автор:
Фоменко Любовь Георгиевна
Педагог-психолог дополнительного образования Детский сад № 90 ОАО “РЖД”
Гаврилова Галина Алексеевна
Педагог дополнительного образования Детский сад № 90 ОАО “РЖД”
Игра-путешествие “Город, в котором мы живем” для воспитанников 6-7 лет.
Игра – путешествие «Город, в котором мы живем»
для воспитанников 6-7 лет.
Цель: познакомить с историей родного города, расширить и обогатить словарный запас дошкольников.
Задачи:
- формировать знания об историческом прошлом нашего города, ее улиц, площадей, происхождении названий;
- закреплять знания о достопримечательностях города и памятниках;
- развивать связную монологическую речь и диалогическую речь;
- воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с культурой своего города; развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Предварительная работа: рассматривание альбомов, фотографий о родном городе, энциклопедий о жизни древних людей, чтение книг о Ярославле, заучивание стихотворений о городе, знакомство с историческими местами и выдающимися людьми, экскурсии с родителями по городу.
Ход мероприятия:
СЛАЙД 1 (Город в котором мы живем)
Воспитанники входят в зал и встают полукругом.
Педагог 1: Здравствуйте, ребята.
– Вы любите путешествовать?
– На чем можно путешествовать?
– А куда можно путешествовать?
( ответы детей)
А можно отправиться в путешествие по своей стране.
– Как называется наша страна? (ответы детей)
СЛАЙД 2 (Страна Россия)
Смотрите сколько городов на карте нашей страны.
Педагог 2
Давайте отправимся в Москву – это столица нашей Родины.
Педагог 3
А лучше в Санкт-Петербург, тоже красивый город.
Педагог 2
А может в Великий Устюг, на родину Деда мороза.
Педагог 3
Предлагаю в Сочи, там тепло солнце, море.
Педагог 1
В нашей стране много разных городов, но мы сегодня будем путешествовать по Ярославлю, город в котором мы живем.
(Стихотворение про Ярославль читают дети)
Есть на свете города,
Самые различные:
Города-провинциалы,
Города-столичные,
Но в одном лишь городе
Нам привольно дышится,
Где над Волгой перезвон
Колокольный слышится.
Ярославль с былых времен
Красотою славится!
Мы не просто здесь живем,
Просто жить здесь нравится!
Педагог 2
Путешествовать лучше малыми группами. Для этого разделимся на три группы. Расчитаемся на первый, второй, третий. Группы занимают свои места.
(Стук в дверь заходит турист говорящий по английски)
Турист
Hello! Hello! My darling…
J m from englant. (говорит по английски)
Почему ваш город так называется?
(Ответы детей)
Педагог 2
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно заглянуть в далёкое прошлое и вспомнить легенду основания нашего города.
Педагог 1
Я приглашаю вас в путешествие на машине времени. Отправимся мы в те времена, когда еще не было вас, ваших родителей, ваших бабушек и дедушек. Чтобы машина времени заработала нужно ответить на вопросы:
– Как называется страна в которой мы живем?
– Как называется наш город?
– Как называют жителей города Ярославля?
– На какой реке стоит наш город?
– Сколько лет нашему городу?
Педагог 2
Молодцы! Вы ответили на все вопросы, и «машина времени» перенесет нас на 1000 лет назад.
Нажимаем нанопульты, закрываем глаза, начинаем обратный отсчет (5,4, 3, 2, 1, 0) звучит музыка.
Открыли глаза. Что же было на месте нашего города? (ответы детей)
Дети вместе с педагогом составляют макет, как жили люди в древности.
Педагог 1
Давным – давно на месте, где река Которосль впадает в Волгу, возвышался холм, вокруг росли дремучие леса. В этих местах водилось множество медведей. Здесь было поселение, которое называлось Медвежий угол.
– Ребята почему люди селились на берегу рек и в близи лесов?
(ответы детей и беседа)
Педагог 1
Жители этого края считали медведей священными животными, веря, что они уберегут их от бед. Однажды мимо этих мест проплывал на ладьях князь Ярослав Мудрый.
СЛАЙД 3 (Ярослав Мудрый)
Голос Ярослава
Здравствуйте, я – Ярослав, прозванный Мудрым. Родился в 978 г. Сначала правил княжеством Ростовским, потом Новгородским, а после Государством – Киевской Русью. Хочу, чтобы в моем государстве люди были ученые, жили по государевым законам. Церкви строю, с врагами умело воюю.
Помню в 1010 г., шел с дружиной на ладьях по реке Которосли. Добрались до поселения Медвежий угол. Жили в нем язычники. Смотрим, они разбойничают, жгут корабль купеческий. Помогла моя дружина купцам, одолела разбойников. Предложили креститься им, чтобы жили по законам христианским. Не захотели язычники креститься. Съездили мы в Ростов за священниками, и вернулись в Медвежий угол. А язычники выпустили на меня своего бога – зверя медведя выпустили. Сразился я с медведем и одолел. Тут и язычники покорились.
На следующее утро окропили то место святой водой, крест поставили и стали рубить деревянные крепостные стены. Крепость – Ярославль стала защитой дальних подступов Ростова Великого.
Педагог 1
-Почему князь Ярослав сказал не построить стены, а срубить? (ответы детей)
– Ярославль был похож на деревню или на город и почему?
СЛАЙД 4 (Древний город)
Педагог 2
Вот так и появился наш город Ярославль, сейчас ему уже более тысячи лет и носит он имя своего основателя Ярослава Мудрого.
Нам с вами пора возвращаться. Чтобы «машина времени» заработала, ответьте на вопросы.
– Как называлось поселение, на месте которого возник наш город?
– Почему было такое название у поселения?
– В честь кого назван наш город?
– Что означает выражение «срубить город»?
Нажимаем нанопульты, закрываем глаза, начинаем обратный отсчет, звучит музыка.
Педагог 1
Вот мы и вернулись. Легенда основания города отразилась в гербе города Ярославля.
СЛАЙД 5 (Герб Ярославля)
Сейчас мы покажем нашему гостю, каким наш город стал спустя 1000 лет.
Наш город большой и красивый. В нем много исторических памятников и достопримечательностей.
СЛАЙД 6 (Современный город)
Педагог 2
- Задание «Игра хлопни в ладоши»
Если услышите о том, что есть в нашем городе, то хлопните в ладоши.
Планетарий, Эрмитаж, Зоопарк, Петергоф, Арена 2000, Река Нева, Красная площадь. Молодцы, знают свой город.
Педагог 1
Сейчас предлагаю отправиться на пешеходную экскурсию по городу.
Вспомнить правила пешеходов:
– Двигаться по тротуарам;
– Разговаривать спокойно;
– Не мусорить;
– Соблюдать ПДД.
Все улицы нашего города разные. Есть улицы длинные, есть короткие, есть узкие переулки, есть широкие проспекты, есть тихие, располагающие к неспешным прогулкам бульвары, а есть шумные и торопливые центральные улицы со множеством магазинов, офисов, а есть старинные улицы, где что ни дом, то история.
– А вы на какой улице живете? (ответы детей стоя)
Наша экскурсия начнется с площади Богоявления.
- Задание «Назвать достопримечательности на площади Богоявления».
Нужно вспомнить, какие достопримечательности есть на этой площади.
В помощь детям даны слова: церковь, музей, памятник.
СЛАЙД 7 (Площадь Богоявления)
Слушаем детей.
Педагог 2
- Задание «Допиши палочку к печатной букве».
Сейчас группы должны приготовиться к следующему заданию.
У каждой печатной буквы дописать одну палочку. Группы выполняют задание и составляют слово «Стрелка».
СЛАЙД 8 (Стрелка)
Педагог 1
Узнали это место? Почему так называется?
Дальше наша экскурсия продолжается по особенной улице «Волжская набережная».
Что за улица такая:
В середине мостовая,
Слева Волга – река,
Справа – церкви и дома.
На набережной много старинных домов, памятников – все это рассказывает о прошлом нашего города.
Обратим внимание на некоторые интересные места Волжской набережной.
- Задание «Составь и прочитай слово».
Расставьте шарики по порядку, прочитайте слово и вы получите название тех мест, которое находится на набережной. Слова: беседка, мост, вокзал.
СЛАЙД 9, СЛАЙ 10, СЛАЙД 11, СЛАЙД 12 (первое женское учебное заведение в Ярославле, сейчас в этом здании Управление СЖД).
Турист ритмопластика
Педагог 1
Сегодня Ярославль это крупный культурный город, где вместе уживаются старинные постройки и современные здания.
В нашем городе много спортивных площадок, стадионов, театров, бассейнов, музыкальных школ, детских садов, школ и других учебных заведений.
Педагог 2
- Задание «Сложи и назови картинку».
Сейчас по группам выполним задание «Восстанови картинку» (Театр им. Волкова, ТЮЗ, Цирк.)
СЛАЙД 13, 14, 15
Театр им. Волкова – это историческое здание, а ТЮЗ и цирк – современные постройки.
Педагог 1
За долгий период жизни город завоевал для себя огромную славу: много знаменитых людей прославляло его по всей стране и во всем мире.
СЛАЙД 16 (Терешкова В.В., Федор Волков, Н.А. Некрасов)
- Задание «Реши кроссворд».
Группы выполняют задание.
СЛАЙД 17 (Красота города)
- Задание «Вырази словами».
Передаем друг другу сердечко и выражаем сою любовь к городу одним словом.
Ярославль- златоглавый, любимый, древний, родной, молодой, театральный, спортивный, растущий, неповторимый, уютный.
Звучит песня про Ярославль.
Педагог 2
Наша экскурсия подходит к концу, но мы хотим, чтобы интерес к истории родного города оставался всегда, на память вручаем всем небольшие сувениры, напоминающие о Ярославле.
Турист
Спасибо, я очень много узнал про ваш город, но нужно продолжить свое путешествие по другим городам. Подскажите как мне добраться до вокзала.
(ответы детей).
СЛАЙД 18 (Ж/д вокзал)
Педагог 1
Когда Вы придете на вокзал, то увидите памятник Савве Ивановичу Мамонтову. Это- русский промышленник и меценат. Его имя тесно связано с историей железной дороги. На собственные средства он построил железную дорогу от Москвы до Ярославля, Вологды и Архангельска.
СЛАЙД 19 (Карта СЖД)
Железная дорога соединила малые города севера и получила название Северная железная дорога, которой в этом году исполняется 150 лет.
У многих из вас родители, бабушки, дедушки, знакомые работают на железной дороге и наш детский сад железнодорожный.
СЛАЙД 20 (Золотое кольцо)
Педагог 1
За красоту и величие наш город отнесен к древним городам страны, которые объединены в «Золотое кольцо России», а Ярославль является главным городом среди этих городов.
Провожаем туриста. Даем карту СЖД и Золотого кольца.
СЛАЙД 21 (Я люблю Ярославль)
Педагог 2
- Задание «Рисунок о городе».
Вместе с родителями совершить экскурсию по Ярославлю: на автобусе, на машине, пешком и нарисовать вместе со взрослыми то место, которое вам особенно понравилось. Рисунки принести в детский сад.