автор: Иванова Надежда Анатольевна
Учитель
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тоншаевская средняя школа»
Роль технологии продуктивного чтения в развитии личности ученика
«Роль технологии продуктивного чтения в развитии личности ученика»
Н.А.Иванова, учитель 4 класса
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Тоншаевская средняя школа»
Тоншаевского муниципального района Нижегородской области
1 этап.
Работа с текстом до чтения
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Прогноз сюжета незнакомого текста повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить прав ли я. Ребёнок забегает мыслью вперёд и превращается в соавтора.
Представлю фрагменты уроков с применением технологии продуктивного чтения.
Фрагменты уроков с применением технологии продуктивного чтения
Фрагмент урока № 1.
Беседа по теме «Летописи»
-Ребята, кто дома уже успел познакомиться с учебником?
-Что вы там интересного нашли?
-Кто-нибудь из вас запомнил, как называется первый раздел, с которым мы с вами сегодня познакомимся?
-___________, прочитай, как называется первый раздел. Остальные следят по учебнику.
(читаем мы познакомимся, мы научимся, мы будем учиться).
-Ребята, рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен? (богатырь).
-Как вы думаете, почему он изображен именно в этом разделе?
-А почему летопись и Илья Муромец связаны между собой? .
-Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Летописи)
-Какую цель поставим на урок? (узнать, что такое летописи, былины, познакомиться с летописями)
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
– Для защиты головы
От удара булавы,
Чтоб прикрыть собою тело
От стрелы, что прилетела,
От тяжёлого копья
Им в бою прикроюсь я:
Сохранит и защитит
Жизнь мою железный ЩИТ.
– Кто главный герой? (Олег)
– О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царьграда? Предположите.
– Как вы думаете, о каких важных событиях рассказывается в летописи? ( О походе князя Олега на Царьград)
Как вы думаете, сможет ли он победить один?(нет)
-Велико ли было войско Олега? (большое)
«И вспомнил Олег про коня своего»
– Предлагаю вам прослушать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и понять, что ещё нам неизвестно о великом князе?
Прослушивание небольшого отрывка из стихотворения А.С.Пушкина “Песнь о вещем Олеге” (от начала стихотворения и до слов “Но примешь ты смерть от коня своего”)
– Какое событие произошло в жизни Олега?
– Посмотрите на название летописи, которую мы сегодня будем читать, соотнесите заголовок с содержанием отрывка из стихотворения А.С. Пушкина и предположите, о ком пойдёт речь на уроке.
– Как вы думаете, что нам нужно будет для того, чтобы понять, как Олег принял смерть от своего коня? (дети предлагают варианты: прочитать, проанализировать, сделать выводы).
«Ильины три поездочки»
Разгадайте имена и скажите, что их объединяет? БОДНЫЯР КИНИЧТИ, ШАЛЕА ПОЧИВОП, ИЯЛЬ РУМОЦЕМ – герои былин.
– На экране репродукция картины Васнецова «Три богатыря» (дети рассмотрели)
– Что можно найти между богатырями общего.
– В произведениях какого жанра чаще всего встречаются богатыри? (в былинах)
– Мы приступаем к изучению былин.
– Прочитайте в учебнике тему урока: «Ильины три поездочки».
Турецкая сказка «Ашик-Кериб»
Составьте пословицу и объясните её смысл.
Даются карточки с фрагментами пословицы. Дети составляют пословицу и объясняют её смысл «Не ищи красоты, а ищи доброты»
– Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (о доброте, о добрых поступках)
– Предположите, что обозначает слово «Ашик-кериб». При чтении уточняется предположение)
А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
– Вспомните, пожалуйста, что такое сказка? (ответы учащихся)
(Сказка– занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. )
– Какие волшебные предметы встречаются в сказках? (Называют)
– У меня зеркало. Предположите, может ли оно быть волшебным.
– В чём может проявиться волшебство зеркала?
– В какой сказке встречается волшебное зеркало?
– Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Рассказ А.П.Чехова «Мальчики»
Звучит музыкальная заставка перед чтением произведения. (Звон бубенчиков и топот лошадей)
– Что вы представили, прослушав музыкальную заставку? (Кто-то приехал)
– Прочитайте название рассказа. Можно ли догадаться, кто приехал.
Стихотворение И.Бунина «Листопад»
Домашнее задание можно проверить в такой форме:
– Ребята, дома вы должны были вспомнить поэтов и стихи, которые они написали.
На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихов. Вы, срываете листочек, читаете на нём начало стихотворения, ваша задача продолжить его и вспомнить поэта, который написал его. Листочки кладёте под дерево.
(На доске вразброс карточки с именами поэтов).
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ф.И.Тютчев
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
А.А.Фет
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Е.А.Баратынский
«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь.…Подожди!» –
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
А.Н.Плещеев
Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу – даль степей
Зеленеется.
И.С.Никитин
– Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!
– Скажите, что общего в этих строфах?
(Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине).
4 приёма антиципации:
- Предугадывание содержание рассказа по его названию.
- Предугадывание содержание рассказа по фамилии, имени
автора.
Из предлагаемых букв составить фамилию писателя
Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? Что мы сегодня будем с вами читать?
(ответы: сказка, рассказ, стихотворение).
- Предугадывание содержание рассказа по группе ключевых
слов.
- Предугадывание содержания рассказа по иллюстрации.
Подводя итог, хочется сказать, что от организации первого этапа продуктивного чтения зависит не только, насколько дети заинтересуются содержанием произведения, изучаемого на уроке, но и насколько им будет интересно читать художественную литературу и познавать новое.
Литература
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. / Литературное чтение – М.: Просвещение, 2019 г.