автор: Иванух Кристина Денисовна
студентка
Среднерусский институт управления–колледж РАНХиГС
Инвестиционные проекты в агропромышленном комплексе Орловской области
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Колледж Президентской Академии
По дисциплине: «Документационное обеспечение управления».
Тема: «Инвестиционные проекты в развитии агропромышленного комплекса Орловского региона».
Выполнила: студентка Э201 группы
Иванух Кристина Денисовна
Преподаватель: Семёнова Лариса Ивановна
г. Орёл, 2024 г.
Аннотация: В условиях действия (с 2014 года) и расширения спектра (2022 г.) внешних санкций на экономику Российской Федерации агропромышленный комплекс страны явился тем самым «локомотивом» внутреннего своего развития и роста. Это одна из тех отраслей, на которые внешняя политика повлияла положительно, АПК восполнила весь свой потенциал и продолжает наращивать обороты роста. Курс на импортозамещение, обеспечения уровня продовольственной безопасности, внедрения инноваций в прямом смысле восполнились в экономике за счет сельского хозяйства и пищевой промышленности. АПК в современных условиях экономики является одним из приоритетных направлений повышения уровня социально-экономического развития регионов и привлечения инвестиционных ресурсов. В статье проведен анализ развития отраслей сельского хозяйства Орловской области за период 2010-2011 гг., определена доля отраслей растениеводства и животноводства в общем объеме производства продукции АПК. Представлена динамика инвестиций в основной капитал АПК Орловской области в сравнении с плановыми значениями на перспективу, уровень государственной поддержки по направлениям развития АПК и анализ внутренних затрат на инновационные и научно-технические разработки в отрасли. В рамках исследования представлены рейтинги экспертов по оценке инвестиционной привлекательности отрасли в Орловской области. На основании критериев оценки определены предпосылки роста уровня инвестиционной привлекательности АПК региона. В завершении исследования определены основные направления развития отрасли для привлечения инвестиций и роль региональных органов власти в управлении инвестиционной деятельностью в сельском хозяйстве региона.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, аграрная экономика, инновации, основной капитал, агропромышленный комплекс, государственная поддержка, рейтинг.
Актуальность: Инвестиции являются важнейшим фактором, определяющим темпы экономического развития производства. Они выступают в качестве материальной основы простого и расширенного воспроизводства. Снижение притока инвестиций ведет к физическому и моральному износу материально-технической базы и особенно в АПК.
Учитывая ограниченность финансовых возможностей государства по поддержки инвестиций, низкую способность сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий к самофинансированию, недоступность дпя сельскохозяйственных товаропроизводителей кредитных ресурсов в связи с их невысокой инвестиционной привлекательностью, следует определить подходы, дающие возможность обеспечить эффективную инвестиционную деятельность на основе рыночно-конку рентной самоорганизации инвестиционного процесса на всех уровнях АПК и системы государственного регулирования инвестирования.
В этой связи актуальными направлениями экономической аграрной науки являются: инвестиционное обеспечение экономического развития АПК на основе государственного регулирования и рыночной саморегуляции; повышение эффективности инвестиционной деятельности; поиск новых способов и форм привлечения инвестиционных ресурсов; формирование механизма управления инвестициями; соответствующего особенностям современной российской экономики и учитывающего специфику АПК.
Тем не менее, и 8 условиях затянувшегося кризиса в аграрном секторе экономики России проявляются заметные точки роста производства, финансовой стабилизации, формируются эффективные модели аграрного реформирования, в частности и в регионах Центральной России,
Научное обобщение накопленного опыта, определение перспектив инвестиционных процессов определяют в целом актуальность темы исследования.
Цель исследования заключается в проведении экономической оценки инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса Орловской области и выявлении перспективных направлений повышения уровня отрасли в рейтинге регионов.
Материалы исследования. В Орловской области на протяжении последних 5 лет наблюдается положительное скачкообразное изменение объема инвестиций в основной капитал агропромышленного комплекса (рис. 2). С 2017 по 2018 гг. инвестиции в данную отрасль выросли на 3546,9 млн. руб. В 2019 г., наоборот, наблюдалось их снижение по отношению к 2018 году на 372 млн. руб. или на 3,35%. Однако за 2019-2021 годы инвестиции вновь увеличились и составили 16555,9 млн. руб. Характеризуя в целом инвестиции за 5 лет – произошло их увеличение на 9,0 млрд. руб. Данные фактические показатели в большем объеме превысили намеченные в плане инвестиционного развития Орловской области 2019 года. В Орловской области так же, как и в целом по России в последующие годы может сохраниться положительная динамика привлечения инвестиций в АПК, так как в нашей области есть все предпосылки для дальнейшего поступательного развития сельскохозяйственного производства: ресурсный потенциал, благоприятный инвестиционный климат в отрасли АПК и мощная государственная поддержка. ором по данным источника.
В соответствии с поставленной целью были определены и решены следующие задачи:
– изучить теоретические и методологические основы и особенности осуществления инвестиционной деятельности, обобщить зарубежный опыт и отечественные разработки по вопросам инвестиционного обеспечения экономического развития АПК;
– определить принципы государственного регулирования и рыночной саморегуляции инвестиционного обеспечения процесса воспроизводства;
– исследовать состояние и тенденции формирования и развития инвестиционных процессов в АПК региона;
– разработать направления и комплекс мер по обеспечению эффективной инвестиционной деятельности;
– уточнить методику оценки инвестиционного рейтинга и инвестиционной привлекательности организаций АПК;
– адаптировать методику проектного анализа и разработать предложения по совершенствованию оценки эффективности инвестиционных проектов, позволяющие учесть особенности производства в АПК;
– обосновать использование эффективных форм реализации инвестиционной деятельности, в том числе лизинга.
Предметом исследования являются факторы, процессы, явления и система социально-экономических отношений, определяющих эффективное инвестиционное обеспечение экономического развития регионального АПК.
Объект исследования – инвестиционная деятельность в АПК Центрального федерального округа, с детальной разработкой вопросов на примере Орловской модели аграрного реформирования.
Практическая значимость проведенных исследований состоит в том, что разработанные подходы и предложения в определенной степени используются для повышения эффективности инвестиционной деятельности в АПК Орловской области и могут применяться в других регионах. Предложения по совершенствованию методики оценки экономической эффективности инвестиций рекомендуется применять в процессе принятия управленческих решений о реализации инвестиционных проектов в АПК.
Устойчивое развитие отраслей АПК нуждается в инвестиционной активности. Процесс расширенного воспроизводства невозможен без эффективных долгосрочных вложений, так как инвестиции – это и приобретение основных фондов и затраты на пополнение и формирование оборотных средств, без которых невозможно наращивание объемов производства, развитие материально-технической базы, улучшение финансового состояния предприятий.
Рассмотрев различные мнения отечественных и зарубежных ученых-экономистов, мы пришли к выводу, что термин “инвестиции” отражает ресурсный и затратный подход, так как использование средств, предполагает их предварительное создание, доходность вложений – как основной регулятор соответствия ресурсов и вложений, их объемов и динамики, присутствие элементов риска.
В экономической литературе понятия “инвестиции” и “инвестиционная деятельность” постоянно уточняются, рассматриваются с различных точек зрения. До сих пор не сформулировано единое понятие “инвестиционная деятельность”, поэтому, обобщая отечественный и зарубежный опыт, в диссертации инвестиционная деятельность определяется автором, как направленное рисковое вложение инвестиционных ресурсов в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения выгоды и (или) положительного социального эффекта.
Обобщив существующие классификационные признаки, отражающие сущность, содержание и направление использования инвестиций, мы выделяем следующие, наиболее значимые критерии классификации инвестиций: объекты и способы инвестирования; субъект инвестирования; временной горизонт; степень риска; виды воспроизводства основных фондов; направленность действия; направление деятельности хозяйствующего объекта в аграрной сфере.
Реализацию инвестиционной деятельности в АПК необходимо осуществлять с учетом специфики аграрных отношений, воспроизводственного процесса в основной отрасли — сельском хозяйстве, характера и объекта инвестирования, кооперации и интеграции сельскохозяйственных производителей и перерабатывающих предприятий.
По нашему мнению, ключевое место в регулировании инвестиционных процессов должно занимать государство. Приоритетная роль государственного регулирования не умаляет значения рыночной само регуляции инвестиционной деятельности. Государство не подменяет предпринимательскую активность, а создает условия для инвестиционной активности посредством правового обеспечения инвестиционного процесса, государственных гарантий иностранным инвесторам, льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, материально-технической поддержки, в том числе и на основе развития лизингового механизма, финансирования затрат на разработку ключевых технологий и техники, направлений науки по проблемам устойчивости АПК. При этом основными принципами являются прямое участие и поддержка государства для перехода от распределения государственных инвестиций на производственные цели к их размещению на конкурсной основе, усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета.
В современных условиях конкурентоспособным участником рынка инвестиций товаропроизводитель может стать, только размещая средства в надежные и инвестиционно перспективные проекты, а степень надежности и эффективности того или иного проекта без глубокого VI детального анализа определить невозможно.
Поэтому одним из важнейших этапов анализа инвестиционных проектов является определение экономической эффективности. От того, насколько грамотно и профессионально проведен этот этап, зависят сроки возврата вложенного капитала и темпы развития производства.
Обобщая изложенные в диссертации материалы можно отметить, что в России нет единой методики оценки экономической эффективности инвестиций. С одной стороны, продолжают использоваться показатели, не учитывающие временную ценность денег, такие как; коэффициент сравнительной экономической эффективности капитальных вложений; показатель приведенных затрат; срок окупаемости. С другой стороны все большее значение приобретают, основанные на дисконтировании показатели, такие как: чистый дисконтированный доход; внутренняя норма доходности; дисконтированный срок окупаемости и др.
Использование для определения экономической эффективности инвестиционной деятельности показателей, основанных на дисконтировании, вполне оправдано, так как проводится не обоснование принятого ранее решения об инвестировании, а анализ и оценка реализуемости (осуществимости) и эффективности ин вести ци о иного проекта, поиск лучшего способа применения имеющихся средств (собственных и / или заемных), то есть «банковский подход». Учитываются все альтернативы по проекту -сравнение с лучшей из «отброшенных» альтернатив: учет изменения ценности денег во времени; учет развития ситуации «без проекта»; проводится многокритериальная оценка – анализ проектов по целому ряду аспектов с учетом рисков и возможных изменений ситуаций; осуществляется оценка инвестиционного проекта с позиций всех участников, включая инвесторов, бюджетов различных уровней, национальной экономики, интересов региона и др.
Специфические инвестиционные проекты, реализуемые в АПК, нуждаются во всестороннем анализе и оценке экономической эффективности. Проведение всех стадий проектного анализа, позволит избежать многих проблем, связанных с долгосрочным инвестированием и риском. Поэтому определение и выбор оптимальных источников формирования инвестиций, адаптация современных методик оценки экономической эффективности инвестиционных проектов, разработка направлений эффективного инвестиционного обеспечения на современном этапе имеют важное значение.
Орловская область является Агроориентированным регионом. В валовом региональном продукте области продукция АПК занимает более 30%, поэтому негативные последствия социально-экономического и инвестиционного кризиса в полной мере проявились и в АПК Орловской области.
Спад объемов производства происходил непрерывно, вплоть до 1998 года включительно. Особенно в больших пропорциях сокращалось производство сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственное производство стало убыточным. Доля убыточных хозяйств составляла 75% от общей численности. В период с 1996 г, по 1999 г. предприятия пищевой промышленности Орловской области работали убыточно.
В областях Центрального федерального округа наблюдалась аналогичная ситуация в 1996-1998 г.г. В 1998 г. убыток по всей деятельности сельскохозяйственных предприятий составил 9,5 млрд. руб., уровень убыточности -35,9%.
Данная негативная тенденция, как показывает, проведенный анализ, во многом была определена сокращением реальных инвестиционных вложений в АПК. Так, в фактически действовавших ценах темп роста капитальных вложений в АПК экономики Орловской области за период 1991-1998 гг., вырос в 125 раз и составил 11 2 млн. руб. В ценах базового 1991 г. объем инвестиций снизился в 1998 г. по сравнению с 1991 г. в 55,6 раза. Данные изменения оказали соответствующее влияние на основные показатели производственной деятельности в АПК региона.
В 1999-2000 гг. обозначился перелом в финансово-хозяйственной деятельности предприятий аграрной сферы во многом благодаря реализации региональной стратегической программы по выходу АПК из кризиса и в первую очередь активизации инвестиционной деятельности.
Сельскохозяйственные предприятия Орловской области получили в 2000 г. прибыль в сумме 622 млн. руб., что превышает данный показатель в 1999 г. в 1,6 раза. Уровень рентабельности по всей деятельности организаций АПК в 2000 году составил 23,0%. Размер прибыли в предприятиях пищевой промышленности составил 88,2 млн, руб.
Изменилась ситуация и в Центральном федеральном округе. Так, в 2000 г. от всей деятельности сельскохозяйственными предприятиями было получено 1,1 млрд. руб. прибыли. Наилучший финансовый результат достигнут в Орловской области – 621,5 млн. руб., в Московской – 513,9 млн. руб., в Белгородской – 208,7 млн. руб. В таких областях, как Ивановская, Смоленская, Тамбовская, Тульская и др. сельскохозяйственное производство продолжает оставаться убыточным.
Орловщина сегодня предложила стране свою концепцию реформирования АПК и ведении экономической реформы на основе государственной поддержки, направленной на наиболее полную реализацию экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, стабилизацию и устойчивый рост производства, достижение пропорционального, сбалансированного развития всех отраслей регионального АПК, решение социальных проблем.
Особенность региональной модели реформирования АПК связана с поэтапной практической реализацией следующих направлений: реформирование земельных отношений, организационно-правовых форм хозяйствования и отношений форм собственности на уровне хозяйств; развитие кооперации и агропромышленной интеграции, формирование рыночной инфраструктуры, регионального аграрного рынка: обеспечение административной поддержки и регулирование рыночных отношений сельхозпроизводства; привлечение отечественных и зарубежных инвестиций в АПК области; усиление внимания к решению социальных проблем села и др.
Начиная с 1997 года, в АПК области начался третий этап реформирования, основное содержание которого – мобилизация инвестиционных ресурсов и внедрение достижений научно-технического прогресса. Взаимосвязанный комплекс законодательных, организационно-экономических, финансовых мероприятий, формирование стратегических приоритетов в инвестиционной деятельности, позволил остановить тенденцию ухудшения инвестиционно-инновационного процесса, который приобретал симптомы острого кризиса. Проводимая в Орловской области инвестиционная политика направлена, в первую очередь, на формирование благоприятного инвестиционного климата, приоритетов и стратегических зон инвестиционной политики, обеспечивающих стабильное социально-экономическое развитие региона.
На фоне неблагоприятной картины, связанной с инвестициями в АПК в субъектах РФ, в том числе в Центральном федеральном округе, Орловская область, благодаря реализации стратегических направлений по укреплению производственного потенциала предприятий аграрного комплекса, заметно отличается.
От общего объема инвестиций в основной капитал на развитие АПК в Центральном федеральном округе, инвестиции в АПК Орловской области составили 11%, что больше данного показателя во всех областях за исключением Московской области.
Динамика основных инвестиционных показателей АПК наглядно иллюстрирует значительное увеличение объема инвестиций в основной капитал на развитие АПК за период 1999-2000 гг. В 2000 г. данный показатель увеличился в 14,7 раза по сравнению с 1998 годом. В 2001 г. по оценке инвестиции к отрасли сельского хозяйства составили около 1200 млн. руб. Произошли существенные изменения и в структуре инвестиций. Инвестиции в сельскохозяйственное производство составили в 2000 году 43,0% от общего объема инвестиций, в то время как в предшествующие годы данный показатель не превышал 11,0%.
Орловскую область можно отнести к регионам, добившимся благоприятного положения в реализации инвестиционных замыслов на основе государственного регулирования инвестиционных процессов. Если в 1992-1996 гг. инвестиционная деятельность осуществлялась в основном за счет средств федерального бюджета, то в 1997-1999 гг. инвестиции финансировались в основном из областного бюджета. Объем инвестиций в АПК за счет средств областного бюджета составил – 226,2 млн. руб. в сопоставимых ценах 1997-1999 гг.
Государственное влияние на инвестиционное обеспечение процесса воспроизводства связано не только с увеличением общего объемам инвестиций, но и с выбором конкретных направлений вложений в сельском хозяйстве в соответствии с экономической значимостью и эффективностью, поскольку инвестиционные средства ограничены. Приоритетными направлениями государственной поддержки инвестирования АПК Орловской области является наращивание технического потенциала, развитие социальной инфраструктуры.
Реализация целенаправленной инвестиционной политики в области технического оснащения позволило Орловской области лидировать среди всех регионов Центрального федерального округа в 1999-2000 гг. по поставке основных видов сельскохозяйственной техники. Так, в 2000 г. было поставлено в 3,6 раза больше тракторов и в 29 раз больше зерноуборочных комбайнов по сравнению с 1996 г.
Государственного финансирования инвестиционной деятельности недостаточно, поэтому большое внимание уделяется использованию всех возможных источников инвестирования. Для предприятий аграрного сектора основными источниками финансирования продолжают оставаться собственные средства предприятий. В период с 1996-1998 гг. собственные средства (в основном амортизационные отчисления и в незначительном размере прибыль) составляли от 91,3% до 93,3% в общем объеме источников финансирования долгосрочных инвестиционных вложений. В 2000 г. наблюдается увеличение объема финансирования инвестиций за счет всех источников, в том числе прибыли предприятий при уменьшении доли собственных источников и увеличении привлеченных в структуре долгосрочных инвестиционных вложений.
В настоящее время на региональном уровне функционируют крупные интегрированные агропромышленные формирования: ОАО АПК «Орловская нива», ОАО АПК “Орловские Черноземы”, ОАО «Орловский агрокомбинат», ОАО «Орелагропромснаб». Успешное функционирование интегрированных структур базируется на совмещение интересов главных субъектов рынка и государства. Агрохолдинги являются операторами по привлечению и целевому использованию инвестиций, направляя бюджетные поступления и собственные инвестиционные ресурсы для укрепления и повышения эффективности использования производственного потенциала своих структурных подразделений. Общий объем инвестиций, направляемый крупными холдинговыми компаниями в развитие АПК Орловской области, в 2000 году составил 1 ,6 млрд. руб.
Несмотря на положительные организационно-экономические преобразования в стратегии реализации инвестиционной политики в АПК региона, существует ряд направлений, требующих, на наш взгляд, разработки дополнительных мероприятий, способствующих активизации и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов.
Объем инвестиций за последние годы в АПК региона значительно увеличился, но субъекты инвестиционной деятельности мало внимания уделяют расчетам эффективности использования инвестиционных средств по видам и направлениям. Одна из возможностей привлечения и эффективного использования капитала в АПК – это разработка привлекательных инвестиционных проектов на уровне, соответствующем не только российским, но и международным стандартам. Вместе с тем, на данном этапе, участники инвестиционного процесса, особенно сельскохозяйственные товаропроизводители, практически не пользуются современными методическими разработками по планированию и анализу инвестиций.
Наши исследования показали, что на сегодняшний день в АПК еще недостаточно качественно выполненных инвестиционных предложений. Многие инвестиционные проекты выглядят скорее не как обоснованно разработанные бизнес-планы, а как намерения, поскольку не содержат ни надлежащих экономических расчетов, ни оценки рисков. Если и используются общепринятые критерии, то приемы расчета этих показателей существенно отличаются.
Среди основных причин сложившейся ситуации с разработкой инвестиционных предложений, можно выделить острый недостаток в сельском хозяйстве профессионально подготовленных руководителей и специалистов в области инвестиционного проектирования непосредственно на предприятиях АПК, необходимость использования дорогостоящей техники, высокую стоимость специального программного обеспечения по подготовке проектов, неадаптированность его к специфике сельскохозяйственного производства.
Обеспечение эффективной инвестиционной деятельности в региональном АПК предполагает разработку и осуществление структурно-инвестиционной политики путем определения целевой инвестиционной программы, направленной на совершенствование продовольственного обеспечения региона на базе инновационных технологий.
Исходя из сложившейся ситуации, автором определен следующий комплекс мер по стимулированию инвестиционной деятельности и улучшению инвестиционного климата в региональном АПК: разработка структурно-инвестиционной политики н приоритетных направлений ее реализации; формирование комплексной инвестиционной долгосрочной целевой программы; создание целостной системы нормативно-правовых актов в области инвестиционной деятельности и совершенствования амортизационной политики, налогового законодательства; адаптация и использование методики проектного анализа для оценки эффективности инвестиционных проектов и отбору их для финансирования; активизация возможных источников инвестирования, в том числе отработка механизма лизинга; создание инфраструктуры для реализации комплексных инвестиционных программ, включающей информационно-консультационную службу; планирование оптимальных объемов и структуры инвестиций, исходя из ресурсной обеспеченности, источников финансирования, как на уровне интегрированных формирований, так и на уровне самостоятельно работающих сельскохозяйственных предприятий; создание информационно-аналитической базы в сфере инвестирования АПК региона.
Одной из важнейших задач, стоящих перед инвестором, является выбор в качестве объекта инвестирования предприятий, которые имеют наилучшие перспективы развития и могут обеспечить наиболее высокую эффективность инвестиций, поэтому в диссертационной работе предложена методика определения инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта в части использования их производственно-экономического потенциала.
Кроме того, в ситуации, когда инвестиционная деятельность формируется под влияние инфляционных процессов, регулирующие меры государства должны быть избирательными, то есть, направлены на приоритетные объекты инвестирования.
Вывод:
На данный момент компания ООО «Орел» продолжает свою модернизацию для выпуска новой продукции. На 2024 год запланированы инвестиции в размере 60 млн рублей, общая сумма проекта составляет 2,15 млрд рублей.
ООО «Дубовицкое» из Малоархангельского района работает над реализацией молочного комплекса на 1 199 голов дойного стада. Проектно-сметная документация разработана, в настоящее время проводится ее коммерческая экспертиза. Общий объем инвестиций составляет 2,2 млрд рублей.
Из проектов-миллионников можно отметить проект ООО «АгроПром ЮГ» по закладке многолетних насаждений площадью до 1000 га в Дмитровском районе с последующей организацией хранения и переработки продолжается. Реализация проекта запланирована на период с 2022 по 2032 год, уже заложено 116,76 га садов. Объем инвестиций составит 850 млн рублей.
АО «Орел Нобель-Агро» завершает расширение мощностей хранения, очистки и сушки зерна на элеваторе. Общий объем инвестиций составит 234 млн рублей. Планируется начать эксплуатацию объекта летом текущего год.