автор: Кадимова Наталья Алексеевна

учитель начальных классов МАОУ “СОШ №4” г.Губкинский ЯНАО

Кадимова Наталья Алексеевна

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №4»

г.Губкинский

Медиабезопасность в сети Интернет.

Аннотация

На сегодняшний день информационная компетентность для выпускника учебного заведения является не привилегией, а необходимостью для успешной социализации. Дети поколения Рунета растут в обществе, сильно отличающемся от того, где росли их родители. Одной из важнейших координат в новой социальной ситуации развития подростков становится Интернет. Стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.

Цель программы по медиабезопасности: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

В основу обучения положены практические групповые и индивидуальные занятия, проводимые в классе, оснащенном современными персональными компьютерами, подключенными к сети Internet и дополнительными техническими устройствами: принтер, сканер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, графические планшеты.

Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности применения программы: рост количества учащихся, ориентированных на повышение уровня интернет грамотности; увеличение количества родителей и общественных деятелей, привлеченных к работе над проблемой медиабезопасности детей и подростков; распространение на территории города Губкинского  идеи  медиабезопасности подрастающего поколения.

Ключевые слова: медиабезопасность, средства мультимедиа, Интернет, онлайн-риски, родительский контроль.

Медиабезопасность – это состояние защищенности каждого индивида от недостоверной или опасной информации, причиняющей вред здоровью человека, его нравственности и личностному развитию.

С целью выявления уровня интернет-активности обучающихся и наличия проблем, связанных с посещением сети Интернет, изучения степени осведомлённости обучающихся о рисках в  сети  Интернет, в начальных классах МАОУ «СОШ №4» было проведено анкетирование учащихся 3-х, 4-х классов. В анкетировании принимали участие 150 учащихся, которые ответили на вопросы о доступе к сети Интернет, целях использования сети, опасностях и возможных проблемах использования Интернет. Детям были предложены различные ситуации, которые могут возникнуть в ходе общения в социальной сети, в игре-онлайн и варианты разрешения проблемных вопросов.

По итогам анкетирования были подведены следующие итоги:

Большая часть школьников активно использует возможности интернета для коммуникации: ведут онлайн-дневники (60%), общаются с друзьями через Skype (20%), в чатах и различных социальных сетях (57%). Более четверти детей проводят в сети от 7 до 14 часов в неделю – т.е. около 1-2 часов в день, каждый шестой ребенок – от 14 до 21 часа.

1.72 % обучающихся 4-х классов имеют доступ в сеть Интернет;

  1. 82 % учащихся используют интернет с целью поиска информации, 35% – для общения с друзьями, 30% – для игр;
  2. 60 % обучающихся осведомлены о рисках сети Интернет;

4.55% учителей и 59% родителей проводят беседы с детьми о правилах безопасности в сети Интернет;

  1. 54% родителей контролируют выход детей в Интернет и 60% – ставят защиту на опасные и подозрительные сайты;

6.12% обучающимся случалось посещать подозрительные и опасные сайты;

Из анализа ответов видно, что, помимо перечисленных рисков, интернет несет еще одну опасность, напрямую связанную с личностными изменениями пользователей, – развитие интернет – зависимости. Подростки в наибольшей степени подвержены этой угрозе.
Таким образом, в число интернет – угроз, подстерегающих юных пользователей, входят:

1.Доступ к нежелательному содержимому;

2.Сообщение конфиденциальной информации собеседникам в сети;

3.Контакты с незнакомыми людьми посредством чатов, интернет – пейджеров, электронной почты;

4.Угроза заражения компьютера вредоносным ПО;

5.Неконтролируемые покупки в интернет – магазинах и т.д.

В связи с вышеизложенным, возникла острая необходимость в просвещении подрастающего поколения на предмет знания элементарных правил отбора информации, а также умения ею пользоваться без вреда для своего эмоционального и физического состояния.

Задачи:

1.Информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью несовершеннолетнему;

2.Информирование учащихся о способах незаконного распространения информации в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи; – обучение детей и подростков правилам ответственности и безопасности пользования услугами Интернета и мобильной связи;

3.Предупреждения совершения учащимися правонарушений.

Одним из главных методов освоения программы курса «Медиабезопасность в сети Интернет» является метод творческих проектов. Этот метод обучения подразумевает выполнение учениками, под руководством учителя, творческого проекта, результатом которого является информационный объект. Для проведения творческих защит и развития коммуникативных качеств учащихся планируется к применению следующий способ образования разновозрастных и разноуровневых по составу групп: учитель назначает учеников, которые осуществляют набор ребят в свои группы, затем в созданных группах выбираются новые групповоды. Данный способ помогает развитию коммуникативных навыков учеников, дает им шанс активного взаимодействия, учебного сотрудничества.

Данная программа включает в себя разделы:

1.ТБ. Правила поведения в кабинете информатики

2.Учимся работать на ПК

3.Основные устройства компьютера. Работа в текстовом редакторе

4.Знакомство с сетью Интернет. Опасности, угрозы, риски

5.История развития Интернет. Работа в электронной почте.

6.Опасности в сети.  Вредоносные программы. Виртуальные друзья. 7.Кибербуллинг. Социальные сети.

8.Правила безопасного общения в сети. Интернет – мошенники.

9.Интернет – зависимость. Виртуальные экскурсии.

10.Правила безопасного серфинга в интернет-пространстве.

Учащиеся приняли активное участие в городском конкурсе плакатов и рисунков «Интернет глазами детей», организованном при поддержке городской общественной организации «Белая Русь». По итогам конкурса в школе была устроена выставка творческих работ и проведено мероприятие «Виртуальная экскурсия по сети Интернет». Совместно с педагогом – психологом школы разработаны методические рекомендации по медиабезопасности для педагогов и родителей.

С целью отслеживания динамики эффективности проводимого программного курса, было проведено повторное анкетирование учащихся начальной школы.

Результаты показали, что:

  1. 80 % обучающихся 4-х классов имеют доступ в сеть Интернет;

2. 85 % учащихся используют интернет с целью поиска информации, 37% – для общения с друзьями, 28% – для игр;

3. 87 % обучающихся осведомлены о рисках сети Интернет;

4. 82% учителей и 76% родителей проводят беседы с детьми о правилах безопасности в сети Интернет;

5. 68% родителей контролируют выход детей в Интернет и 63% – ставят защиту на опасные и подозрительные сайты;

6. 11% обучающимся случалось посещать подозрительные и опасные сайты;

Вывод: в результате реализации программы курса наблюдается положительная динамика уровня осведомленности учащихся, родителей, педагогов; увеличилось количество родителей, осуществляющих систематический контроль за выходом детей в Интернет, использующих антивирусную  защиту, программы родительского контроля.

Медиабезопасность ребенка – это задача и семейного и школьного воспитания. Современный этап жизни российского общества, связанный с глобализацией информационного пространства, создает новые проблемы для развития личности. В социальном пространстве информация распространяется быстро, благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни. Современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Пропаганда жестокости средствами СМИ, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой, т.к. напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степени зрелости личности и готовности ее к самореализации в обществе. Необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного, нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа – услугах и электронных СМИ – требование международного права. Это гарантировано и законами Российской Федерации.

Литература:

1.Сергиенко Е.А. Когнитивная репрезентация в раннем онтогенезе человека // Ментальная репрезентация: динамика и структура. М., 1998. С. 135-163., с. 136 5. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. М., 2002.

  1. Горбунова Л.Н., Анеликова Л.А., Семибратов А.М., Смирнов Н.К., Сорокина Е.В., Тре- тьяк Т.М. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. [Текст] Учебно-методический комплект. – М.: СОЛОНПРЕСС, 2010. – 176 с.: ил.

2.Сергиенко Е.А. Когнитивная репрезентация в раннем онтогенезе человека // Ментальная репрезентация: динамика и структура. М., 1998. С. 135-163., с. 136 3. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. М., 2002.

4.«Википе́дия» — общедоступная универсальная интернет-энциклопедия со свободным контентом; www.wikipedia.org .

5.Письмо Минобрнауки России от 28.09.2011 г. № АП 1057/07 «О правилах подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контентной фильтрации доступа к сети интернет».

  1. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ;
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ г. Москва «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Медиабезопасность в сети Интернет