ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК
СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
УЧАЩИХСЯ
Аннотация
В данной статье рассмотрены некоторые методические подходы к
развитию познавательного интереса у учащихся на уроках математики с
использованием интерактивно
Электронный научный журнал «Наука и перспективы» №3, 2015
заинтересовать учащихся своим предметом. Успешно осуществлять данную
цель необходимо не только на уроках математики, но и во внеклассной работе.
Внешние стимулы могут вызвать временное состояние заинтересованности,
но могут не оказать необходимого влияния на формирование устойчивого
стремления ученика к освоению сущности изучаемого материала.
Нельзя ограничивать трактовку познавательного интереса внешней
стороной его влияния на школьников, понимая его лишь как средство
обучения. «Внесение элементов оживления в содержание, методы и формы
работы учащихся с целью вызвать или упрочнить их познавательный интерес,
как отдельный эпизод, может способствовать этому лишь очень недолго» [2, с.
18].
Непосредственный интерес, не изменяющий внутреннего плана
деятельности школьника, их отношения к учебе, с устранением внешне
занимательной ситуации, породившей этот неустойчивый интерес быстро
угасает.
В настоящее время образовательные учреждения строят свою
деятельность в соответствии с новыми требованиями, учитывают актуальные
тенденции, в том числе связанные с использованием в ходе образовательного
процесса современного оборудования, в частности интерактивной доски.
Определяя сегодня характерные черты новой образовательной модели, следует
отметить ее непрерывность и технологичность, диалогичность, ориентацию
учебного процесса не только на содержание и логику, но и на специфику
восприятия информации.
Залогом успеха решения задачи построения новой образовательной
модели является радикальное переоснащение всего учебного процесса на базе
новейших информационных, коммуникационных и интерактивных технологий
[4].
Современная компьютерная техника позволяет использовать ИКТ и
интерактивные технологии на качественно новом уровне, повышая
эффективность учебного процесса. Одним из основных средств ИКТ в
обучении являются мультимедийные продукты. Они позволяют представлять
учебную информацию в удобной и наглядной форме, объединять текстовую,
графическую, видео- и аудиоинформацию в единый продукт, который может
быть представлен учащимся на уроке.
Нами было разработано электронно-методическое пособие для 5 классов по
теме: «Десятичные дроби». Данное пособие используется учителем математики
для подготовки к уроку. Учитель может использовать подробное планирование
урока, так же к нему прилагается презентация.
В презентации к теоретическому уроку приведены основные определения,
историческая справка, примеры решения простых упражнений, упражнения для
решения всем классом.
В презентации к практическому уроку приведены повторение теории с
предыдущего теоретического занятия, математический диктант, упражнения
для решения на доске и в тетради.
Электронный научный журнал «Наука и перспективы» №3, 2015
Кроме того, в электронно-методическом пособии в разделе
самостоятельная работа приведены задания для работы учеников дома, в
которых разобраны все примеры, подобные тем, что были решены в классе. В
разделе КИМ приведена контрольная работа по всей теме «Десятичные дроби».
Все это помогает учителю всецело и полно провести систему уроков по теме
«Десятичные дроби».
Применение ИКТ на уроках математики способствует:
активизации познавательной деятельности учащихся;
развитию вариативности мышления;
математической логики;
направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и
исследование.
Рассмотрим урок с применением ИКТ, как средства развития
познавательного интереса учащихся:
Тема урока: «Округление чисел»
1. Организационная часть (5 мин.).
2. Повторение пройденного материала (8 мин.)
Самостоятельная работа (проверка сразу после выполнения).
Округлить числа:
– до единиц – 867,049;
– до десятых – 468,645;
– до целых – 650,357;
– до сотых – 28534,697;
– до единиц тысяч – 1536,728.
3. Поиск областей применения округления чисел. Работа с прессой. (5
мин.)
На данном этапе наилучшим вариантом будет проведение практической
работы в группах или микрогруппах. Задача учащихся: прочитав фрагмент
газетной статьи сказать, где они столкнулись в тексте с округленным числом и
для чего оно там используется.
4. Обзорное знакомство с новым материалом (5 мин.)
Подведение итогов того, насколько значимой является рассмотренная
сегодня тема и где и как она может быть применима.
5. Психологическая гимнастика (2 мин.)
Выполнение хлопковых упражнений, например, на счет “1” – хлопок
учителя, на счет “2” – хлопок учителя, на счет “3” – хлопок каждого
присутствующего. Упражнение повторяется несколько раз, пока не будет
достигнуто единство звука, что свидетельствует о готовности к дальнейшей
работе.
6. Решение задач с использованием метода “прикидки” (8 мин.)
1) Всегда ли мы действуем строго по правилу? (устная задача)
2) Решите, пожалуйста, предложенную на слайде 7 задачу письменно.
(Каждый ученик выполняет задание самостоятельно, через несколько минут на
слайде появляются способы решения).
Электронный научный журнал «Наука и перспективы» №3, 2015
7. Комментарий к домашнему заданию (3 мин.)
Выучить теорию (новые виды округления).
Подобрать газетный материал, доказывающий необходимость
округления.
8. Заключительная беседа и подведение итогов занятия (5 мин.)
Разработанные нами материалы могут быть использованы в работе
учителями математики в 5х классах при изучении темы «Десятичные дроби», а
также учащимися для самостоятельной работы дома.
У учащихся, по проведенному наблюдению, повысился интерес к
занятиям, стало проще привлечь и удержать активное внимание детей,
использование нового оборудования обеспечивает лучшее взаимодействие
педагога и каждого из учеников. Электронный ресурс помогает вовлечь в
работу всех детей.
Можно быстро переходить от одного задания к другому, от наглядности к
слову и наоборот. Ресурс способствует повышению динамики образовательного
процесса, помогает учащимся лучше усваивать новую информацию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред.
Г. И. Щукина — М.: 1984. — 176 с.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев —
СПБ.: Питер, 2001. — 288 с.
3. Ковалев, А. Г. Личность воспитывает себя / А. Г. Ковалев. — М.:
Политиздат, 1983. — 256 с.
4. Котова С.А. Роль интерактивной доски в обучении детей
дошкольного возраста // Наука и перспективы. – 2015. – № 2 [Электронный
ресурс] URL: nip.esrae.ru/2-24 (дата обращения: 22.02.2016).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ