Использование технологии АМО (активных методов обучения) для оказания методической помощи педагогам в подготовке к аттестации

Автор: Красюк Надежда Витальевна

Использование технологии АМО (активных методов обучения) для оказания методической помощи педагогам в подготовке к аттестации
I. Вступление
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!
Если у обычного учителя спросить, какие задачи стоят перед аттестацией, то в ответ можно услышать самые разнообразные варианты ответов, но среди них не будет ни одного из тех, что перечислены в Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденном приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 № 209. “Основными задачами аттестации являются:
стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
повышение эффективности и качества педагогического труда;
выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников”.
Получается, что из вышеперечисленных задач подавляющее большинство не “доходит до адресата”? Аттестация для учителя является стрессом, это мероприятие всегда с негативным оттенком. Почему? Кто виноват? Что делать?
Мы предлагаем вашему вниманию свой взгляд на данную проблему. Итак, почему аттестация – стресс для учителя?
Во-первых, она, как зима в нашей стране, всегда приходит неожиданно. Казалось бы, каждый знает сроки прохождения аттестации, но подготовку к ней начинает одновременно с написанием заявления. Это неизбежно влечет за собой следующую цепочку событий: аттестуемый, в момент заполнения карты результативности, вдруг понимает, что не вся его бурная педагогическая деятельность подлежит оценке. Оказывается, экспертов будут интересовать лишь отдельные ее аспекты. Это вызывает министресс номер один. Дальше – больше: выясняется, что по этим отдельным аспектам у учителя не так много наработок, и тогда следует министресс номер два. Он гораздо обширнее первого, так как учитель не понимает, почему он так много и хорошо работает, а это никто не хочет оценить? А судьи кто? И вообще, критерии оценки в экспертных листах несправедливые, и оценки за труд учителя сильно занижены. И как же ему набрать хотя бы минимальный балл? А вот это уже стресс!
Во-вторых, критерии оценки карты результативности действительно несовершенны и вызывают массу вопросов. Только вот задать их некому.
В-третьих, учитель даже не подозревает, что результат экспертной оценки во многом зависит от того, насколько грамотно он заполнит карту результативности. Только как ее правильно заполнить? Опытный методист знает несколько “хитростей”, которые могут существенно повлиять на итоговый балл. Так, то – методист! Он ведь не обязан “нянчиться” с аттестуемым. А сроки поджимают (смотри пункт 1). И снова стрессовая ситуация: «Я не знаю, как – и никто мне не помогает”.
В этот ряд причин можно добавить еще несколько, но они лежат в плоскости социологии и психологии. Например, «если уж Марию Ивановну аттестовали, то я-то точно лучше нее работаю!» «Администрация меня совсем не поддерживает!» и т.д.
Мы предполагаем, что если решить первые проблемы, то часть остальных отпадет сама собой.
Кто виноват? Как ни странно, ответ на это вопрос предопределен нормативной документацией: “Аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления педагогического работника”. Заявление учитель подает лично, следовательно, он и несет ответственность за результат аттестации.
Что делать? Ответ прост: “Педагогу необходимо приступить к оформлению аттестационных материалов, как минимум за 2 года до аттестации”. За этим простым и понятным советом кроется опасность, что в итоге получится так же, как у разработчиков порядка аттестации педагогических работников – гладко было на бумаге, да забыли про овраги!

II. Использование технологии АМО (активных методов обучения) для оказания методической помощи педагогам в подготовке к аттестации
Успех в любом деле начинается с дела.
Наш совет прост и не оригинален, поэтому мы остановимся подробнее на способах его осуществления. Безусловно ведущей формой обучения педагогов является семинар. Форма работы – семинар является традиционной, а вот технология его проведения – технология активных методов обучения (АМО) является инновационной.
В технологии АМО можно выделить две составляющие: структуру и содержание. По структуре все образовательное мероприятие делится на логические фазы и этапы. По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность АМО (активных методов обучения), которые строятся на практической направленности, игровом действии, интерактивности, групповой форме организации работы. Эффекты, которые дает данная технология трудно переоценить. Это высокая мотивация обучающихся, позитивный настрой, высокая плотность семинара – «время летит незаметно», результативность, творчество – «мои мысли летали» и многое другое.
Эта технология успешно внедряется педагогами в учебный процесс. Мы же применили ее для обучения взрослых. Удивительно, но педагоги, используя большой арсенал приемов и методов для качественного и эффективного обучения детей, практически не применяют эти навыки при обучении друг друга. И тогда семинар или педсовет зачастую превращаются в рутинную обязанность и потерю времени.
На осенних каникулах мы организовали и провели двухдневный обучающий семинар для педагогов, предполагающих аттестоваться на первую квалификационную категорию в ближайшие год, два. Наш семинар назывался “Иду на аттестацию!”. Если вспомнить афоризм: “Как вы лодку назовете, так она и поплывет”, то можно сказать, что название весьма символично. Ведь ключевая задача заключалась в том, чтобы учитель поверил в свои силы и, в конечном счете, пошел на аттестацию с восклицательным знаком. Кстати, один из активных методов на этапе выяснения ожиданий и опасений перед началом основной работы, заключался в том, чтобы определить с каким знаком (вопросительным или восклицательным) учитель относится к процессу аттестации и почему? Одна группа из предложенного набора слов составила рассказ, который, на наш взгляд, очень точно передает отношение учителя к аттестации:
Сомнения берут. Смогу иль не смогу?
Какие документы нужны мне, не пойму.
Контроль повсюду, ото всех; и на пути-окопы.
Комиссия сейчас строга.
Оценка очень тяжела.
Ура?
Кроме этого, такое название семинара натолкнуло нас на игровую форму работы – боевые учения. Игра для взрослого, точно так же, как и для ребенка, позволяет снять напряжение при изучении сложного материала, вызывает позитивные эмоции и чувство удовлетворения. Игра позволяет “несерьезно” говорить о серьезных вещах, а деятельность, в которую погружаются игроки, вынуждает их пропускать через себя самые важные моменты обучения. Естественно, игра невозможна без правил и атрибутов, поэтому на этапе деления на группы командиры получили предмет, символизирующий тот или иной род войск. На этапе приветствия и заключительного парада звучала соответствующая музыка, на этапе разминка была объявлена боевая тревога и “боевым подразделениям” необходимо было как можно быстрее одеть одного из “бойцов” в военную форму. Взрослые учителя играли, как дети; позитивный настрой и приподнятое настроение сопровождало нашу работу на протяжении двух дней.
Вся прелесть технологии АМО заключается в том, что активный метод обучения может и должен быть использован на каждом этапе семинара, а это значит, что даже такую трудную, не интересную, но важную часть семинара, как знакомство с документацией, необходимо было максимально активизировать. Поэтому мы не просто дали прочитать ряд нормативных документов, мы предложили учителям ответить на вопросы по аттестации в таблице и указать ссылки на источники информации. Ниже приводится фрагмент таблицы “Нормативное обеспечение процедуры аттестации педагога на I квалификационную категорию”:

Вопросы, которые мы разместили в таблице, были актуальными для наших слушателей. Цель, которую мы ставили на данном этапе работы – знакомство с нормативной документацией, была достигнута. Итогом работы стало написание фрагмента заявления “Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты работы, соответствующие требованиям, предъявляемым к квалификационной категории…”.
Активные методы обучения использовались и на этапе знакомства с экспертным листом мультимедийной разработки урока, где участникам было предложено определить, какие критерии они будут отражать в конспекте урока, а какие в самоанализе. Таким образом, формировалось представление о содержании аттестационных материалов. Для того, чтобы их изложение было грамотным, у педагогов на этапе проработки темы актуализировались некоторые понятия дидактики (методы и формы обучения, типы и структуры уроков). Учителям был предложен каркас схемы и набор методов и форм, их задача заключалась в том, чтобы классифицировать и систематизировать методы и формы обучения. Аналогично работали над типом и структурой уроков.

По окончании первого семинара учителя получили домашнее задание – заполнить карту результативности, так как второй семинар был направлен на работу с данным аттестационным материалом.
Для того чтобы понять, какие сведения отражать в карте результативности и как ее оценивать, участникам семинара было предложено сыграть роль эксперта и оценить карту коллеги по семинару. Оценивать других – это понятная и привычная деятельность для учителя, поэтому участники семинара легко в нее включились. Учитель, оценивая коллегу, непроизвольно соотносил ее результаты со своими и таким образом психологически настраивался на критическое отношение к своей карте. Более того, получив оценку от коллеги, которая отличалась от его самооценки, учитель осознавал ее субъективность (об этом шла речь на разных этапах семинара), что способствовало формированию адекватного отношения к оценке эксперта. Немаловажным моментом формирования срессоустойчивости учителя был тот факт, что учитель научился самостоятельно оценивать свою карту результативности, а значит, для него результаты экспертизы будут ожидаемы.
Недостаточно посчитать балл за карту результативности, важно понять, что с этим делать дальше. Поэтому учителям были предложены информационные материалы, которые способствовали анализу карты результативности и определения дальнейшей стратегии подготовки к аттестации: «Алгоритм анализа карты результативности» и «Полезные советы»

Графическое представление информации существенно упрощает процесс ее восприятия. Во время работы семинара такой прием использовался неоднократно.
Для определения стратегии подготовки к аттестации учителям была предложена графическая модель ” Фишбоун”. Каждый участник семинара отразил направления, над которыми он может, и будет работать для успешной аттестации.

Конечно, в рамках семинара, учитель не мог выстроить полноценную стратегию подготовки к аттестации, но основные направления его дальнейшей работы были определены.
О том, что поставленные цели семинара были достигнуты, свидетельствуют отзывы участников семинара на этапе рефлексии:
«Мы получили все необходимые знания для успешного прохождения аттестации и получили советы, которые помогут нам в работе».
«Спасибо большое за семинары, материал весь актуален, лаконичен, практичен, полон, насыщен. Было очень интересно и необычно. Формы работы были неординарные и веселые».
«Спасибо модераторам за проведенный двухдневный семинар. С вами аттестация не страшна!».
«Для нас было важно понять, по каким критериям нас будут оценивать, осознать всю серьезность предстоящей аттестации, соизмерить свои силы и поверить в себя».
Роль этапа рефлексии в образовательном мероприятии трудно переоценить. Эмоциональная и содержательная оценка итогов семинара позволяла оперативно внести коррективы в работу и понять, насколько мы близки к достижению поставленных целей.
III. Заключение.
Успех не приходит сам по себе, если даже его очень ждать.
Анализ результатов нашей работы позволяет сделать вывод о том, что такая форма работы с педагогами (которые планируют аттестоваться в ближайшем будущем) формирует у них представления о процедуре аттестации, аттестационных материалах и критериях их оценки. Это в свою очередь побуждает учителей активно выстраивать свою стратегию подготовки к успешной аттестации. Любая стратегия предполагает активные действия, направленные на достижение цели. Стратегическая цель педагога – успешно аттестоваться, может быть достигнута, только при решении следующих задач:
непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
повышение эффективности и качества педагогического труда;
выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
определение необходимости повышения квалификации педагогических работников.
Круг замкнулся. Мы начали наш разговор с обсуждения именно этих задач. Получается, что идея, положенная в основу аттестации, не так уж и плоха?! Что гладко не только на бумаге?! Что дело теперь за школой, управлением образования, департаментом?! Это они не должны стать теми самыми оврагами, в которые угодит учитель!
А стресс? А стресс – это ответная реакция организма человека на экстремальные условия, на перенапряжение и негативные эмоции. На нашем семинаре, мы, благодаря технологии АМО, избежали перенапряжения и негативных эмоций, более того, мы вооружили нашего учителя самыми актуальными сведениями об аттестации, определили стратегию его дальнейшей работы, он поверил в себя и свои силы. Поэтому на стресс у него просто не остается времени, ведь аттестация не за горами!
Приложение:
Фотоотчеты о проведенных семинарах можно посмотреть по ссылке http://yadi.sk/d/v0n7_G_FDSXpX
Авторы: Красюк Надежда Витальевна, Плошкина Светлана Евгеньевна, Мартынкевич Людмила Владимировна.
Список использованных ресурсов:
1.Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 № 209.
2.Лазарев Т.В. «Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч.1: Технология АМО» – Петрозаводск: Verso, 2012. – 255 с.

Использование технологии АМО (активных методов обучения) для оказания методической помощи педагогам в подготовке к аттестации