Инновационные технологии в ДОУ
Результатом инновационного процесса являются качественные изменения среды, которые происходят после внедрения в нее принципиального нового компонента. Технология представляет собой совокупность приемов, применяемых в определенном ремесле или деле. Инновационные технологии в детском саду предусматривают создание и применение в работе современных приемов и компонентов для модернизации образовательного процесса.
Инновационные технологии внедряются для решения существующих проблем, повышения качества образовательных услуг, удовлетворения запросов родителей, получения конкурентных преимуществ перед другими ДОУ.
Для достижения этих целей педагоги разрабатывают уникальные модели по воспитанию малышей. При этом используется методический инструментарий, приемы и способы обучения, которые соответствуют принятой модели. Инновации предусматривают не только разработку новых программ, но также управленческую деятельность, работу с кадрами, взаимодействие с родителями и прочее. Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС, требования к ним Современные образовательные технологии в ДОУ должны реализовывать основную концепцию ФГОС — формирование всесторонне развитой личности, причем воспитатель является не руководителем, а помощником.
Инновационные педагогические технологии в ДОУ по ФГОС должны стимулировать у детей: • познавательную активность, стремление решать творческие и интеллектуальные задачи; • коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми; • понимание собственных чувств, способностей, действий; • навыки рефлексии. Инновационные технологии, применяемые в детском саду, должны соответствовать таким требованиям: • концептуальность — воспитательный процесс базируется на конкретной научной концепции; • системность — технологии должны обладать признаками системы, то есть быть логичными, целостными, состоять из взаимосвязанных элементов; • управляемость — педагог должен понимать поставленные цели, получить возможность планировать процесс обучения и вносить в него коррективы; • воспроизводимость — технология не должна терять свою эффективность, если ее применяют разные педагоги; • эффективность — результаты и затраты, получаемые вследствие применения технологии, должны быть соотносимыми.
Виды инновационных технологий в ДОУ
В работе воспитателей в ДОУ могут использоваться инновационные технологии таких основных видов: • здоровьесберегающие, • относящиеся к проектной деятельности, • информационно-коммуникационные, • личностно-ориентированные, • игровые. Рассмотрим каждый из этих видов подробнее. Особое место среди всех педагогических технологий занимают здоровьесберегающие. Их целями являются укрепление уровня реального здоровья детей, воспитание валеологической культуры и компетентности. Инновационные технологии в детском саду в направлении сохранения здоровья детей можно разделить на три подгруппы: • сохранение и стимулирование здоровья – стретчинг, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика, ортопедическая гимнастика, корригирующая гимнастика; • обучение здоровому способу жизни — занятия по физкультуре, проблемно-игровые упражнения, коммуникативные игры, точечный самомассаж; • коррекционные — сказкотерапия, технологии музыкального воздействия, цветотерапия, закаливание. Анализ работы по использованию инновационных технологий в ДОУ показывает, что проекты являются мощным инструментом развития творческой и исследовательской деятельности детей, познания окружающего мира на основании личного опыта, улучшения коммуникативных навыков со сверстниками и взрослыми. Детские проекты могут быть творческими, информационными, приключенческими, исследовательскими, практическими. Они реализуются ребенком самостоятельно, в группе, с привлечением воспитателя или семьи. Проектную деятельность можно разделить на такие виды: • повествовательная — транслирование впечатлений и эмоций через рассказ, музицирование, рисование, лепку; • игровая — групповые, театрализованные представления, танцы; • конструктивная — создание полезных вещей; • экскурсионная — знакомство с природой и окружающим миром. Информационно-компьютерные технологии находят свое применение как в работе педагогов, так и в построении воспитательного процесса. Детям интересен компьютер, он помогает поднять актуальные вопросы, легче обучить новому, смоделировать определенные ситуации, подготовить визуальный фон для познавательного занятия. Существует множество компьютерных программ для занятий с детьми. Одними из главных преимуществ такого способа работы выступает индивидуализация: ребенок занимается в собственном ритме, проявляет свои творческие способности и повышает уверенность в своих силах, когда видит прогресс. Личностно-ориентированные инновационные технологии в ДОУ в работе воспитателей выступают альтернативой классическому подходу и призваны создать благоприятные условия для развития и реализации творческого потенциала воспитанников. Целью образовательного процесса является развитие личности ребенка. Здесь можно выделить такие подгруппы: • гуманно-личностные технологии реализуются, например, путем создания комнат психологической разгрузки, и позволяют особенным детям успешно адаптироваться в среде ДОУ; • технологии сотрудничества предусматривают равенство, демократизм, партнерство при построении взаимоотношений ребенка и педагога; • технологии свободного воспитания предполагают предоставление ребенку самостоятельности при решении задач, развивая навыки достижения результатов, исходя из внутренних побуждений, а не внешних воздействий. Как показывают отчеты по внедрению инновационных педагогических технологий ДОУ, игровые технологии являются одними из наиболее действенных. Они предусматривают использование комплекса игр, которые формируют умение систематизировать, обобщать и характеризовать предметы, отличать правду от вымысла, развивают смекалку, скорость реакции, психические процессы, фонематический слух и пр. Инновационные игровые технологии развивают воображение, внимательность, креативность, наблюдательность, логическое мышление, эмоционально-образное восприятие, дают базовые представления об окружающем мире. Инновационные игровые технологии в ДОУ К сожалению, по ряду причин игры все чаще вытесняются из образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. Однако игра является базовой потребностью ребенка и поэтому не может быть изъята из воспитательного процесса. Когда речь идет об инновационных игровых технологиях в ДОУ по ФГОС, то мы говорим об обширной группе методов, которые реализовываются в форме педагогических игр. От обычной игры педагогическая отличается рядом признаков, в том числе, четкой целью и соответствующим педагогическим результатом, а также выраженной учебно-познавательной направленностью. Согласно ФГОС выделяют такие образовательные области: • социально-коммуникативное развитие; • познавательное развитие; • речевое развитие; • художественно-эстетическое развитие; • физическое развитие. По каждому из этих направлений следует применять инновационные игровые технологии. В рамках социально-коммуникативного развития используются игровые тренинги, сюжетно-ролевые и театрализованные игры. Это позволяет добиться исходных целей: усвоения ценностей и норм в обществе, развитие взаимодействия со сверстниками и взрослыми, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности. Познавательное развитие предусматривает укрепление познавательной мотивации, любознательности, творческой активности, воображения, формирование первичных представлений о себе. Для этого используются обучающие игры, игры, направленные на развитие познавательных способностей, создание проблемных игровых ситуаций, закрепление полученных знаний. Игровые технологии как часть речевого развития включают обогащение активного словаря, построение правильной монологической и диалогической речи, развитие интонационной и звуковой культуры речи, знакомство с литературой, создание предпосылок для обучения грамоте. В рамках художественно-эстетического развития происходит тренировка ценностно-смыслового восприятия произведений искусства, природы. Физическое развитие необходимо для приобретения опыта в таких видах деятельности, которые помогают укрепить и сохранить здоровье, совершенствовать координацию движений и пр. Инновационные игровые технологии в ДОУ по ФГОС помогают добиваться целей в рамках этих направлений, при этом не теряя мотивации воспитанников. Когда речь идет об инновационных технологиях в образовательном процессе, не стоит забывать о профессионализме воспитателя. От него требуется внедрение новых методов работы и освоения новых профессиональных навыков. Воспитатель должен определить природные склонности каждого ребенка, раскрыть и проанализировать их, построить правильные взаимоотношения с воспитанниками. Для этого требуется постоянно повышать компетентность педагогов, совершенствовать их организаторские и исследовательские способности. Для развития инновационных технологий в ДОУ можно проводить мастер-классы, которые помогут постоянно совершенствоваться как личность и как профессионал.