автор: Иванова Наталья Ильинична
воспитатель
муниципальное дошкольное образовательное учреждение Цильнинский детский сад
«Терем – Теремок» муниципального образования Цильнинский район
Ульяновской области
(МДОУ Цильнинский детский сад «Терем –Теремок» МО «Цильнинский район»)

«Организация РППС по патриотическому воспитанию в соответствии с возрастом в свете ФОП ДО»

муниципальное дошкольное образовательное учреждение Цильнинский детский сад

«Терем – Теремок» муниципального образования Цильнинский район

Ульяновской области

(МДОУ Цильнинский детский сад «Терем –Теремок» МО «Цильнинский район»)

Тема: «Организация РППС по патриотическому воспитанию в соответствии с возрастом в свете ФОП ДО»

Подготовила:

Воспитатели первой квалификационной категории

Иванова Н.И.

р.п. Цильна 2024г.

Одной из основных функций дошкольного уровня образования является обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами (ФОП ДО, 2022 г). 

  В национальной доктрине образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”. 

   О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа, знание истории народа, поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.  

    Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

  воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; 

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

            –          воспитание уважения к труду; 

развитие интереса к русским народным традициям и промыслам; 

формирование элементарных знаний о правах человека; 

расширение представлений о городах России; 

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); 

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;  

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Важнейшим условием, без которого невозможно полноценное нравственно–патриотическое воспитание детей – это организация предметно -развивающей среды группового пространства. От среды будет зависеть развитие основных нравственных качеств дошкольников, таких как патриотизм и гражданственность.

Обязательным условием организации патриотических уголков является соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, безопасности, возрасту детей. Насыщенность центра пособиями и материалами должна соответствовать образовательной программе и способствовать развитию индивидуальности, самостоятельности, инициативы, патриотических чувств каждого ребёнка с учётом его потребностей, склонностей, интересов и уровня активности. 

Педагогам следует обратить внимание на комплексный и системный подход  при моделировании РППС, который поможет дошкольникам максимально раскрыть свои познавательные способности.

 

Организация РППС групп младшего возраста для патриотического воспитания дошкольников.

Цель: создать в группах младшего возраста ДОО единое образовательное пространство для патриотического воспитания подрастающего поколения в соответствии с едиными стандартами качества образования. 

Задачи: 

  • формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, грусть), о семье и ДОО;  
  • формировать первичные представления ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях (законных представителях) и близких членах семьи; 
  • обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности (3-4 года); • конкретизировать представления детей об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его названии, достопримечательностях и традициях, накапливать эмоциональный опыт участия в праздниках (2-4 года). 
  • развивать первоначальные представления о себе и близких людях, эмоционально-положительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о деятельности взрослых: 
  • расширять представления о городе, в котором живет ребенок, его достопримечательностях, эмоционально откликаться на праздничное убранство дома, ДОО;  
  • развивать отзывчивость на доступное понимание произведений искусства, интерес к музыке (в процессе прослушивания классической и народной музыки), изобразительному искусству (в процессе рассматривания и восприятия красоты иллюстраций, рисунков, изделии декоративноприкладного искусства). 
  • воспитывать любовь к своей семье, своему родному городу, своему родному краю (2-4 года); 
  • воспитывать уважительное отношение к ровесникам, родителям (законным представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; 
  • воспитывать ценностное отношение к культурному наследию своего народа;  
  • побуждать рассматривать книги и иллюстрации о семье, детском саду и городе, в котором живешь, вместе с педагогом и самостоятельно. 
  • закреплять у детей названия некоторых трудовых действий и собственных действий; имена близких людей, имена детей группы; обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников. 

РППС в младших группах ДОО основывается на следующих принципах 

принцип соответствия возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников; 

принцип личностно-развивающего  и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей/законных представителей, педагогов, специалистов и иных работников ДОО) и детей; 

принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; 

принцип единства обучения и воспитания в образовательной среде ДОО; 

принцип организации качественного доступного образования детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

РППС в средней группе для

патриотического воспитания дошкольников

Цель: создать в средней группе ДОО единое образовательное пространство для патриотического воспитания подрастающего поколения в соответствии с едиными стандартами качества образования. 

Задачи:  

  • воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам; 
  • воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях; 
  • воспитывать патриотизм и чувства гордости за свою страну, край в процессе ознакомления с различными видами искусства 
  • развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут. 
  • развивать позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям (законным представителям), педагогам и окружающим людям.

РППС в средней группе ДОО основывается на следующих принципах (ФГОС ДО):

  • принцип соответствия возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников; 
  • принцип личностно – развивающего  и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогов, специалистов и иных работников ДОО) и детей; 
  • принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; 
  • принцип единства обучения и воспитания в образовательной среде ДОО; 
  • принцип организации качественного доступного образования детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); 
  • принцип формирования общей культуры детей, в том числе нравственных ориентиров. 

РППС старшей  группы для патриотического воспитания дошкольников

Цель: создать в старшей  группе ДОО единое образовательное пространство для патриотического воспитания подрастающего поколения в соответствии с едиными стандартами качества образования. 

Задачи:  

  1. Воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию; 
  2. Знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны; 
  3. Поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы. 

РППС в старшей группе ДОО основывается на следующих принципах 

принцип соответствия возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников; 

принцип личностно – развивающего  и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей / законных представителей, педагогов, специалистов и иных работников ДОО) и детей; 

принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; 

принцип единства обучения и воспитания в образовательной среде ДОО; 

принцип организации качественного доступного образования детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); 

принцип формирования общей культуры детей, в том числе нравственных ориентиров. 

 

РППС подготовительной к школе группы для патриотического воспитания дошкольников

Цель: создать в подготовительной к школе группе ДОО единое образовательное пространство для патриотического воспитания подрастающего поколения в соответствии с едиными стандартами качества образования. 

Задачи:  

  1. Формировать у воспитанников духовно – нравственные качества и основы патриотизма 
  2. Формировать начальные знания о семье и семейных традициях; об обществе, его национально – культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему 
  3. Формировать представления о жизни людей в России, о важных исторических событиях Отечества; о многообразии народов, населяющих Россию 
  4. Формировать представления о некоторых наиболее ярких представителях живой  природы России 
  5. Развивать интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства 
  6. Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям 
  7. Расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны 
  8. Развивать интерес детей к населённому пункту, в котором живёт, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания 

РППС подготовительной к школе группы  реализуется на основании следующих принципов:

принцип соответствия возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников; 

принцип личностно – развивающего  и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей / законных представителей, педагогов, специалистов и иных работников ДОО) и детей; 

принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; 

принцип единства обучения и воспитания в образовательной среде ДОО; 

принцип организации качественного доступного образования детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); 

принцип формирования общей культуры детей, в том числе нравственных ориентиров. 

 Одним из главных условий обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста выступает создание образовательного пространства, обеспечивающего единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых и детей. 

В каждой группе ДОО РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе реализации календарно – тематического планирования, индивидуальных потребностей воспитанников  все компоненты РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие среда должна быть: 

содержательно – насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические),  материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное  и оздоровительное оборудование,  которые позволяют обеспечить  игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением, возможность самовыражения детей; 

трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей; 

полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов окружающей среды) в разных видах детской активности; 

вариативной –  обеспечивать наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей; 

доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности; 

безопасной  – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, в том числе санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности. 

 Также при организации РППС взрослым участникам образовательных отношений следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребёнка предметов в сбалансированном сочетании  традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательную деятельность более интересной, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность ДО и способствовать формированию у детей новых компетенций (с учётом особенностей их развития), отвечающих современным требованиям. 

 Принцип обеспечения сотрудничества всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей, детей) – предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО в лице педагога с семьёй воспитанника для обеспечения преемственности РППС. 

 Обеспечение возможности свободного выбора ребёнком предметов и оборудования, индивидуальной и коллективной деятельности со сверстниками предполагает необходимость при формировании РППС учитывать её информативность, разнообразие тематики материалов и оборудования. 

 Принимая во внимание интегративный характер  образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области  могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно – исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.), в том числе для детей с ОВЗ. 

 Размещение оборудования в группах предполагает гибкое зонирование и возможность трансформации среды с учётом стоящих воспитательных и образовательных задач, а также игровых замыслов детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”; 
  2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 “Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования”; 
  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 

2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р)

«Организация РППС по патриотическому воспитанию в соответствии с возрастом в свете ФОП ДО»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram