автор: Иванова Нелли Павловна
Преподаватель начальных классов
Студент

Урок по окружающему миру-2 класс «Занятие предков»

Занятия предков

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Выполнила студентка группы ПНК-3Б 

Иванова Нелли Павловна

Конспект урока по окружающему миру

 «Занятие наших предков»

Место проведения: МБОУ СШ №17, 2 «Б» класс

Дата проведения: 2.02.2024г.

Дзержинск – 2024г.

Класс: 2

Тема урока: «Занятие наших предков»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель: формирование знаний о том, чем занимались наши предки

Задачи: 

Образовательные: 

  • Актуализировать знания учащихся о труде в сельской местности;
  • Формировать умение объяснять смысл пословиц;

Развивающие:

  • Формировать регулятивное УУД – развивать умение оценивать результат своих действий, посредством выполнения заданий;
  • Формировать познавательное УУД – развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать и обобщать;
  • Формировать коммуникативное УУД – развивать умение грамотно строить свои речевые высказывания, посредством ответов на вопросы учителя;

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать других, уважать мнение высказывающегося ученика; 
  • Воспитывать чувство уважения труда других;

 

Планируемые результаты: 

Предметные:

  • Рассказывают о труде в сельской местности;
  • Объясняют смысл пословиц;

Метапредметные:

Регулятивные УУД: 

  • Умеют провести рефлексию своих действий;

Познавательные УУД: 

  • Используют логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение);

Коммуникативные УУД: 

  • Вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное).

Личностные УУД: 

  • Сформировано уважительное отношение к другим ученикам;
  • Говорят с чувством  гордости о родном крае, Родине в диалоге с учителем;

Оборудование: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

План проведения:

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности – 1 мин
  2. Актуализация знаний и умений – 5 мин
  3. Постановка учебной задачи – 5 мин
  4. Открытие нового знания – 16 мин
  5. Первичное закрепление – 10 мин
  6. Включение в систему знаний, повторение – 5 мин 
  7. Домашнее задание – 2 мин
  8. Рефлексия. Подведение итогов – 1 мин

Ход урока

Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы, формы и средства работы
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность;

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

-Здравствуйте, ребята! Уже прозвенел звонок на урок. Давайте с вами тихонечко сядем и приготовимся внимательно слушать и активно отвечать на вопросы.

На столах у вас должны лежать учебники по окружающему миру, тетрадь, пенал и карточки

Приветствуют учителя Словесные (рассказ, объяснение)

Речь учителя и учащихся

Фронтальная

Актуализация знаний и умений Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий. Прежде чем мы перейдем к сегодняшней теме, давайте проверим ваше домашнее задание. Вам нужно было прочитать текст и пересказать его. А также дать толкование пословицам:

  1. Семь раз отмерь, один раз отрежь (прежде чем что-то сделать или сказать нужно несколько раз подумать)
  2. Не лежи на печи – будешь есть калачи (для того, чтобы иметь какие-нибудь материальные блага, жить в достатке, необходимо встать, идти трудиться, заработать их своим трудом)
  3. Без труда не выловишь рыбку из пруда (если не будешь трудиться, то у тебя ничего не получится; чтобы чего-то добиться надо много трудиться)

(Спрашиваю детей устно, те кто отвечают, получают отметки )

Ребята, у всех так?

Отвечают Словесные (рассказ, объяснение, беседа)

Наглядные

 Речь учителя и учащихся

Презентация

Раздаточный материал (карточки)

Фронтальная

Парная

Постановка учебной задачи Выявление

места и

причины

затруднения, постановка цели урока.

Обратите внимание на доску. (слайд) 

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

А как вы поняли, что мы будем говорить о труде? 

Совершенно верно, сегодня мы с вами поговорим о труде, о том, чем занимались наши предки.

Тема урока труд.

Потому что на картинках люди трудятся

Словесные (рассказ, объяснение, беседа)

Наглядные 

Речь учителя и учащихся

Презентация

Фронтальная

Открытие нового знания Создать эмоциональный настрой для восприятия произведения;

Оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения.

А кто может сказать, чем наши предки занимались, каким трудом?

Давайте с вами откроем учебники на стр 138 и прочитаем. (Имя) прочитай пожалуйста. Остальные следите по тексту и внимательно слушайте. 

(читают текст несколько учеников)

Так каким трудом занимались наши предки?

Давайте с вами составим небольшую схему в тетради. Откройте тетради, запишите число.

В середине строки запишем название нашей схемы «Занятия предков» и от него проведем вниз стрелочки. Чем занимались?

А кто знает, что такое отруби?

Давайте прочитаем определение в конце учебника. (1 из учеников читает)

Ребята, а какие хлебные изделия вы знаете?

Вот, как много хлебных изделий вы знаете.

А как вы думаете, почему в народе говорят: Худ обед, коли хлеба нет»?  (как бы хорошо и разнообразно не был приготовлен обед, если на столе нет хлеба, то он будет считаться неудачным и неполноценным). Можно ли исключить хлеб из нашего питания?

Чтобы верно ответить на этот вопрос, давайте прочитаем следующий текст про хлеб. (имя) прочитай пожалуйста.

Сейчас я предлагаю посмотреть очень интересное видео про хлеб.

Что интересного вы узнали?

Вот видите, как много разных зерен используют для хлеба, целых 20 000 нужно чтобы испечь 1 булку хлеба. А сколько труда и времени уходит на то чтобы собрать эти зерна.

Давайте теперь посмотрим на картину Аркадия Александровича Пластова «Жатва». Как вы думаете, что такое жатва?

 Скажите пожалуйста, где находятся люди на этой картине?

Как они одеты?

Чем занимаются?

А что находится вокруг них, какие вещи, предметы?

Как вы думаете, что эти люди будут делать потом?

Художник изобразил прошлую или современную жизнь?

Совершенно верно.

Это 1945 год, только что закончилась война. Аркадий Александрович Пластов в своем творчестве возвращается к теме мирного труда колхозников, передавая в своих картинах чувства радости. Летний день. Перед нами на краю поля расположились на обед седой старик и трое ребятишек.

   Дед сидит справа, на нем синие рубашка и штаны, старенькое коричневое пальтишко накинуто на плечи. Натруженные руки с набухшими венами бережно держат ломоть черного хлеба и деревянную ложку. Маленькая черная собачка с бежевой грудкой около него терпеливо ждет своей доли. 

 Рядом с ним стоит на коленях подросток в белой просторной рубахе. Он жадно пьет воду из большого кувшина, крепко держа его худощавыми руками. У него выгоревшие светлые волосы.

   Слева сидит маленькая девочка, одетая в черненькую курточку и красную юбку. Две тугие темно-каштановые косички, завязанные синей ленточкой, выглядывают из-под белого платочка. Она аккуратно подносит ко рту ложку. За ней расположился еще один мальчик. В желто-зеленой рубашке и отросшими рыжими волосами. Все едят очень сосредоточенно и молча.

   После еды им снова предстоит тяжелая работа – надо сжать хлеб на краю поля, где не могут пройти жатки на лошадях. Работают они серпами и косой, которые на время обеда воткнули в копну, стоящую рядом сними. Грабли аккуратно лежат рядом. Ни одного зернышка не должно пропасть, поэтому упавшие колоски бережно собраны в ведро, стоящее справа.

Ребята, а кто знает, что такое серп?

Серп – это орудие для срезания злаков и трав. Вот так он выглядит (слайд)

А кто знает, какие еще орудия труда использовали наши предки?

А какие орудия труда используются в наше время?

Хорошо ребята. Посмотрите, вот так выглядят современные орудия труда.(Слайд)

В наше время, большинство трудом занимаются не сами люди, а различного рода машины, которые облегчают немного труд человека.

А вот это орудия труда, которые использовались раньше. Никакие машины не помогали людям. Они делали все сами. Своими силами.

Например зернотерка, с помощью нее мололи зерно. Соха-ручное орудие для обработки почвы в лесной зоне. Вилы, грабли, коса, плуг- это тоже орудие труда, для обработки земли. И борона.

Охотились, рыбу ловили, выращивали хлеб

Отвечают

Охотой. Рыболовством, земледелием

Читает

Булочки, хлеб, лепешки и т.д.

Можно, нет

Очень много продуктов, связанных с хлебом, 20 000 зерен пшеницы нужно чтобы испечь хлеб, хлеб пекут из зерен пшеницы. ржы, риса, гречихи и кукурузы

Процесс сбора урожая

В поле

Бедно, просто

Кушают, сидят

Собака, грабли, серп, коса, колосья, сено

Прошлую

Плуг, соха

Разные станки, электропилы, лопаты,

Словесные (рассказ, объяснение, беседа)

Наглядные 

Речь учителя и учащихся

Презентация

Фронтальная

Первичное закрепление Усвоение нового способа действий. Давайте теперь с вами поработаем с пословицами. Посмотрите на стр 140, в самом верху. (имя) прочитай пожалуйста. Как вы понимаете смысл пословицы…

«Хлеб – всему голова» — говорит о том, что хлеб это самый важный продукт, самое главное блюдо на любом столе.

«Хлеб – батюшка, а водица – матушка» хлеб и вода одни из самых главных ценностей в жизни человека. Вода – ценнейший дар природы, а без хлеба никакая пища невкусна.

Словесные (рассказ, объяснение, беседа)

Наглядные 

Речь учителя и учащихся

Презентация

Раздаточный материал (карточки)

Фронтальная

Групповая

Включение в систему знаний, повторение Включение “открытия” в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного Давайте теперь проверим, на сколько хорошо вы поняли данную тему. (Слайд) 

На столах у вас лежат карточки с заданиями. Первые два задания содержат вопрос. На который вам нужно ответить. В 3 задании вам нужно подчеркнуть пословицы про хлеб. А в 4 задании вам нужно соотнести слова с их определениями. В первом столбике у вас написаны слова. С которыми мы с вами сегодня познакомились, а во втором столбике, то что значат данные слова. Соедините определение с нужным словом. Можете приступать к выполнению. Как закончите поставьте руку на локоток

Выполняют задание

Словесные (рассказ, объяснение, беседа)

Наглядные 

Речь учителя и учащихся

Презентация

Домашнее задание Дома 

вам нужно будет прочитать текст на стр 138-140и подготовиться к пересказу. А также на стр 140 последние 2 пословицы. Вам нужно объяснить смысл.

Рефлексия. Подведение итогов Подвести итоги урока -Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог нашего урока. 

У вас на партах лежат кружочки желтого и синего цвета. Если вы считаете, что хорошо работали на уроке и поняли тему, поднимите желтый кружок. Если вы считаете, что у вас возникли трудности на уроке и совсем не поняли тему поднимите синий кружок. (Если ученик показывает синий кружок, я спрашиваю, где возникли трудности)

Урок окончен, до свидания!

Отвечают
Урок по окружающему миру-2 класс «Занятие предков»