автор: Иванова Надежда Анатольевна
Учитель
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тоншаевская средняя школа»
Разработка урока по теме «И.А.Бунин «Листопад» (4 класс «Школа России»)
- Организационный момент
-Ребята, давайте поприветствуем, друг друга и пожелаем всем удачи на уроке.
Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- Здравствуйте (Прикосновение всей ладонью руки).
Действия повторяются учащимися второй раз, но после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!»
- Работа с текстом до чтения.
- Проверка домашнего задания
– Ребята, дома вы должны были вспомнить поэтов и стихи, которые они написали.
На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихов. Вы, срываете листочек, читаете на нём начало стихотворения, ваша задача продолжить его и вспомнить поэта, который написал его. Листочки кладёте под дерево.
(На доске вразброс карточки с именами поэтов).
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ф.И.Тютчев
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
А.А.Фет
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Е.А.Баратынский
«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь.…Подожди!» –
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
А.Н.Плещеев
Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу – даль степей
Зеленеется.
И.С.Никитин
– Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!
– Скажите, что общего в этих строфах?
(Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине).
- Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
На доске осталась карточка И.А.Бунин
– Дети, чьё имя осталось на доске?
- Антиципация чтения.
– Глядя на фамилию писателя, что мы можем сказать? Произведения какого жанра писал Бунин? Стихи или рассказы? (Бунин – прозаик и поэт. ) (2 слайд)
– Какие стихи писал Иван Алексеевич Бунин? (о родной природе)
– Иван Алексеевич Бунин. Бунин написал «Листопад» в 1900 году. Это не просто стихотворение, а целая осенняя поэма. Постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.
– Осень приглашает нас с вами в картинную галерею. Перед вами репродукции картин крупных мастеров пейзажной живописи: И.С.Остроухова, В.Д.Поленова, И.И.Левитана(4 слайд)
– Можно ли этим картинам дать одинаковое название? Почему?
- Все художники дали названия своим картинам «Золотая осень».
- Художники, музыканты и поэты не только более наблюдательны, чем мы с вами, но и умеют изображать окружающий мир в своих произведениях, учат нас видеть красоту природы.
– Послушайте музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь.», но не просто наслаждайтесь звучанием, а постарайтесь «увидеть» музыкальную картину, созданную при помощи звуков. (Звучит музыка П.И.Чайковского) (слайд 5)
- – Настроение картин и музыки совпадает, по-вашему? (Эти картины вызывают самые разные чувства. Красота, спокойствие, умиротворение)
- Появление целей урока.
– Ребята, предположите, о чём пойдёт речь на уроке.
– Сегодня мы продолжим разговор о природе.
- Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение текста. (6 слайд)
- – Сейчас мы прослушаем стихотворение «Листопад».(видеоролик)
- – Какую картину вы себе представили?
- Перечитывание текста.
– Сколько частей можно выделить в тексте? (две) (в первой части говорится о ярких красках осени, а во второй – тишина и молчание осени)
– Давайте повнимательнее рассмотрим картину осеннего леса.(чтение 1 части) читает подготовленный ученик
– Найдите прилагательные, слова-краски, которыми автор передаёт красоту осеннего леса. (лиловый, золотой, багряный, жёлтый, голубая лазурь, просветы неба синеют, серебро, белый)
– Есть ли непонятные слова? (лиловый – розово-фиолетовый, багряный – красный, лазурь – светло синий) (7 слайд)
– Как вам кажется, какое слово употреблено в переносном значении?
– Какое из слов, по-вашему, употреблено в переносном значении (золотой)
– Яркие образные определения называются эпитетами.
– Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет.
– О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный)
– Найдите ещё эпитеты в этой части? (терем расписной, весёлой пёстрою стеной (8 слайд) , над светлою поляной, жёлтою резьбой, в листве сквозной ( 9 слайд)
– С чем сравнивает осенний лес поэт?( Лес, точно терем расписной)
– Кто из вас, ребята, видел терема? Какие они? (слайд 10)
– Терема строили в Древней Руси. Кто жил в теремах? ( князья, бояре, цари)
– Сохранились каменные терема, но наши предки чаще строили деревянные. Они были богато украшены резьбой. (слайд 10)
– Как называется в художественной литературе приём, когда автор сравнивает предметы? (сравнение)
– Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема? ( берёзы желтою резьбой блестят в лазури голубой) (слайд 11)
– Какие деревья напомнили ему вышки?( Как вышки, елочки темнеют (слайд 12)
– Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов? (просветы в небо) (слайд 13)
– Почему в осеннем лесу мы можем увидеть небо?
– Лес похож на деревянный русский терем и своим запахом. И в новом деревянном тереме, и в лесу одинаково пахнет. Чем же пахнет и почему? Найдите ответ в стихотворении. (слайд 14)
– Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой и запахом. И чтобы читатели могли лучше представить осенний лес, Бунин использует сравнения.
– Итак, терем почти готов: стены – деревья, башни – ёлочки, резьба – берёзы с их жёлтыми листочками.
– Почему слово «Осень» поэт пишет с заглавной буквы? (Осень – хозяйка, царица этого прекрасного резного терема). (слайд 15)
– Какой поэтический приём использует Бунин, рассказывая об Осени?
(олицетворение.)
– Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение. (удивляется, восхищается, любуется, любит то, о чём пишет, радуется, ему весело)
– А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса. (чтение 2 части) читает подготовленный ученик
– Какова здесь осень? (грустная, она вдова)
- -Кого называют вдовой? ( Вдова – женщина, у которой умер муж. Вдовы грустны, они переживают утрату.
– Почему Бунин Осень называет вдовой? (Она такая яркая, и вдруг – вдова)
– Долго ли бывает осенняя красота?
Бунинская Осень как будто помнит о своих прежних утратах и слезах. И хотя в стихотворении она не плачет, она знает, что красота её недолговечна.) (16 слайд)
– Найдите эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса. (пустая поляна, последний мотылёк, мёртвое молчанье – эпитет) (17 слайд)
– Найдите сравнения в этой части? Прочитайте. (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток) (слайд 17)
- – О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения? (автор грустит, тоскует)
-
- – В лесу уже «мёртвое молчание».
- – Почему стало так тихо в лесу осенью? ( птицы улетели. Пусто на широком дворе лесного терема – поляне. Безлюдно в царском тереме Осени.)
- – Но что нарушает тишину? (шуршание падающих листьев.)
- – Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листики. Как будем читать – громко или тихо? (читает подготовленный ученик
- Такое мёртвое молЧанье
- В лесу и в синей выШине,
- Что моЖно в этой тиШине
- расслыШать листика ШурШанье.
- (Все попробуем, только негромко)
– Какие звуки помогают передать шуршанье падающих листьев? (ж, ш, ч). Такой приём в художественной литературе называют (аллитерация) (19слайд)
Физкультминутка (20 слайд)
Работа над выразительностью.
- – Как мы будем читать это стихотворение – быстро или медленно?(неторопливо ,чтобы передать любование неподвижным лесом)
- – Какую половину стихотворения будем читать громче, а какую – тише?
- (Выразительное чтение детьми.: 1 ряд – 1 часть, 2 ряд – 2 часть)
- С текстом после чтения.
- Концептуальная беседа по тексту.
– Мы ставили цель: увидеть картину осеннего леса глазами Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях. Как вы думаете, какие чувства владели автором? Что он чувствовал? Любит ли осень? Нравится ли она ему?
- Знакомство с писателем.
Знакомство с биографией поэта (подготовленный ученик делает краткое сообщение о писателе))
– Послушайте краткое сообщение об авторе.
Иван Алексеевич Бунин родился в 1870г. в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии. В 1881г. поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через 4 года из-за болезни. В печати впервые выступил в 17 лет. Оставил богатое наследство своего литературного творчества о радости жизни, любви человеческой. В 1933г. Бунину присуждена Нобелевская премия в области литературы, деньги от которой он пожертвовал нуждающимся писателям.
Работа с заглавием
– Прочитайте заглавие ещё раз. Что такое листопад? (это природное явление) Когда оно бывает? (Осенью). Что отражает заголовок – тему или идею? (тему)
- Игра «Найди пару» (карточки)
– Рассыпались сравнения, подберите для них пару из стихотворения Бунина.
Просветы Елочки Осень Лес Паутина Мотылек |
Терем Сеть из серебра Оконца Тихая вдова Белый лепесток Вышки |
- Работа в парах (карточки)
– Какая цветовая гамма используется в стихотворении для изображения осенних картин.
Найти лишний цвет
Лиловый;
золотой;
багряный;
желтый
голубой
синий
белый
серебряный
- Рефлексия.
– Осень рассыпала листики. Возьмите тот, который соответствует вашему настроению.
– Какой сейчас идёт месяц? (ноябрь)
– Что происходит в этом месяце? (наступает зима)
– Да.
“В полночь дождь перестал,
И как белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок:”
– Так незаметно приходит зима. И значит, мы с вами продолжаем своё путешествие в мир поэзии, будем читать стихи о зиме, рассматривать зимние картины.
– Урок окончен. Спасибо.
Домашнее задание
– Научиться выразительно читать стихотворение И.А.Бунина «Листопад», по желанию выучить понравившиеся строки