автор: Ионова Наталья Владимировна

Преподаватель русского языка ГПОУ “Беловского педагогического колледжа”

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для студентов 1,2 курсов СПО

ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж»

 

Утвержден зам. директора по УР

                                                                  

Чирковой Н.В._________________

                                 

—————————————–

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Преподаватель Ионова Н.В.

 

Учебная дисциплина ПД.01 Русский язык

 

Коды формируемых компетенций ОК 1,2,4, 5, 6, 8

 

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

 

Группы 0151, 0141, 0142

 

Составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины, утверждённой

 

Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии социально-гуманитарных дисциплин

 

Протокол №   от « » августа  2015 г.

 

Председатель методической (цикловой) комиссии  Пушкарева А.Б. /________________

 

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Курс, семестр

 

Формируемые

ОК и ПК

Учебная нагрузка обучающихся (час.)
Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа обучающегося Обязательная аудиторная нагрузка
Всего часов в т.ч.
теоретические занятия практические занятия
1 курс, 1 семестр ОК 1,2,4,5,6,8 51 17 34 17 17
1 курс, 2 семестр ОК 1,2,4,5,6,8 66 22 44 22 22
2 курс, 3 семестр ОК 1,2,4,5,6,8 25 8 17 10 7
2 курс, 4 семестр ОК 1,2,4,5,6,8 33 11 22 11 11
Всего 175 58 117 60 57

Содержание обучения по учебной дисциплине

 

№ занятия Наименование разделов, тем, занятий Обязательная учебная нагрузка Материальное и информационное обеспечение занятий Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Формируемые ОК Формы и методы контроля
Кол-во часов Вид занятия Вид задания Информационное обеспечение Кол-во часов

 

1-2 ВВЕДЕНИЕ

Русский язык на лингвистической карте мира.            Общие сведения о русском языке. Наука о русском языке и ее разделы. Язык как система. Виднейшие ученые-русисты.

2 лекция

 

ОИ 1-8

И-Р 9,10

1,2,4,5,6,8 Предварительный

Диктант с грамматическим заданием

 

3-4

Раздел 1. ЯЗЫК И РЕЧЬ

1.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация  и ее компоненты. Качества речи. Основные требования к речи. Правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Культура речи педагога.

10

 

2

 

 

лекция

ОИ 1-8

И-Р 9,10

 

 

 

1,2,4,5,6,8 Устное сочинение
5-6 1.2. Типы и стили речи.

Повествование, описание, рассуждение, оценка действительности как функционально-смысловые типы речи.

Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи и его основные жанры. Официально-деловой стиль речи, его признаки, жанры, назначение. Художественный стиль речи, его основные признаки. Публицистический стиль речи, жанры, его назначение. Особенности выступления педагога перед аудиторией. Основы ораторского искусства.

 

2 семинар ОИ 1-8

И-Р 9,10

Подборка и анализ текстов профессиональной направленности различных типов и стилей  речи. ОИ1-8

И-Р9,10

4 1,2,4,5,6,8 Устный опрос
7-8 1.3. Типы и стили речи. Анализ текстов профессиональной направленности разных типов и стилей речи. 2 пр.з. ОИ 1-8

И-Р 9,10

1,2,4,5,6,8 Анализ текстов
9-10 1.4. Информационная переработка текста.  Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста. 2 пр.з.

 

 

ОИ 1-8

И-Р 9,10

1,2,4,5,6,8 Изложение

 

11-12 1.5. Лингвостилистический анализ текста. 2 пр.з.

урок взаимооценок

ОИ 1-8

И-Р 9,10

1,2,4,5,6,8 Тематический

Лингвистический анализ текста

 

 

13-14

Раздел 2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ  

2.1. Лексическая система языка. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия, синекдоха как выразительные средства языка.

16

 

2

 

 

лекция

ОИ 1-8

И-Р 9,10

1,2,4,5,6,8 Письменный опрос

 

15-16 2.2. Слово как лексическая единица. 2 пр.з. ОИ 1-8

И-Р 9,10

1,2,4,5,6,8 Тестирование

 

17-18 2.3. Межсловные отношения в русской лексике: антонимия, синонимия, паронимия, омонимия. Основные пути пополнения словарного состава языка. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. 2 пр.з.

 

ОИ 1-8

И-Р 9,10

1,2,4,5,6,8 Конспект
19-20 2.4. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Устаревшие слова и неологизмы. Арготизмы. Профессионализмы. Диалектология как раздел лингвистики. Диалектные слова. Говоры народов Сибири. Сибирские старожильческие говоры. 2 пр.з.

 

 

ОИ 1-8

И-Р 9,10

Исследовательский  проект на одну из тем: «Использование профессиональной лексики студентами педагогического колледжа», «Говоры народов Сибири», «Использование фразеологизмов в творчестве беловских поэтов» и др. ОИ1-8

И-Р9,10

6 1,2,4,5,6,8 Исследовательский проект
21-22 2.5. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. Исконно русские и заимствованные слова. Нейтральная и стилистически окрашенная лексика. Лексический анализ слова. 2 пр.з.

 

ОИ 1-8

И-Р 9,10

1,2,4,5,6,8 Контрольная точка № 1
23-24 2.6. Фразеологические единицы языка и их основные признаки. Классификация ФЕ. Отличия ФЕ от словосочетания и слова. 2 пр.з.

 

 

ОИ 1-8

И-Р 9,10

1,2,4,5,6,8 Взаимоопрос

 

 

25-26 2.7. Фразеологическая система языка. Фразеологизмы в творчестве беловских поэтов. Анализ и употребление в речи фразеологических единиц. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. 2 пр.з.

урок-проект

 

ОИ 1-8

И-Р 9,10

1,2,4,5,6,8 Тестирование

 

27-28 2.8. История лексикографии. Основные типы словарей и правила работы с ними. 2 семинар

урок самооценок

 

ОИ 1-8

И-Р 9,10

1,2,4,5,6,8 Тематический доклад
 

 

 

29-30

Раздел 3. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ

3.1. Фонетика как раздел лингвистики. Фонетические единицы. Соотношение буквы и звука. Звук и фонема. Слог. Фонетическая фраза. Ударение. Интонация. Понятие о транскрипции.

20

 

 

2

 

 

 

лекция

 

ОИ 1-8

И-Р 9,10

 

 

1,2,4,5,6,8 Анализ слова
31-32 3.2. Фонетический  (звукобуквенный) анализ слов. 2 пр.з.

 

1,2,4,5,6,8 Анализ речи окружающих
33-34 3.3. Орфоэпические и  акцентологические нормы русского языка. Нормы произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Графика. Орфография. 2 семинар

 

урок-рефлексия

ОИ 1-8

И-Р 9,10

Анализ речи окружающих с позиции соблюдения языковых норм и рекомендации по совершенствованию устной и письменной речи. ОИ1-8

И-Р9,10

7 1,2,4,5,6,8 Промежуточный

Тестирование

1-2 Раздел 4. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем.

9

2

 

лекция

 

ОИ 1-8

И-Р 9,10

Сочинение«Какие словообразовательные неологизмы возникли и прижились в нашей семье?»  

ОИ 1-8

И-Р 9,10

 

4

1,2,4,5,6,8 Работа по карточкам
3-4 4.2. Морфемный разбор слова. лекция ОИ 1 1,2,4,5,6,8 Сочинение
5-6 4.3. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. 2 лекция И-Р 9, 10 1,2,4,5,6,8 Тестирование
7-8 4.4. Словообразовательный анализ слова. Нормы словообразования. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Правка текстов со словообразовательными и грамматическими ошибками. 2 лекция ОИ 1-8 1,2,4,5,6,8 Тематический

Тестирование

13-14 Раздел 5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

5.1. Морфология как учение о частях речи.           Самостоятельные и служебные части речи. Междометие как особая часть речи. Переходные явления в системе частей речи.

 

 

 

2

 

 

 

лекция

И-Р 10

ОИ 1-6

 

Таблица «Части речи в русской грамматике»

 

1

ОИ1

 

8

1,2,4,5,6,8 Таблица

 

15-16 5.2.  Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль различных частей речи. 2 лекция ОИ 1-8

И-Р 9,10

1,2,4,5,6,8 Схема

 

 

 

 

 

 

 

17-18

 

5.3. Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного 2 лекция

 

ОИ 1-8

И-Р 9,10

1,2,4,5,6,8 Контрольная точка № 2
19-20 5.4. Правописание имен существительных. Употребление имен существительных в речи. 2 пр.з.

 

ОИ 1-8

И-Р 9,10

1,2,4,5,6,8 Устный опрос
21-22 5.5. Имя прилагательное как самостоятельная часть речи: морфологические и синтаксические признаки. 2 лекция

 

ОИ 1-8

И-Р 9,10

1,2,4,5,6,8 Конспект

 

23-24 5.6 Правописание имен прилагательных. 2 пр.з. ОИ 1-8

И-Р 9,10

Письменный опрос
25-26 5.7. Имя числительное как самостоятельная часть речи. 2 лекция

 

И-Р 1,4,5 Конспект

 

27-28 5.8. Правописание, склонение, употребление имен числительных в речи.   2 пр.з. ДИ 7,8,10,11 Устный опрос
29-30 5.9. Местоимение как самостоятельная часть речи. Морфологический разбор местоимения. 2 лекция

 

И-Р 1,4,5 Диктант

 

31-32 5.10. Правописание и употребление местоимений в речи. 2 пр.з. ДИ 7,8,10,11 Работа по карточкам
33-34

 

 

5.11. Наречие и наречные слова как самостоятельные части речи. Слова категории состояния 2 пр.з.

 

И-Р 1,4,5

ДИ 7,8,10,11

Конспект по теме ОИ 1-8

И-Р 9,10

 

10 1,2,4,5,6,8 Конспект
35-36 5.12. Правописание наречий и наречных слов. 2 пр.з. И-Р 1,4,5

ДИ 7,8,10,11

1,2,4,5,6,8 Таблица
37-38

 

 

 

 

 

 

5.13. Глагол как самостоятельная часть речи.

 

2 лекция

 

И-Р 1,4,5

ДИ 7,8,10,11

1,2,4,5,6,8 Изложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39-40 5.11. Правописание глаголов. 2 пр.з. И-Р 1,4,5

ДИ 7,8,10,11

1,2,4,5,6,8 Работа по карточкам
41-42 5.12. Причастие как особая форма глагола или самостоятельная часть речи. Правописание причастий. 2 пр.з.

 

И-Р 1,4,5

ДИ 7,8,10,11

1,2,4,5,6,8 Взаимоопрос

 

43-44 5.13. Деепричастие как особая форма глагола или самостоятельная часть речи. Правописание деепричастий. 2 пр.з.

 

И-Р 1,4,5

ДИ 7,8,10,11

1,2,4,5,6,8 Рубежный

изложение

1-2 Служебные части речи. 2 пр.з. И-Р 1,4,5

ДИ 7,8,10,11

1,2,4, 5,6,8 Устный опрос
3-4 Предлог. Правописание предлогов. 2 пр.з.

 

И-Р 1,4,5

ДИ 7,8,10,11

1,2,4, 5, 6,8 Таблица

 

5-6 Союз. Правописание союзов. 2 пр.з.

 

И-Р 1,4,5

ДИ 7,8,10,11

1,2,4, 5, 6,8 Работа по карточкам
7-8 Частица. Правописание частиц и их употребление в речи. 2 пр.з. И-Р 1,4,5

ДИ 7,8,10,11

1,2,4, 5, 6,8 Кроссворд

 

9-10 Междометие и звукоподражательные слова. 2 пр.з.

 

И-Р 1,4,5

ДИ 7,8,10,11

1,2,4, 5, 6,8 Сочинение

 

11-12 Переход из одной части речи в другую Морфологически анализ слов. 2 пр.з.

 

И-Р 1,4,5

ДИ 7,8,10,11

Создание электронной презентации по теме И-Р1,4,5

ДИ7,8,10,11

8 1,2,4, 5,6,8 Контрольная точка № 3
13-14 Раздел 6. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.  Основные выразительные средства синтаксиса.

2 лекция

 

2

ДИ5,6,9,12

1,2,4, 5, 6,8 Письменный опрос
15-16 6.2. Словосочетание.  Строение словосочетания. Виды словосочетаний.  Синтаксический разбор словосочетаний. 2 пр.з. 2

ДИ5,6,9,12

И-Р 6,8

1,2,4, 5, 6,8 Схема
17 6.3. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Грамматическая основа. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения. Односоставное и неполное предложения. 1

 

пр.з.

 

2

ДИ5,6,9,12

И-Р 6,8

1,2,4, 5, 6,8 Текущий

Диктант

1-2 6.4. Синтаксический разбор простого предложения. Тире в простом предложении. 2 пр.з. ДИ 5,6,9,12

И-Р 6,8

1,2,4, 5, 6,8 Взаимодиктант
3-4 6.5. Осложненное предложение и его виды. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.  Предложения с обособленными и уточняющими членами. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. 2 лекция 2

ДИ 5,6,9,12

И-Р 6,8

 

 

1,2,4, 5, 6,8 Работа по карточкам
5-6 6.6. Синтаксический анализ осложненного предложения. Пунктуация в осложненном предложении. 2 пр.з. ДИ 5,6,9,12

И-Р 6,8

1,2,4, 5, 6,8 Работа по карточкам
7-8 6.7. Сложное предложение.  Сложносочиненное предложение.   Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение. 2 лекция 2

ДИ 5,6,9,12

И-Р 6,8

1,2,4, 5, 6,8 Контрольная точка № 4
9-10 6.8. Синтаксический и анализ сложносочиненного предложения. 2 пр.з. ДИ 5,6,9,12

И-Р 6,8

1,2,4, 5, 6,8
11-12 6.9. Синтаксический анализ сложноподчиненного предложения. 2 пр.з. ДИ 5,6,9,12

И-Р 6,8

1,2,4, 5, 6,8 Работа по карточкам
13-14 6.10. Синтаксический анализ бессоюзного сложного предложения. Пунктуация в сложных предложениях различных типов. 2 пр.з. ДИ 5,6,9,12

И-Р 6,8

Анализ текстов собственного сочинения и  работ других студентов с точки зрения выявления грамматических ошибок. Рекомендации по их устранению И-Р1,4,5

ДИ7,8,10,11

 

12 1,2,4, 5, 6,8 Работа по карточкам
15-16 6.11. Способы передачи чужой речи.  Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной.  Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. 2 лекция И-Р 1,4,5

ДИ 7,8,10,11

1,2,4, 5, 6,8 Сочинение по картине
17-18 6.12. Синтаксический и пунктуационный анализ предложения. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. 2 пр.з. 2

ДИ 5,6,9,12

И-Р 6,8

1,2,4, 5, 6,8 Анализ текстов профессиональной направленности
19-20 6.13. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. 2 лекция ДИ 5,6,9,12

И-Р 6,8

1,2,4, 5, 6,8 Анализ текстов
21-22 6.14. Сложное синтаксическое целое. 2 лекция ДИ 5,6,9,12

И-Р 6,8

1,2,4, 5, 6,8 Итоговый Тестирование или изложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

№ п/п Материально-техническое обеспечение занятий
1 2
1 Серия таблиц под общим названием «Орфография»

 

2 Серия таблиц под общим названием «Пунктуация»

 

3 Карточки для индивидуальной работы
4 Посадочные места по количеству обучающихся.

 

5 Рабочее место преподавателя.
6 Пакет нормативных документов.
7 Учебно-методический комплекс по предмету.
8 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.

 

9 Комплект учебно-наглядных пособий.
10

 

Видеотека.
11 Компьютер с лицензированным программным обеспечением.

 

12 Интерактивная доска.

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ОИ)

№п/п Наименование Автор Издательство, год издания
ОИ1 Русский язык Артюнина, Г.П. М., 2011.

 

ОИ2 Русский язык Бароненко, В.А.

Бароненко, В.А

М., 2011.
ОИЗ Стилистика русского языка Богина, Т.А. М., 2010.
ОИ4 Современный русский язык Голицина, Н.Г. М., 2010.
ОИ5 Основы отечественной лингвистики Казин, Э.М. М., 2009.
ОИ6

 

 

Русский язык Картушина, М.Ю. М., 2011.
ОИ7 Формирование лингвистических навыков Новикова, И.М. М., 2009.
ОИ8 Русский язык Орел, В.И. М., 2009.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ДИ)

№ п/п Наименование Автор Издательство, год издания
ДИ1 Русский язык Антонов, Ю.Е. М., 2000
ДИ2 Русская лингвистика Баль, Л.В. М., 2002
ДИЗ Современный русский язык Бароненко, В.А. Екатеринбург, 2001
ДИ4 Лексикология Вагатова, С.О. М., 2002
ДИ5 Орфография и пунктуация Дорошкевич, М.П. РнД, 2003
ДИ6 Основы лингвистического анализа Дробинская, О.А. М., 2003
ДИ7 Грамотность за полчаса в день Егоров, Б.Б. Русский язык в школе. – 2001. – № 12
ДИ8 Русская орфография Каштанова, Г.В. М., 2007
ДИ9 Стилистика русской речи Обреимова, И.М. М., 2000
ДИ10 Формирование орфографических и пунктуационных навыков у учащихся Решетнева, Г.И. Русский язык в школе. – 2008. -№4
ДИ11 Практический опыт повышения грамотности Сундукова, А.К. М., 2008
ДИ12 Русский язык Чабовская, А.П. М., 2006

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ  (И-Р)

№ п/п Наименование
И-Р1 Русский язык. Повышаем свою грамотность: [Электронный ресурс] / www.ivalex.vistcom.ru
И-Р2 Лингвистический портал: [Электронный ресурс] /www.rusmedserver.ru
И-Р3 Русская лингвистика: [Электронный ресурс] /www.health.km.ru
И-Р4 Орфография и пунктуация: [Электронный ресурс] /www.openclass.ru
И-Р5 Грамотность за 15 минут в день: [Электронный ресурс] /www.chetyrlashodcdusife.ru
И-Р6 Лексикология и фразеология: [Электронный ресурс] /www.43.rospotrebhadzor.ru
И-Р7 Правила русского языка:  [Электронный ресурс] www.poedim.ru
И-Р8 Проблемы правильного оформления устной и письменной речи:  [Электронный ресурс] /www.ipkps.bsu.edu.ru
И-Р9 Электронная библиотека диссертационных работ: [Электронный ресурс] / www.lib.ua-ru
И-Р10 Электронная библиотека реферативных работ: [Электронный ресурс] / http://www.bestreferat.ru

 

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для студентов 1,2 курсов СПО