автор: Игнатова Татьяна Игоревна
МОУ ОШ №5 для обучающихся с ОВЗ
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов с помощью элементов системы Марии Монтессори»
«Главная цель воспитания, заключается в том,
чтобы привести человека в прямое общение
с внешним миром».
М.Монтессори
Основные принципы методики Монтессори
Ребёнок развивается с самого рождения: каждый день он изучает новую информацию, знакомится с окружающим миром и познаёт себя. В 1907 году итальянский педагог и врач Мария Монтессори придумала свою авторскую методику, которая помогала малышам саморазвиваться. Сначала она опробовала свои разработки с умственно отсталыми детьми. Через некоторое время её подопечные выиграли на школьной олимпиаде, в которой принимали участие наравне со сверстниками с обычным уровнем развития. Это была настоящая сенсация, после которой методика начала совершенствоваться и адаптироваться под нужды здоровых деток.
Система Монтессори основана на нескольких принципах, базовыми из которых являются построение процесса обучения в игровой форме и самостоятельное принятие решения ребёнком. Ребенок должен стремиться выполнить задания сам, причём какие это будут занятия, сколько они будут длиться по времени, в какой форме проходить, он тоже выберет по своему усмотрению. Взрослые не вмешиваются в процесс развития, а только помогают, создавая необходимое пространство, где кроха занимается.
Заниматься по своей методике педагог рекомендовала с трёх лет, но сегодня программа адаптирована для детей с первых месяцев жизни. Например, бизиборды, придуманные Марией Монтессори. Их сделали в виде мягких ковриков или книжек, и малыши с удовольствием рассматривают и изучают такие развивающие материалы.
Однако только на четвёртом году жизни ребёнок начинает принимать самостоятельные решения и пытается выполнить определённые задания сам без помощи взрослых. До этого возраста малыш занимается с родителями, которые помогают ему освоить навыки.
Заниматься по методике Монтессори можно до 12 лет
Главные составляющие элементы системы
Изучая поведение детей, Мария Монтессори выделила три основных составляющих, благодаря которым происходит гармоничное развитие ребёнка. Самый главный элемент — специальная окружающая среда, которая разделена на отдельные зоны.
- Практическая. Малыши учатся повседневным навыкам, которые пригодятся им в жизни. Например: игры со шнуровкой, липучками и молниями, пуговицами. Более старшие дети, играя с куклами, раздевают и одевают их, застёгивая одежду. Если им интересно подмести пол, расставить предметы на столе в определённом порядке или полить цветы — это только приветствуется и разрешается.
- Сенсорная. С помощью специальных материалов, например, развивающих досок, деревянных игрушек, мягких подушечек с разным наполнителем внутри, ребёнок развивает мелкую моторику через тактильные ощущения. Развивающие игрушки отличаются по цвету, форме, весу — это позволяет малышу изучать разную информацию, тренировать память и мышление. Благодаря деревянным пазлам, пирамидам и вкладышам улучшается координация движений и появляется терпение.
- Языковая. В этой зоне представлены пособия для изучения чтения и письма. Это могут быть карточки с буквами, бизиборды, на которых можно составить слова. С помощью этих материалов в игровой форме дети быстрее запоминают алфавит, учатся складывать слоги и читать.
- Математическая. Здесь ребёнок знакомится с цифрами и геометрическими фигурами, развивает мышление, терпение и логику.
- Природная. Эта зона расскажет все об окружающем мире. Малыши начинают изучать животных, растения и природные явления. Дети старшего дошкольного возраста и школьники узнают информацию о других странах, обычаях и культуре людей на планете.
- Творческая. Здесь дети рисуют, занимаются аппликацией, развивают свои творческие способности.
Вторая составляющая — это организация процесса развития ребёнка. Несмотря на то что он самостоятельно выбирает вид деятельности, сам процесс построен на порядке и правилах.
Дети разного возраста занимаются вместе, поэтому их учат проявлять уважение друг к другу. Если кто-то взял игру или другой материал раньше, нельзя его забирать, а нужно подождать своей очереди. Старшие показывают младшим, показывают как выполнять то или иное задание.
Игровая форма занятия — это всё равно занятие, поэтому вести себя нужно соответственно. Нельзя кричать, шуметь. Зато ходить по комнате, бегать разрешается, если эти действия не мешают обучающему процессу других детей.
Каждая зона должна быть в порядке: все материалы и игры, с которыми занимался малыш, он сам должен отнести на место.
Всю работу ребёнок выполняет сам. Его никогда не критикуют, но и не хвалят. Если всё сделано правильно, педагог только констатирует факт, что задание выполнено.
Третья составляющая — педагог. До трёх лет с малышом занимается мама. Она знакомит его с новыми игрушками, вещами и навыками. Важно помнить, что роль учителя в методике Монтессори заключается в наблюдении. Если вы купили ребёнку новую игрушку, пусть он сам разберётся, что с ней делать, не нужно ему подсказывать или говорить, как надо. То же самое касается и занятий в группе для детей после трёх лет. Взрослый только наблюдает и смотрит за порядком, но не заставляет выполнить то или иное задание и не помогает.
Монтессори-материалы
Метод Монтессори позволяет познавать мир в практической деятельности. Ребенок испытывает радость потому, что делает то, что хочет делать.
Помогают ему в этом специально разработанные Монтессори-материалы. Они привлекательны, просты в применении, соответствуют возрасту ребенка. Изготовлены из экологически чистых продуктов (дерево, натуральные ткани) и гипоаллергенных красителей. Они просты, приспособлены для малышей, красочные.
Например, розовая башня, коричневая лестница, яркие геометрические тела, красные штанги. Каждая направлена на изучение конкретной функции.
Развитие сенсорики
Рамки с застежками – материал представляет собой рамку с пуговицами, крючками, пряжками, шнурками и молниями. Занимаясь с этими предметами, дети обучаются элементарному навыку, необходимому для одевания.
Коричневая лестница – благодаря работе с лестницей ребенок узнает такие понятия как тонкий и толстый, самый толстый, еще толще и так далее.
Розовая башня – знакомит детей с понятиями маленький, большой, больше, самый большой и так далее. Красные штанги – знакомят детей с понятиями длинный, короткий, длиннее, короче и так далее.
Развитие речи
Развитию речи ребенка способствуют шершавые буквы (вырезанные из бархатной или песчаной бумаги). Благодаря таким трафаретам дети знакомятся с очертаниями букв через прикосновение и лучше ассоциируют графическое изображение буквы с тем звуком, которое она обозначает.
Металлические вкладки представляют собой десять вкладок разной геометрической формы. Дети могут манипулировать вкладками по собственному желанию, одновременно изучая контуры фигур, подготавливая руки и глаза к письму.
Развитие математических способностей
Красно-синие штанги – методический материал представляет собой 10 штанг, каждая из которых разделена на красную и синюю часть. С помощью штанг дети осваивают элементарный счет и операции сложения-вычитания, умножения-деления.
Коробка с веретенами – это две коробки, в которых расположены десять пронумерованных секций – от 0 до 9. Размещая то или иное количество веретен, ребенок обучается счету и понятию количества. Геометрические тела – помогают ребенку зрительно и на ощупь различать геометрические формы. Дидактический материал включает в себя шар, куб, цилиндр, четырехугольную пирамиду, эллипсоид, конус и треугольную, прямоугольную призму.
Монтессори-материалы в домашних условиях
Многие Монтессори-материалы возможно сделать и в домашних условиях, затрачивая на них не большое количество средств.
Разнообразные мешочки с наполнением. В качестве последнего используются крупы, горох, фасоль, пенопласт. Их задача развивать тактильные и зрительные способности детей. Нужно найти по тактильным ощущением, где находятся два мешочка с одинаковым наполнителем. Таких пар может быть большое количество в зависимости от наполнителя (крупы, мелкие предметы, мягкие наполнители). Для подкрепления зрительного анализатора хорошо использовать картинки того самого наполнителя мешочка или же сам наполнитель в реальности.
Баночки с различным наполнением. Развивают слуховые способности детей. В основе этой игры лежит выделение одинаковых по звучанию баночек. Например, из 12 баночек лишь 2 имеют одинаковое звучание. Наполнение банок различное: в одних – горох, в других – пшено, в третьих – пуговицы и т.д. Возможны различные варианты оформления оборудования игры. Один вариант, когда все баночки одинаковые, т.е. одного цвета, выделяются 2-3 одинаковых по звучанию, другой – в парах баночек выделяется общий цвет, а третий – все банки абсолютно различные, такие виды оформления являются способом усложнения игры. Вариант когда из банок возможно выделить пару по цвету – у детей также развивает и закрепляет зрительное восприятие цвета.
Сенсорные коробки могут иметь абсолютно любой наполнитель – опилки, песок, крупы, гидрогель, вода. Она даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть, и все это не потребует больших материальных затрат. Помимо наполнителя можно использовать различные «инструменты» для манипулирования – ложки, лопатки, пинцеты, воронка, сито, половник, грабли и пр. Предметы в каждую коробочку можно собрать по какому-либо принципу: цвету, фактуре (например, все из ткани или из дерева) или форме (коробочку с мячиками). Задания, которые можно давать ребенку – безграничны. Можно сортировать диких и домашних животных, откапывать клад с помощью сита или пинцета, рисовать в сенсорных коробках, сортировать предметы по цвету в разные баночки, вылавливать из воды с помощью половника, ложки или сита различные предметы.
Следующее упражнение предназначено для того, чтобы научить ребенка шнуровать обувь. Почти век назад Монтессори давала детям небольшие кусочки кожи с проделанными в них дырочками и маленькие шнурки, которые дети протягивали в дырочки. Сегодня для таких занятий можно купить специальный набор «игра-шнуровка», который состоит из разноцветных шнурков и пуговиц или «куска сыра». Такие игры развивают у детей сенсомоторную координацию, а также моторику рук. Кроме того, развивается ориентирование в пространстве, понимание слов «вниз», «вверх», «слева», «справа». Играя в такие игры для детей, ребенок учиться шнуровать, завязывать шнурок на бантик. Шнурование является уникальным способом, благодаря которому у детей развивается усидчивость, моторика, трудолюбие, координация, внимательность.
Материалы для различения запахов. Коробочки или баночки, наполненные пахнущими веществами. Такие баночки можно наполнить либо самими предметами с запахом, либо положить в баночку вату, смоченную эфирным маслом. Педагог берет коробочку или баночку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех баночек, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех баночек. Желательно, чтобы каждый предмет с запахом должен быть перед ребенком, чтобы он мог визуализировать запах.
Сенсорные дощечки. На дочечки, картонки или крышки приклеиваются различные материалы (вата, наждачка, макароны, пуговицы и пр.). Задаче детей – найти попарно каждую карточку, основываясь лишь на тактильных ощущениях. Можно данные дощечки использовать для такой игры как мемо.
Для развития кисти рук и пальцев, полезно играть в игры с крупами, такими как рис, гречка, фасоль, манка, горох. Крупы можно пересыпать из одной тарелки в другую, пересыпать через воронку. Кроме того, можно смешать несколько круп вместе, например, рис, гречку и горох.
Прием рисования букв на крупе, рассыпанной на ярком подносе и составления слов с помощью подвижного алфавита – тоже потрясающие находки Монтессори.
Для того чтобы ребенок запомнил буквы, Монтессори предлагает следующее упражнение – шершавые буквы. Для этого согласные буквы следует вырезать из наждачной бумаги, а гласные буквы из цветного, бархатного картона. Ребенок должен провести указательным и средним пальцами по буквам, как будто он их пишет. Также существуют и шершавые цифры.
Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.