Интеграция образовательных областей в ДОУ по ФГОС
Внедрение федерального образовательного стандарта стало важным шагом на пути к модернизации российской системы образования, в том числе и дошкольного. ФГОС нацелен на развитие способностей и стимулирование самостоятельной деятельности детей, повышения уровня образования, сохранение детского здоровья. Долгое время в детских садах ключевой была тенденция нарастания образовательной деятельности, подразумевая отрывочные знания из разных образовательных областей. Однако не актуализированные детьми сведения из разных дисциплин только снижали их двигательную активность и не переходили в знание. Появилась потребность в совершенствовании подхода, так были переосмыслены формы и содержание работы с детьми, использована интеграция образовательных областей в ДОУ по ФГОС. Интеграция образовательных областей в ДОУ по ФГОС Образовательная интеграция уместна и в самообразовании дошкольников, и в фронтальной работе с группой, обеспечивая активное освоение новых знаний, стимулирование инициативности и творческого начала. Она подразумевает эффективное усвоение равноправно объединенных знаний из разных дисциплин и областей науки. Интегрированный подход позволяет сформировать у дошкольников: разносторонние глубокие знания, которые вписываются в целостную картину мира; навыки общения и добычи знаний; логическое мышление, воображение, память. Образовательный процесс должен быть компактным, но емким, формируя в результате разносторонние и глубокие знания. Интегрированная образовательная деятельность позволяет сэкономить время на игры, прогулки на свежем воздухе и творческую деятельность благодаря дифференцированному подходу к обучению, реализованному через установление межпредметных связей. Интеграция образовательных областей по ФГОС в ДОУ и видов деятельности стремительно повышает свою актуальность, поскольку благодаря ей развивается потенциал дошкольников, они стремятся к осознанию целостной картины мира, познанию окружающей действительности. В ходе обучения дети общаются, демонстрируют творческие задатки, устанавливают причинно-следственные связи. Чтобы удерживать внимание детей, занятия проводятся в увлекательной и нестандартной форме, используются различные задания и интересные упражнения. Интеграция образовательных областей благотворно сказывается не только на воспитанниках детского сада, но и на воспитателях, которые таким образом самовыражаются, раскрывают свои педагогические способности и потенциал. Воспитателю приходится задействовать весь арсенал педагогических приемов, демонстрировать обширные знания и педагогическое мастерство. Более того, процесс объединяет педагогический коллектив, способствует его сплочению ввиду необходимости обсуждать перспективы и возможности интеграции, искать эффективные методы взаимопроникновения образовательных областей. Интегрированный образовательный подход строится на принципах четкости структуры занятия и лаконичности материала, взаимосвязи нового с уже изученным. Информация подается в доступной для детей форме, следуя концепции системности и практичной емкости, взаимосвязи с другими этапами обучения и образовательными областями. В отличие от занятий прежнего образца, интегрированный подход требует использования апробированных образовательных технологий: создаются ситуации успеха, которые стимулируют познавательный интерес детей; применяются методы поиска, анализа и оценки предметов и явлений; проводятся дидактические игры, направленные на активизацию и расширение детского словаря, профилактику чувства неуверенности в себе; задаются проблемные вопросы, ответы на которые воспитанники ищут вместе со взрослыми, делая различные «открытия». Интегрированные образовательные области по ФГОС в ДОУ: их содержание и формы Интеграция образовательных областей подразумевает активное взаимодействие различных образовательных сфер, связанность, объединение частей в целое на принципах взаимореализации и взаимопроникновения, использование поисковых методов и проблемных приемов в обучении. Различают несколько видов интеграции: пластообразная — наслоение видов деятельности и образовательных пластов для формирования у детей целостной художественной картины; контрастная — сопоставление, сравнение через противопоставление рассуждений дошкольников и педагога; спиралевидная — виды деятельности и содержание образовательного процесса увеличиваются по возрастающей и видоизменяются на каждом витке; дифференцированная — индивидуальный подход, рассчитанный на развитие творческих способностей детей; взаимопроникающая — организация образовательной деятельности, в которую включены и различные виды творчества и детской активности. В процессе интеграции любой из образовательных областей в ДОУ по ФГОС их содержание должно быть объединено с прочими дисциплинами и областями, что позволит повысить практическую ценность полученных знаний и достичь целостного восприятия детьми нового материала. Ведущей формой деятельности на интегрированных занятиях становится взаимодействие дошкольников и взрослых, объединяющее различные методы, приемы и виды деятельности в единую систему. Образовательная интеграция реализуется на всех уровнях: в формировании взаимосвязей между содержанием разделов программ (внутривидовая интеграция) и разных программ (межвидовая); во взаимопроникновении учебно-воспитательных приемов и методов (методическая); в объединении всех видов деятельности дошкольников (деятельностная); во взаимодействии членов семей воспитанников и педработников. Интегрированный образовательный процесс делят на три основных уровня: Низкий — совершенствование содержания образовательного процесса — внутрипредметная интеграция. Стимулируется способность мыслить информационно емкими категориями, развивая спиральную структуру познания ценности. Средний — синтез компонентов образовательного процесса в рамках одного направления. Материал подается блоково, увлекательно, ярко и в доступной форме, чтобы дошкольники получили обобщенное представление о различных сферах деятельности, сформировали свое отношение к ним. Межпредметная интеграция подразумевает изучение одной образовательной области через другую, систематизируя знания и формируя целостную картину. Высокий — самообразование и межсистемная интеграция. При участии родителей, воспитанников и педагогов разрозненные компоненты и части целого объединяются, ключевые виды деятельности синтезируются для появления нового образовательного продукта. Главная цель современного дошкольного образования не в разработке интегрированных занятий, а в выстраивании целостного процесса взаимодействия воспитателей и детей в течение дня, в который будут интегрированы все образовательные области. Дошкольный образовательный процесс использует различные подходы к интеграции, принимая во внимание преимущества интегрированной образовательной деятельности, которая: использует разносторонний (прикладной, практический и теоретический) подход к изучению предметов и явлений, что способствует расширению интеллектуальных способностей детей; позволяет вовлечь дошкольников в процесс познания, мотивирует их на изучение нового, поскольку обладает информативной емкостью материала; в значительной мере влияет на развитие творческого, художественного и логического мышления, улучшение памяти, внимания, воображения у малышей; исключает переутомление детей, которые ввиду переключения между многочисленными видами деятельности и заданиями, не ощущают усталости и напряжения. Объединяя пять образовательных областей по ФГОС в ДОУ, воспитатели должны учитывать особенности взаимодействия с дошкольниками. На занятиях недопустимо демонстрировать заискивание, раздражение, вседозволенность, проявлять агрессию, использовать приказной тон и концентрироваться на поиске ошибок. Чтобы создать психологически комфортную атмосферу, с детьми следует установить зрительный, а при необходимости и тактильный контакт (взять за руку, погладить плечо, прикоснуться к спине), говорить спокойным голосом. Важно проявлять доброжелательность, показывать заинтересованность в мнении и действиях детей, поддерживать его эмоционально, чаще хвалить, создавая ситуации успеха, подчеркивать сильные стороны дошкольника. В общении с воспитанниками следует придерживаться эмоционально насыщенной речи, которая позволит удерживать внимание детей на протяжении всего занятия. Практика интеграции образовательных областей в ДОУ по ФГОС Благодаря интеграции образовательных сфер дети реализуют свой творческий потенциал, фантазируя, рисуя, сочиняя, играя. Разрозненные компоненты образовательного процесса объединяет психологическая деятельность, ставшая основой интеграции и формирования нового учебного продукта. Формами успешного интегративного процесса в детском саду являются экскурсии, культурно-массовые мероприятия, сюжетно-ролевые игры, экспериментальная и творческая деятельность, в которую вовлекаются дошкольники, их родители и воспитатели. Разрабатывая интегрированное занятие, воспитателю следует оценить, какие образовательные области в ДОУ по ФГОС целесообразно объединить и использовать для создания целостного представления об объекте изучения. Задействовать различные виды деятельности с учетом возраста воспитанников и требований программы, подготовить наглядный и раздаточный материал. В ходе планирования занятия воспитатель сравнивает новый и уже изученный материал, поскольку построение ассоциаций способствует ускоренному усвоению знаний, лучшей их актуализации и практическому применению. Примерная структура интегрированного занятия: Вводная часть — целеполагание через создание проблемной ситуации, мотивирующей дошкольников на поиск ответа; определение задач, необходимых для достижения поставленной цели. Основная часть — воспитанники получают новые знания из разных разделов программы и предметных областей, которые требуются для поиска ответа на проблемный вопрос (на этом этапе воспитатель выбирает форму взаимодействия с детьми, виды деятельности воспитанников и форму интеграции). Заключение — практическое закрепление и актуализация полученной информации. Во время занятия воспитатель взаимодействует с детьми всеми возможными способами: фронтально со всей группой сразу и индивидуально с каждым по отдельности, задействует мини-группы и коллективную работу, стимулирует взаимодействие детей между собой и общекомандное выполнение заданий. 5 образовательных областей по ФГОС в ДОУ ФГОС последнего поколения определять пять направлений образовательной деятельности, направленных на всестороннее развитие дошкольников. Содержание и задачи образовательных областей в ДОУ по ФГОС зависят от возраста и специфики развития детей, а потому может осуществляться в различных активностях: дети возрастом от года до трех взаимодействуют со сверстниками и взрослыми в формате игры, занимаются экспериментированием с веществами и материалами, используют динамические и составные игрушки, рассматривают картинки, слушают сказки и музыку, много двигаются; дошкольники 3-8 лет познают мир через игру, в которой доминирует сюжетно-ролевая деятельность, общаются, осваивают элементарный бытовой труд и принципы самообслуживания, ведут исследовательскую активность, конструируют, лепят, рисуют, воспринимают информацию на слух, занимаются физическими упражнениями и подвижными играми, практикуют музыкально-ритмическую деятельность. Область развития Содержание Задачи Социально-коммуникативное Дети получают трудовое, азы правового и гендерного воспитания, им прививают нравственные нормы, знакомят с понятием патриотизма, развивают коммуникативную сферу. Информация передается в визуальной, аудиальной и текстовой форме посредством моделирования, наблюдения, экспериментальной деятельности, исследований, знаковых систем и схем получить опыт взаимодействия с детьми и старшими, готовность к командной и групповой работе; принятие моральных норм и ценностей; формирование чувства принадлежности к стране и семье, гордости за нее; стимулирование самостоятельности, ответственности за свои поступки; развитие толерантности, сопереживания, человеколюбия; получение навыков безопасной жизнедеятельности; положительное отношение к активному творчеству и труду. Познавательное Дошкольники знакомятся с окружающим миром природы, предметов и людей, получают базовые математические познания, ведут исследовательскую работу, развивают сенсорику. Реализуется через экскурсии, беседы и наблюдения, изучение познавательной литературы, участие в математических спектаклях, сказках, играх различного уровня подвижности, экспериментально-поисковую деятельность стимулировать любознательность, мыслительные и познавательные процессы; практиковать память, воображение, творческую активность; знакомиться с мироустройством, отношениям в природе и между людьми, получая знания о числах, цветах, предметах, времени, движении, материалах и звуках); получение представлений о Родине, общенародных ценностях, национальных традициях и культуре, государственных праздниках России и народов мира. Речевое Воспитанники расширяют свой лексикон, учатся культуре связной речи, изучают грамматический строй языка (посредством выполнения слого-звукового анализа слов и участия в играх на определение слога), произведения художественной литературы, практикуют речевое творчество через артикуляционную гимнастику, сказкотерапию, театрализацию, выступление в роли экскурсовода, готовятся к освоению техники письма через штриховку, рисование в сетках, ритмические рисунки освоить речь как средство передачи мысли и общения; развить интонационную и звуковую культуру речи; овладеть навыками ведения монологов и диалогов; расширить активный словарь; практиковать понимание художественных текстов на слух, в ходе знакомства с детской литературой; создать предпосылки для дальнейшего изучения грамоты. Художественно-эстетическое Дети практикуют лепку, рисование, аппликации, музыкальное и танцевальное развитие, учатся воспринимать литературные и произведения искусства закладывание основ осмысленного восприятия природного мира, социальных явлений и произведений искусства; формирование эстетического отношения ко всему, что окружает детей; получение базовых знаний о видах творческой деятельности и искусства; осуществление всесторонней творческой деятельности через художественное и музыкальное восприятие, изучение фольклора, скульптуры, истории; восприятие произведений искусства и эмоционально-психологический отклик на них. Физическое У дошкольников развивается ловкость, выносливость, сила и скорость, работа по укреплению здоровья, приобщению к здоровому образу жизни практика гибкости, равновесия, координации, необходимых для правильного развития органов и опорно-двигательного аппарата дошкольников и приобретения навыков мелкой и крупной моторики; стимулирование двигательной активности дошкольников (бег, плавание, ходьба, спортивные игры, гимнастика); знакомство с различными видами спорта и правилами популярных подвижных игр; принятие ценностей безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни, включая нормы правильного питания. Важно понимать, что структурировать образовательные области в ДОУ по ФГОС в таблицу можно достаточно условно, поскольку содержание и задачи переплетаются между собой. Например, творческая составляющая и эмоциональная сфера развиваются у детей вне зависимости от выбранной образовательной сферы, что еще раз доказывает важность принципа интеграции в построении учебного процесса. Содержание образовательных областей по ФГОС в ДОУ в форме таблицы систематизирует виды и формы работы с детьми Виды деятельности /образовательная область Социально-коммуникативное Познавательное Речевое Художественно-эстетическое Физическое Игровая Сюжетно-ролевые и дидактические игры с правилами и без, сюжетными игрушками, печатные настольные игры, пальчиковая гимнастика Учебная практика Игровые упражнения Драматизации, физкультминутки Игровые упражнения, драматизации, хороводы, сюжетные игры Спортивные, подвижные игры с правилами и без, хороводы, народные игры, музыкально-ритмические упражнения Коммуникативная Ситуативные диалоги, фронтальные и групповые беседы, загадки (дети составляют и отгадывают), создание речевых ситуаций, заучивание на память стихотворений, народных поговорок и пословиц Сюжетные игры правилами и без, проведение КВН и викторины, придумывание монологов, диалогов, сказок и рассказов Игры по сюжету, составление рассказов, составление небылиц. Сюжетные игры, конкурсы, викторины, составление рассказов, монологической и диалогической речи, дыхательная гимнастика. Театрализация, беседы и встречи с интересными людьми, викторины и КВН; потешек; составление рассказов из личного опыта и по картине. Подвижные игры, заучивание на память потешек и считалок Познавательно-исследовательская Экспериментальная деятельность, коллекционирование, осуществление проектной деятельности, групповые экскурсии, фронтальные и индивидуальные беседы, решение проблемных ситуаций, знакомство с интересными людьми, участие в конкурсах и викторинах Наблюдение, просмотр видеороликов, изучение презентаций, дидактические занятия, игровое моделирование Наблюдение, игровое моделирование, дидактические занятия, ведение календаря, создание альбомов и детских мини-музеев Моделирование, практика дидактических упражнений Посещение музеев или библиотек, изучение видеороликов и презентаций, создание панно, детских мини-музеев, рассматривание предметов народного творчества, скульптур, репродукций Изучение и анализ иллюстраций Знакомство с художественной литературой Изучение детской художественной литературы с последующим обсуждением, индивидуальными и фронтальными беседами, рассматривание тематических и сюжетных иллюстраций, просмотр мультфильмов и познавательных презентаций, драматизация Слушание художественных произведений, разучивание Слушание чтения произведений вслух, разучивание Слушание произведений в аудиозаписи, разучивание, просмотр театральных постановок Разучивание,беседы о биографии деятелей литературы, слушание произведений в аудиозаписи, просмотр театральных постановок Групповые беседы о деятелях литературы, просмотр театральных постановок Самообслуживание и элементарный бытовой труд Гигиенические и навыки, принципы культуры поведения, совместно с воспитателем выполнение работы на участке или в помещении группы, регулярные дежурства Выполнение различных поручений, знакомство с разными профессиями Проектная деятельность, наблюдение за природой и окружающим миром, знакомство с разными профессиями, выращивание цветов и рассады на участке Осуществление проектной деятельности, наблюдения, знакомство с представителями разных профессий Подготовка рабочего места к учебной деятельности Реализация проекта Изобразительная Мастерская детского творчества, проектная деятельность, выставка продуктов детского творчества, изучение презентаций Просмотр презентаций, любование произведениями искусства Тематические выставки, изучение произведений мирового искусства, культурно-массовые мероприятия, развлечения и праздники Изучение репродукций произведений искусства, скульптур Презентации результатов детского творчества – Конструирование Мастерская детского творчества — изделия из природного материала, бумаги, пластилина, коллажи, конструкторы, проектная деятельность, изучение презентаций (неактуально для физического развития) Музыкальная Музыкальная импровизация и эксперименты, слушание классических и авторских произведений, музыкально-развлекательные игры, хороводы, театрализация, игра на музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, прослушивание фоновой музыки, проведение тематических недель и праздников, ритмическая гимнастика, спортивные и командные игры Двигательная Подвижные командные и сюжетные игры, соревнования, традиционные для региона народные игры Малоподвижная игровая и проектная деятельность Игровые упражнения, проектная деятельность, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика, закаливание Проектная деятельность, игровые упражнения, малоподвижные игры Игровая деятельность с задействованием песен, стихотворений и потешек, танцевальные этюды, ритмическая гимнастика Утренняя гимнастика, закаливание, физкультурные минутки, развлечения, пальчиковая гимнастика Педагог должен не только уметь перечислить 5 образовательных областей по ФГОС в ДОУ, но и знать целевые ориентиры дошкольного образования. Выпускаясь из детского сада, дети должны демонстрировать наблюдательность, инициативу в коммуникации, игре, исследовательской и конструкторской деятельности, познании и экспериментировании. Дошкольники в этом возрасте самостоятельно выбирают вид активности и ее участников, будучи любознательными и дружелюбными. Они должны иметь положительные установки на взаимоотношения с окружающим миром, ценить чужой и собственный труд, уметь находить компромиссы и уважать чувства других. Реализуя образовательные области в ДОУ по ФГОС, дети развивают воображение, овладевают навыками устной речи, выражения собственных мыслей и желаний, получает предпосылки дальнейшей грамотности. Будущие школьники должны уметь контролировать свои движения, демонстрировать выносливость, активность, развитую моторику, умение придерживаться социальных норм. Благодаря интеграции образовательных областей дети получают базовые познания в области истории, математики, природоведения, естествознания, грамматики, успешно используя их в повседневной жизни.