автор: Ионова Наталья Владимировна
Преподаватель русского языка ГПОУ “Беловского педагогического колледжа”
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для студентов 1,2 курсов СПО
ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж»
Утвержден зам. директора по УР
Чирковой Н.В._________________
—————————————–
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Преподаватель Ионова Н.В.
Учебная дисциплина ПД.01 Русский язык
Коды формируемых компетенций ОК 1,2,4, 5, 6, 8
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Группы 0151, 0141, 0142
Составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины, утверждённой
Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии социально-гуманитарных дисциплин
Протокол № от « » августа 2015 г.
Председатель методической (цикловой) комиссии Пушкарева А.Б. /________________
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Курс, семестр
|
Формируемые
ОК и ПК |
Учебная нагрузка обучающихся (час.) | ||||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа обучающегося | Обязательная аудиторная нагрузка | ||||
Всего часов | в т.ч. | |||||
теоретические занятия | практические занятия | |||||
1 курс, 1 семестр | ОК 1,2,4,5,6,8 | 51 | 17 | 34 | 17 | 17 |
1 курс, 2 семестр | ОК 1,2,4,5,6,8 | 66 | 22 | 44 | 22 | 22 |
2 курс, 3 семестр | ОК 1,2,4,5,6,8 | 25 | 8 | 17 | 10 | 7 |
2 курс, 4 семестр | ОК 1,2,4,5,6,8 | 33 | 11 | 22 | 11 | 11 |
Всего | 175 | 58 | 117 | 60 | 57 |
Содержание обучения по учебной дисциплине
№ занятия | Наименование разделов, тем, занятий | Обязательная учебная нагрузка | Материальное и информационное обеспечение занятий | Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | Формируемые ОК | Формы и методы контроля | |||||||||
Кол-во часов | Вид занятия | Вид задания | Информационное обеспечение | Кол-во часов
|
|||||||||||
1-2 | ВВЕДЕНИЕ
Русский язык на лингвистической карте мира. Общие сведения о русском языке. Наука о русском языке и ее разделы. Язык как система. Виднейшие ученые-русисты. |
2 | лекция
|
ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 | Предварительный
Диктант с грамматическим заданием |
|||||||||
3-4 |
Раздел 1. ЯЗЫК И РЕЧЬ
1.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Качества речи. Основные требования к речи. Правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Культура речи педагога. |
10
2 |
лекция |
ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
|
1,2,4,5,6,8 | Устное сочинение | ||||||||
5-6 | 1.2. Типы и стили речи.
Повествование, описание, рассуждение, оценка действительности как функционально-смысловые типы речи. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи и его основные жанры. Официально-деловой стиль речи, его признаки, жанры, назначение. Художественный стиль речи, его основные признаки. Публицистический стиль речи, жанры, его назначение. Особенности выступления педагога перед аудиторией. Основы ораторского искусства.
|
2 | семинар | ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
Подборка и анализ текстов профессиональной направленности различных типов и стилей речи. | ОИ1-8
И-Р9,10 |
4 | 1,2,4,5,6,8 | Устный опрос | ||||||
7-8 | 1.3. Типы и стили речи. Анализ текстов профессиональной направленности разных типов и стилей речи. | 2 | пр.з. | ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 | Анализ текстов | |||||||||
9-10 | 1.4. Информационная переработка текста. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста. | 2 | пр.з.
|
ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 | Изложение
|
|||||||||
11-12 | 1.5. Лингвостилистический анализ текста. | 2 | пр.з.
урок взаимооценок |
ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 | Тематический
Лингвистический анализ текста |
|||||||||
13-14 |
Раздел 2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
2.1. Лексическая система языка. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия, синекдоха как выразительные средства языка. |
16
2 |
лекция |
ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 | Письменный опрос
|
|||||||||
15-16 | 2.2. Слово как лексическая единица. | 2 | пр.з. | ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 | Тестирование
|
|||||||||
17-18 | 2.3. Межсловные отношения в русской лексике: антонимия, синонимия, паронимия, омонимия. Основные пути пополнения словарного состава языка. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. | 2 | пр.з.
|
ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 | Конспект | |||||||||
19-20 | 2.4. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Устаревшие слова и неологизмы. Арготизмы. Профессионализмы. Диалектология как раздел лингвистики. Диалектные слова. Говоры народов Сибири. Сибирские старожильческие говоры. | 2 | пр.з.
|
ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
Исследовательский проект на одну из тем: «Использование профессиональной лексики студентами педагогического колледжа», «Говоры народов Сибири», «Использование фразеологизмов в творчестве беловских поэтов» и др. | ОИ1-8
И-Р9,10 |
6 | 1,2,4,5,6,8 | Исследовательский проект | ||||||
21-22 | 2.5. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. Исконно русские и заимствованные слова. Нейтральная и стилистически окрашенная лексика. Лексический анализ слова. | 2 | пр.з.
|
ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 | Контрольная точка № 1 | |||||||||
23-24 | 2.6. Фразеологические единицы языка и их основные признаки. Классификация ФЕ. Отличия ФЕ от словосочетания и слова. | 2 | пр.з.
|
ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 | Взаимоопрос
|
|||||||||
25-26 | 2.7. Фразеологическая система языка. Фразеологизмы в творчестве беловских поэтов. Анализ и употребление в речи фразеологических единиц. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 2 | пр.з.
урок-проект
|
ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 | Тестирование
|
|||||||||
27-28 | 2.8. История лексикографии. Основные типы словарей и правила работы с ними. | 2 | семинар
урок самооценок
|
ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 | Тематический доклад | |||||||||
29-30 |
Раздел 3. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ
3.1. Фонетика как раздел лингвистики. Фонетические единицы. Соотношение буквы и звука. Звук и фонема. Слог. Фонетическая фраза. Ударение. Интонация. Понятие о транскрипции. |
20
2 |
лекция
|
ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
|
1,2,4,5,6,8 | Анализ слова | ||||||||
31-32 | 3.2. Фонетический (звукобуквенный) анализ слов. | 2 | пр.з.
|
1,2,4,5,6,8 | Анализ речи окружающих | ||||||||||
33-34 | 3.3. Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка. Нормы произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Графика. Орфография. | 2 | семинар
урок-рефлексия |
ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
Анализ речи окружающих с позиции соблюдения языковых норм и рекомендации по совершенствованию устной и письменной речи. | ОИ1-8
И-Р9,10 |
7 | 1,2,4,5,6,8 | Промежуточный
Тестирование |
||||||
1-2 | Раздел 4. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. |
9
2 |
лекция |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
Сочинение«Какие словообразовательные неологизмы возникли и прижились в нашей семье?» |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
4 |
1,2,4,5,6,8 | Работа по карточкам | ||||||
3-4 | 4.2. Морфемный разбор слова. | лекция | ОИ 1 | 1,2,4,5,6,8 | Сочинение | ||||||||||
5-6 | 4.3. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. | 2 | лекция | И-Р 9, 10 | 1,2,4,5,6,8 | Тестирование | |||||||||
7-8 | 4.4. Словообразовательный анализ слова. Нормы словообразования. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Правка текстов со словообразовательными и грамматическими ошибками. | 2 | лекция | ОИ 1-8 | 1,2,4,5,6,8 | Тематический
Тестирование |
|||||||||
13-14 | Раздел 5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
5.1. Морфология как учение о частях речи. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие как особая часть речи. Переходные явления в системе частей речи. |
2 |
лекция |
И-Р 10
ОИ 1-6 |
Таблица «Части речи в русской грамматике» |
1 ОИ1 |
8 |
1,2,4,5,6,8 | Таблица
|
||||||
15-16 | 5.2. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль различных частей речи. | 2 | лекция | ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 | Схема
|
|||||||||
17-18
|
5.3. Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного | 2 | лекция
|
ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 | Контрольная точка № 2 | |||||||||
19-20 | 5.4. Правописание имен существительных. Употребление имен существительных в речи. | 2 | пр.з.
|
ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 | Устный опрос | |||||||||
21-22 | 5.5. Имя прилагательное как самостоятельная часть речи: морфологические и синтаксические признаки. | 2 | лекция
|
ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 | Конспект
|
|||||||||
23-24 | 5.6 Правописание имен прилагательных. | 2 | пр.з. | ОИ 1-8
И-Р 9,10 |
Письменный опрос | ||||||||||
25-26 | 5.7. Имя числительное как самостоятельная часть речи. | 2 | лекция
|
И-Р 1,4,5 | Конспект
|
||||||||||
27-28 | 5.8. Правописание, склонение, употребление имен числительных в речи. | 2 | пр.з. | ДИ 7,8,10,11 | Устный опрос | ||||||||||
29-30 | 5.9. Местоимение как самостоятельная часть речи. Морфологический разбор местоимения. | 2 | лекция
|
И-Р 1,4,5 | Диктант
|
||||||||||
31-32 | 5.10. Правописание и употребление местоимений в речи. | 2 | пр.з. | ДИ 7,8,10,11 | Работа по карточкам | ||||||||||
33-34
|
5.11. Наречие и наречные слова как самостоятельные части речи. Слова категории состояния | 2 | пр.з.
|
И-Р 1,4,5
ДИ 7,8,10,11 |
Конспект по теме | ОИ 1-8
И-Р 9,10
|
10 | 1,2,4,5,6,8 | Конспект | ||||||
35-36 | 5.12. Правописание наречий и наречных слов. | 2 | пр.з. | И-Р 1,4,5
ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4,5,6,8 | Таблица | |||||||||
37-38
|
5.13. Глагол как самостоятельная часть речи.
|
2 | лекция
|
И-Р 1,4,5
ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4,5,6,8 | Изложение
|
|||||||||
39-40 | 5.11. Правописание глаголов. | 2 | пр.з. | И-Р 1,4,5
ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4,5,6,8 | Работа по карточкам | |||||||||
41-42 | 5.12. Причастие как особая форма глагола или самостоятельная часть речи. Правописание причастий. | 2 | пр.з.
|
И-Р 1,4,5
ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4,5,6,8 | Взаимоопрос
|
|||||||||
43-44 | 5.13. Деепричастие как особая форма глагола или самостоятельная часть речи. Правописание деепричастий. | 2 | пр.з.
|
И-Р 1,4,5
ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4,5,6,8 | Рубежный
изложение |
|||||||||
1-2 | Служебные части речи. | 2 | пр.з. | И-Р 1,4,5
ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4, 5,6,8 | Устный опрос | |||||||||
3-4 | Предлог. Правописание предлогов. | 2 | пр.з.
|
И-Р 1,4,5
ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4, 5, 6,8 | Таблица
|
|||||||||
5-6 | Союз. Правописание союзов. | 2 | пр.з.
|
И-Р 1,4,5
ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4, 5, 6,8 | Работа по карточкам | |||||||||
7-8 | Частица. Правописание частиц и их употребление в речи. | 2 | пр.з. | И-Р 1,4,5
ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4, 5, 6,8 | Кроссворд
|
|||||||||
9-10 | Междометие и звукоподражательные слова. | 2 | пр.з.
|
И-Р 1,4,5
ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4, 5, 6,8 | Сочинение
|
|||||||||
11-12 | Переход из одной части речи в другую Морфологически анализ слов. | 2 | пр.з.
|
И-Р 1,4,5
ДИ 7,8,10,11 |
Создание электронной презентации по теме | И-Р1,4,5
ДИ7,8,10,11 |
8 | 1,2,4, 5,6,8 | Контрольная точка № 3 | ||||||
13-14 | Раздел 6. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. |
2 | лекция
|
2
ДИ5,6,9,12 |
1,2,4, 5, 6,8 | Письменный опрос | |||||||||
15-16 | 6.2. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. | 2 | пр.з. | 2
ДИ5,6,9,12 И-Р 6,8 |
1,2,4, 5, 6,8 | Схема | |||||||||
17 | 6.3. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Грамматическая основа. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения. Односоставное и неполное предложения. | 1
|
пр.з.
|
2
ДИ5,6,9,12 И-Р 6,8 |
1,2,4, 5, 6,8 | Текущий
Диктант |
|||||||||
1-2 | 6.4. Синтаксический разбор простого предложения. Тире в простом предложении. | 2 | пр.з. | ДИ 5,6,9,12
И-Р 6,8 |
1,2,4, 5, 6,8 | Взаимодиктант | |||||||||
3-4 | 6.5. Осложненное предложение и его виды. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. | 2 | лекция | 2
ДИ 5,6,9,12 И-Р 6,8 |
|
1,2,4, 5, 6,8 | Работа по карточкам | ||||||||
5-6 | 6.6. Синтаксический анализ осложненного предложения. Пунктуация в осложненном предложении. | 2 | пр.з. | ДИ 5,6,9,12
И-Р 6,8 |
1,2,4, 5, 6,8 | Работа по карточкам | |||||||||
7-8 | 6.7. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение. | 2 | лекция | 2
ДИ 5,6,9,12 И-Р 6,8 |
1,2,4, 5, 6,8 | Контрольная точка № 4 | |||||||||
9-10 | 6.8. Синтаксический и анализ сложносочиненного предложения. | 2 | пр.з. | ДИ 5,6,9,12
И-Р 6,8 |
1,2,4, 5, 6,8 | ||||||||||
11-12 | 6.9. Синтаксический анализ сложноподчиненного предложения. | 2 | пр.з. | ДИ 5,6,9,12
И-Р 6,8 |
1,2,4, 5, 6,8 | Работа по карточкам | |||||||||
13-14 | 6.10. Синтаксический анализ бессоюзного сложного предложения. Пунктуация в сложных предложениях различных типов. | 2 | пр.з. | ДИ 5,6,9,12
И-Р 6,8 |
Анализ текстов собственного сочинения и работ других студентов с точки зрения выявления грамматических ошибок. Рекомендации по их устранению | И-Р1,4,5
ДИ7,8,10,11
|
12 | 1,2,4, 5, 6,8 | Работа по карточкам | ||||||
15-16 | 6.11. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | 2 | лекция | И-Р 1,4,5
ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4, 5, 6,8 | Сочинение по картине | |||||||||
17-18 | 6.12. Синтаксический и пунктуационный анализ предложения. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | 2 | пр.з. | 2
ДИ 5,6,9,12 И-Р 6,8 |
1,2,4, 5, 6,8 | Анализ текстов профессиональной направленности | |||||||||
19-20 | 6.13. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | 2 | лекция | ДИ 5,6,9,12
И-Р 6,8 |
1,2,4, 5, 6,8 | Анализ текстов | |||||||||
21-22 | 6.14. Сложное синтаксическое целое. | 2 | лекция | ДИ 5,6,9,12
И-Р 6,8 |
1,2,4, 5, 6,8 | Итоговый Тестирование или изложение |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Материально-техническое обеспечение занятий |
1 | 2 |
1 | Серия таблиц под общим названием «Орфография»
|
2 | Серия таблиц под общим названием «Пунктуация»
|
3 | Карточки для индивидуальной работы |
4 | Посадочные места по количеству обучающихся.
|
5 | Рабочее место преподавателя. |
6 | Пакет нормативных документов. |
7 | Учебно-методический комплекс по предмету. |
8 | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.
|
9 | Комплект учебно-наглядных пособий. |
10
|
Видеотека. |
11 | Компьютер с лицензированным программным обеспечением.
|
12 | Интерактивная доска.
|
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ОИ)
№п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ОИ1 | Русский язык | Артюнина, Г.П. | М., 2011.
|
ОИ2 | Русский язык | Бароненко, В.А.
Бароненко, В.А |
М., 2011. |
ОИЗ | Стилистика русского языка | Богина, Т.А. | М., 2010. |
ОИ4 | Современный русский язык | Голицина, Н.Г. | М., 2010. |
ОИ5 | Основы отечественной лингвистики | Казин, Э.М. | М., 2009. |
ОИ6
|
Русский язык | Картушина, М.Ю. | М., 2011. |
ОИ7 | Формирование лингвистических навыков | Новикова, И.М. | М., 2009. |
ОИ8 | Русский язык | Орел, В.И. | М., 2009. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ДИ)
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ДИ1 | Русский язык | Антонов, Ю.Е. | М., 2000 |
ДИ2 | Русская лингвистика | Баль, Л.В. | М., 2002 |
ДИЗ | Современный русский язык | Бароненко, В.А. | Екатеринбург, 2001 |
ДИ4 | Лексикология | Вагатова, С.О. | М., 2002 |
ДИ5 | Орфография и пунктуация | Дорошкевич, М.П. | РнД, 2003 |
ДИ6 | Основы лингвистического анализа | Дробинская, О.А. | М., 2003 |
ДИ7 | Грамотность за полчаса в день | Егоров, Б.Б. | Русский язык в школе. – 2001. – № 12 |
ДИ8 | Русская орфография | Каштанова, Г.В. | М., 2007 |
ДИ9 | Стилистика русской речи | Обреимова, И.М. | М., 2000 |
ДИ10 | Формирование орфографических и пунктуационных навыков у учащихся | Решетнева, Г.И. | Русский язык в школе. – 2008. -№4 |
ДИ11 | Практический опыт повышения грамотности | Сундукова, А.К. | М., 2008 |
ДИ12 | Русский язык | Чабовская, А.П. | М., 2006 |
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ (И-Р)
№ п/п | Наименование |
И-Р1 | Русский язык. Повышаем свою грамотность: [Электронный ресурс] / www.ivalex.vistcom.ru |
И-Р2 | Лингвистический портал: [Электронный ресурс] /www.rusmedserver.ru |
И-Р3 | Русская лингвистика: [Электронный ресурс] /www.health.km.ru |
И-Р4 | Орфография и пунктуация: [Электронный ресурс] /www.openclass.ru |
И-Р5 | Грамотность за 15 минут в день: [Электронный ресурс] /www.chetyrlashodcdusife.ru |
И-Р6 | Лексикология и фразеология: [Электронный ресурс] /www.43.rospotrebhadzor.ru |
И-Р7 | Правила русского языка: [Электронный ресурс] www.poedim.ru |
И-Р8 | Проблемы правильного оформления устной и письменной речи: [Электронный ресурс] /www.ipkps.bsu.edu.ru |
И-Р9 | Электронная библиотека диссертационных работ: [Электронный ресурс] / www.lib.ua-ru |
И-Р10 | Электронная библиотека реферативных работ: [Электронный ресурс] / http://www.bestreferat.ru |