автор: Иванова Наталья Ильинична
воспитатель
муниципальное дошкольное образовательное учреждение Цильнинский детский сад
«Терем – Теремок» муниципального образования Цильнинский район
Ульяновской области
(МДОУ Цильнинский детский сад «Терем –Теремок» МО «Цильнинский район»)
«Организация РППС по патриотическому воспитанию в соответствии с возрастом в свете ФОП ДО»
муниципальное дошкольное образовательное учреждение Цильнинский детский сад
«Терем – Теремок» муниципального образования Цильнинский район
Ульяновской области
(МДОУ Цильнинский детский сад «Терем –Теремок» МО «Цильнинский район»)
Тема: «Организация РППС по патриотическому воспитанию в соответствии с возрастом в свете ФОП ДО»
Подготовила:
Воспитатели первой квалификационной категории
Иванова Н.И.
р.п. Цильна 2024г.
Одной из основных функций дошкольного уровня образования является обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами (ФОП ДО, 2022 г).
В национальной доктрине образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа, знание истории народа, поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста включает целый комплекс задач:
– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
– формирование элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о городах России;
– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Важнейшим условием, без которого невозможно полноценное нравственно–патриотическое воспитание детей – это организация предметно -развивающей среды группового пространства. От среды будет зависеть развитие основных нравственных качеств дошкольников, таких как патриотизм и гражданственность.
Обязательным условием организации патриотических уголков является соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, безопасности, возрасту детей. Насыщенность центра пособиями и материалами должна соответствовать образовательной программе и способствовать развитию индивидуальности, самостоятельности, инициативы, патриотических чувств каждого ребёнка с учётом его потребностей, склонностей, интересов и уровня активности.
Педагогам следует обратить внимание на комплексный и системный подход при моделировании РППС, который поможет дошкольникам максимально раскрыть свои познавательные способности.
Организация РППС групп младшего возраста для патриотического воспитания дошкольников.
Цель: создать в группах младшего возраста ДОО единое образовательное пространство для патриотического воспитания подрастающего поколения в соответствии с едиными стандартами качества образования.
Задачи:
- формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, грусть), о семье и ДОО;
- формировать первичные представления ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях (законных представителях) и близких членах семьи;
- обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности (3-4 года); • конкретизировать представления детей об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его названии, достопримечательностях и традициях, накапливать эмоциональный опыт участия в праздниках (2-4 года).
- развивать первоначальные представления о себе и близких людях, эмоционально-положительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о деятельности взрослых:
- расширять представления о городе, в котором живет ребенок, его достопримечательностях, эмоционально откликаться на праздничное убранство дома, ДОО;
- развивать отзывчивость на доступное понимание произведений искусства, интерес к музыке (в процессе прослушивания классической и народной музыки), изобразительному искусству (в процессе рассматривания и восприятия красоты иллюстраций, рисунков, изделии декоративноприкладного искусства).
- воспитывать любовь к своей семье, своему родному городу, своему родному краю (2-4 года);
- воспитывать уважительное отношение к ровесникам, родителям (законным представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
- воспитывать ценностное отношение к культурному наследию своего народа;
- побуждать рассматривать книги и иллюстрации о семье, детском саду и городе, в котором живешь, вместе с педагогом и самостоятельно.
- закреплять у детей названия некоторых трудовых действий и собственных действий; имена близких людей, имена детей группы; обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников.
РППС в младших группах ДОО основывается на следующих принципах
принцип соответствия возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников;
принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей/законных представителей, педагогов, специалистов и иных работников ДОО) и детей;
принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
принцип единства обучения и воспитания в образовательной среде ДОО;
принцип организации качественного доступного образования детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
РППС в средней группе для
патриотического воспитания дошкольников
Цель: создать в средней группе ДОО единое образовательное пространство для патриотического воспитания подрастающего поколения в соответствии с едиными стандартами качества образования.
Задачи:
- воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам;
- воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях;
- воспитывать патриотизм и чувства гордости за свою страну, край в процессе ознакомления с различными видами искусства
- развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут.
- развивать позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям (законным представителям), педагогам и окружающим людям.
РППС в средней группе ДОО основывается на следующих принципах (ФГОС ДО):
- принцип соответствия возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников;
- принцип личностно – развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогов, специалистов и иных работников ДОО) и детей;
- принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип единства обучения и воспитания в образовательной среде ДОО;
- принцип организации качественного доступного образования детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- принцип формирования общей культуры детей, в том числе нравственных ориентиров.
РППС старшей группы для патриотического воспитания дошкольников
Цель: создать в старшей группе ДОО единое образовательное пространство для патриотического воспитания подрастающего поколения в соответствии с едиными стандартами качества образования.
Задачи:
- Воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;
- Знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;
- Поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы.
РППС в старшей группе ДОО основывается на следующих принципах
– принцип соответствия возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников;
– принцип личностно – развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей / законных представителей, педагогов, специалистов и иных работников ДОО) и детей;
– принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
– принцип единства обучения и воспитания в образовательной среде ДОО;
– принцип организации качественного доступного образования детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
– принцип формирования общей культуры детей, в том числе нравственных ориентиров.
РППС подготовительной к школе группы для патриотического воспитания дошкольников
Цель: создать в подготовительной к школе группе ДОО единое образовательное пространство для патриотического воспитания подрастающего поколения в соответствии с едиными стандартами качества образования.
Задачи:
- Формировать у воспитанников духовно – нравственные качества и основы патриотизма
- Формировать начальные знания о семье и семейных традициях; об обществе, его национально – культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему
- Формировать представления о жизни людей в России, о важных исторических событиях Отечества; о многообразии народов, населяющих Россию
- Формировать представления о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России
- Развивать интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства
- Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям
- Расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны
- Развивать интерес детей к населённому пункту, в котором живёт, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания
РППС подготовительной к школе группы реализуется на основании следующих принципов:
– принцип соответствия возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников;
– принцип личностно – развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей / законных представителей, педагогов, специалистов и иных работников ДОО) и детей;
– принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
– принцип единства обучения и воспитания в образовательной среде ДОО;
– принцип организации качественного доступного образования детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
– принцип формирования общей культуры детей, в том числе нравственных ориентиров.
Одним из главных условий обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста выступает создание образовательного пространства, обеспечивающего единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых и детей.
В каждой группе ДОО РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе реализации календарно – тематического планирования, индивидуальных потребностей воспитанников все компоненты РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие среда должна быть:
– содержательно – насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением, возможность самовыражения детей;
– трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
– полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов окружающей среды) в разных видах детской активности;
– вариативной – обеспечивать наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
– доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности;
– безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, в том числе санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности.
Также при организации РППС взрослым участникам образовательных отношений следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребёнка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательную деятельность более интересной, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность ДО и способствовать формированию у детей новых компетенций (с учётом особенностей их развития), отвечающих современным требованиям.
Принцип обеспечения сотрудничества всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей, детей) – предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО в лице педагога с семьёй воспитанника для обеспечения преемственности РППС.
Обеспечение возможности свободного выбора ребёнком предметов и оборудования, индивидуальной и коллективной деятельности со сверстниками предполагает необходимость при формировании РППС учитывать её информативность, разнообразие тематики материалов и оборудования.
Принимая во внимание интегративный характер образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно – исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.), в том числе для детей с ОВЗ.
Размещение оборудования в группах предполагает гибкое зонирование и возможность трансформации среды с учётом стоящих воспитательных и образовательных задач, а также игровых замыслов детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”;
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 “Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования”;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р)