загадки о сказочных героях.

Рассматривание иллюстраций с изображением сказочных героев.

Индивидуальное моделирование сказочных героев (по выбору детей), помощь педагога по необходимости.

Конструирование грузового автомобиля

Уточнять и расширять представления  детей о транспорте. Загадка о грузовике.

Игра «Мы едем, едем, едем…»

Закрепление названий деталей конструктора, необходимых для постройки автомобиля.

Индивидуальная работа детей параллельно с показом педагога.

Обыгрывание моделей.

Строим гараж для машин. Обыгрывание построек.

Выставка работ

Продолжать уточнять и расширять представления  детей о транспорте.

Беседа «Где живут машины»

Рассматривание иллюстраций, где  изображены стоянки, парковки, гаражи.

Знакомство со схемой постройки, определение с видом и количеством деталей.

Коллективная постройка гаража для машин по образцу.

Обыгрывание постройки.

4 Март – апрель Учить детей сооружать постройку по замыслу (ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создает образ будущего сооружения и воплощает его в материале, который имеется в его распоряжении)

Учимся конструировать по замыслу.

(теория)

Формирование у детей устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.

Игра «Угадай, чего не стало» (используются детские поделки, изготовленные ранее)

Беседа «Что вам нравится конструировать больше всего?» (индивидуальные ответы)

Познакомить детей с алгоритмом постройки по замыслу (в виде мнемосхемы)

Учимся конструировать по замыслу.

(практика)

Формирование у детей устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.

Вспомнить алгоритм постройки по замыслу (в виде мнемосхемы).

Определиться с выбором постройки (индивидуально)

Помощь педагога в выборе деталей для моделирования.

Индивидуальная работа детей.

Мини-выставка и рассказы детей  о своих моделях.

Подарок для мамы: цветок.

Закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей.

Беседа «8 Марта- Мамин праздник»

Загадка про цветы

Рассмотреть схемы и образец модели цветка.

Выбор деталей.

Индивидуальная работа детей (помощь педагога при необходимости)

Моделирование по замыслу. Выставка работ

Формирование у детей устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.

Игра «Чудесный мешочек»

Вспомнить алгоритм постройки по замыслу (в виде мнемосхемы).

Индивидуальная работа детей.

Выставка работ

Конструирование кораблика

из крупного лего конструктора

Развитие умения конструировать из деталей конструктора различные виды транспорта.

Загадка про кораблик.

Иллюстрации с изображением разных видов кораблей. Определить основные части корабля (корма, палуба, и т.д)

Определиться с выбором деталей для постройки из крупного конструктора.

Коллективная постройка корабля.

Сюжетно-ролевая игра «Отправляемся в плавание»

Конструирование ракеты

Развитие умения конструировать из деталей конструктора различные виды транспорта.

Беседа «12 апреля – День космонавтики»

Просмотр иллюстраций, слайдов на тему космоса.

Рассматривание схемы постройки ракеты, выбор деталей.

Групповая работа детей  – постройка ракеты по схеме.

Использование построек в сюжетно-ролевых играх.

Конструирование самолета

Развитие умения конструировать из деталей конструктора различные виды транспорта.

Загадывание загадок про самолет.

П/и «Самолет»

Рассматривание схемы постройки самолета

Индивидуальная работа детей

Обыгрывание построек.

Конструирование легкового автомобиля. Выставка работ

Развитие умения конструировать из деталей конструктора различные виды транспорта.

Игра на внимание. «Летает, плавает или едет».

Вспомнить алгоритм постройки по замыслу (в виде мнемосхемы).

Индивидуальное моделирование легкового автомобиля по замыслу ребенка.

Выставка работ различных видов транспорта.

5 Май Итоговые выставки, диагностика, открытые занятия для родителей. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора Формирование у детей устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.

Игра “Продолжи логический ряд”

Игра «Чего не стало»

Игра «Найди постройку по условиям»

Свободная игровая деятельность детей.

Конструирование «Мой любимый детский сад» (коллективная)

Обыгрывание построек.

(мониторинг)

Формирование у детей устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.

Рассмотреть фото детского сада, для определения моделируемых построек.

Выбрать детали для моделирования.

Коллективное конструирование.

Обыгрывание построек.

Диагностика освоения конструктивно-модельной деятельности.

Открытое занятие для родителей «Путешествие в страну Лего» Итоговая выставка Закреплять умения детей строить по образцу.

Развивать наглядно-действенное мышление. Воспитывать детей работать в коллективе сверстников, помогая, друг другу при совместной постройке.

 

Обобщенные требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников

В результате освоения программы «Винтик и Шпунтик» ребенок будет:

Знать Уметь Иметь представление
  • основные части и характерные детали конструкций

новые детали: (отвертки, встроенные винты, катушки, ролики, зубчатые колеса, рычаги)

  • – устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни
  • – анализировать сделанные модели и постройки

– различать и называть детали конструктора;

– конструировать по условиям заданным взрослым;

– конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;

– самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;

– работать в паре, коллективе;

  • – о вариантах конструкции и постройки одного и того же объекта, модели

– о способах различных конструктивных решений и планировании – создания собственной постройки, модели, конструкции

Мониторинг

Педагогическая диагностика представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки. В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

 

п/п № ФИО ребенка Называет детали конструк –

тора

Работает по схемам Строит

сложные

постройки

Строит по творческому замыслу Строит по под

группами

Строит по

образцу

Строит

по инструкции

Умение рассказать о постройке
н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г н/г к/г

 

Уровень требований, предъявляемых к занимающемуся по каждому из параметров, зависит от степени мастерства ребенка.

Ребенок справился с заданием без посторонней помощи – высокий уровень – 2 балла

Ребенок справился с заданием с помощью взрослого – средний уровень – 1 балл

Ребенок не смог справится с заданием – низкий уровень – 0 баллов

 

Организационный раздел

Материально-техническое обеспечение

Для реализации данной программы необходимо:

– место проведения занятий: группа,

– оборудование: столы, стулья, мольберт,

– ТСО: ноутбук, интерактивная доска ,

– игровое оборудование: набор ЛЕГО , Большая ферма», Набор ЛЕГО «Café+», «Городская жизнь LEGO», «Моя первая история», «Строительные машины», «Сказочные и исторические персонажи LEGO», «Городские жители» , «Работники муниципальных служб LEGO», «Гигантский набор DUPLO», Конструктор ЛЕГО «Построй свою историю»

Кадровые условия: занятий проводит педагогический работник, реализующий Программу, обладает основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 ФГОС дошкольного образования.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную творческую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития

 

Методическое обеспечение

  1. Куцакова Л.В «Конструирование  и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
  2. Фешина,  Е.В. «LEGO  конструирование  в детском саду»:  пособие для педагогов / Е.В. Фешина. – М.: Сфера, 2011. .
  3. Ишмакова М.С. «Конструирование  в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов» – Всерос.  учеб.- метод. центр образов. робототехники. – М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013.  
  4. Комарова Л.Г. «Строим из LEGO: моделирование логических отношений  и объектов реального мира средствами конструктора LEGO» – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2011.
  5. В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников» – М., Центр педагогического образования, 2012 

 

Электронные версии:

http://infourok.ru/motodicheskoe_posobie_lego-konstruirovanie_v_detskom_sadu-366883.htm

https://detsad17neznaika.ru/wp-content/uploads/2018/04/Programma_MBDOU_Detskiy_sad_17_Neznayka.pdf

http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school

https://sites.google.com/site/legokonstruirovanievdou/glavnaa

https://www.exoforce.ru/lego-downloads

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Винтик и Шпунтик» по лего-конструированию