автор:

Каверина Екатерина Викторовна – заведующий,
Брезгулевская Ольга Сергеевна – заместитель заведующего,
Рыжкова Любовь Георгиевна – заместитель заведующего
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«ЛУКОМОРЬЕ» муниципального образования город Ноябрьск

Создание специального коррекционно-развивающего образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, повышающего эффективность полноценной интеграции и личностной самореализации детей с ОВЗ в социуме

 

Статья

Тема: «Создание специального коррекционно-развивающего образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, повышающего эффективность полноценной интеграции и личностной самореализации детей с ОВЗ в социуме.»

Подготовили: 

Каверина Екатерина Викторовна,

 заведующий, 

Брезгулевская Ольга Сергеевна, 

заместитель заведующего, 

Рыжкова Любовь Георгиевна, 

заместитель заведующего  

МАДОУ «Лукоморье» 

муниципального образования 

город Ноябрьск, ЯНАО

 

В России, как и во всём мире, увеличивается число детей с особенностями развития и здоровья, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей актуальна в современном обществе. Это объясняется тем, что к детям предъявляются высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.

Главный показатель здоровья нации – это показатель здоровья детей, что является одной из характеристик социально-экономического, духовно-нравственного, научного и культурного развития общества.

Существует ряд значимых факторов, которые оказывают неблагоприятное влияние на растущий организм:

  • изменение качества питания;
  • воздействие экологических факторов;
  • ухудшение социального статуса многих детей;
  • медикаментозная «агрессия»;
  • введение инновационных форм воспитания и обучения.

Для сохранения и восстановления здоровья детей в современных условиях требуется внедрение массовых профилактических программ и создание оптимальных условий воспитания и обучения. Изучив опыт работы дошкольных образовательных учреждений можно сделать вывод, что работа в данном направлении несовершенна. Необходима специальная коррекционно-развивающая образовательная среда, в которой сосредоточены максимально возможные для дошкольных образовательных учреждений ресурсы: организационные, средовые, кадровые.

Поиск новых методов и форм работы привёл нас к изучению и введению в практику междисциплинарного взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения: инструктора по физической культуре, инструктора по плаванию, музыкального руководителя и педагога-психолога. Физкультурно-оздоровительная работа при условии комплексного взаимодействия между специалистами выступает как средство для интеграции, адаптации и социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как способствует сохранению, укреплению и развитию психического здоровья, позволяет раскрыть горизонты физического потенциала воспитанников.

С целью создания специального коррекционно-развивающего образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, повышающего эффективность полноценной интеграции и личностной самореализации детей с ОВЗ в социуме специалистами дошкольного учреждения была разработана программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья «Маленькая страна больших возможностей».

В МАДОУ «Лукоморье» созданы все условия для полноценного развития детей. Работа направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников. Материально-техническое оснащение и оборудование, развивающая предметно-пространственная среда ДОО соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Организация и расположение предметов развивающей предметно-пространственной среды, мебели отвечают возрастным особенностям и потребностям детей, требованиям техники безопасности.

Мы используем новые формы и методы в работе специалистов, направленные на реабилитацию и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, с целью возможности участия воспитанников в физкультурно-спортивных мероприятиях, чтобы каждый ребенок почувствовал себя успешным:

  • музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников;
  • цветотерапия – инновационный, эффективный способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов с целью обеспечения эмоционального благополучия воспитанников;
  • гидрореабилитация – метод коррекции психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством выполнения упражнений в воде.

Для реализации программы было приобретено необходимое оборудование: 

  • сибирский борд – тренажёр-балансир для развития координации, мозжечковой стимуляции и укрепления опорно-двигательного аппарата;
  • полусфера Bosu, которая предназначена для выполнения различных упражнений на баланс;
  • сенсорно-динамический комплекс «Дом Совы» для сенсомоторной интеграции, поддержания баланса и координации, способствующий активизации работы левого и правого полушария;
  • песочницы снижения психофизического напряжения.

Таким образом для успешного решения задач по улучшению показателей физического и психического здоровья детей с ОВЗ, возможностей приобщения их к физкультурной и спортивной жизни, реабилитации и социализации не только воспитанников, но и их семей, облегчения их социальной адаптации, первостепенное значение имеет создание специального коррекционно-развивающего образовательного пространства.

 

Создание специального коррекционно-развивающего образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, повышающего эффективность полноценной интеграции и личностной самореализации детей с ОВЗ в социуме