автор: Кайгородцева Елена Борисовна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад№ 370»

Образовательный проект «Животные и дети-лучшие друзья на свете»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 370»

Совместный образовательный проект учителя-логопеда и воспитателей (группа №5)

« Животные и дети -лучшие друзья на свете»

                                                                     Авторы: Салахова Д.Т.-учитель-логопед

                                                                                 Кайгородцева Е.Б.-воспитатель

                                                                                 Гребенщикова Л.В.- воспитатель

                                                      

 Пермь 2024

  Логопедическая работа с дошкольниками в сочетании с театрализованной деятельностью и знакомством с русским фольклором развивает активную, правильную, эмоционально насыщенную речь дошкольника. 

Актуальность проекта 

       Традиционно система коррекционной помощи дошкольникам осуществляется комплексно и направлена на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения. Для формирования грамматически правильной связной речи  необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с детских лет к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность, которая является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованная деятельность предоставляет возможность использовать театральное искусство и как своеобразный инструмент психической и речевой коррекции, обеспечивающий гармоничное развитие личности ребенка. Творческий характер деятельности, реализуемый в театральных постановках, поддержание положительного эмоционального настроя в их ходе и по окончанию, необходимость совершенного владения речью, ее выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития способностей детей.

 

Вид проекта: Познавательно-речевой, творческий.

Участники проекта: Дети, учитель-логопед, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели)

 

Цель: формирование знаний о домашних  и диких животных и их детенышей. Создание условий для коррекции недостатков речи посредством театрализованной деятельности.

Развитие познавательных и творческих способностей детей.

 

Задачи: 

Пополнить, уточнить и активизировать словарь по темам.

Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности. 

Развивать связную речь через составление рассказов по картинам и сериям картин.

Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки.

Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, кукольный); распределять между собой обязанности и роли.

Развивать общую и мелкую моторику; вырабатывать правильный речевой выдох и артикуляционные уклады; развивать фонематический слух.

Привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности, к развитию правильной речи ребенка, традиции семейного чтения.

Гипотеза: Организация логопедической работы с дошкольниками посредством театрализованной деятельности будет способствовать развитию активной, правильной, эмоционально насыщенной речи дошкольника.

Ожидаемый  результат.

 

– Расширение кругозора детей о диких и домашних  животных и их детенышах.

– Пополнение предметно-развивающей среды по темам.

– Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Сплоченность детского коллектива.

– Творческий подход родителей к выполнению домашних заданий при составлении рассказов.

– Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.

Формы и методы работы:

НОД;

Индивидуально-подгрупповая работа;

игры-драматизации;

театрализованные игры с использованием пальчикового и перчаточного театров;

выставки рисунков и поделок;

просмотр мультфильмов по темам с последующими беседами;

просмотр презентаций;

подвижные и настольно-печатные игры по темам;

консультации для родителей.

Предметно-развивающая среда: 

1.Дидактические игры.

  1. Пальчиковые игры 
  2. Игры на развитие дыхания: 

Игра «Снежинки»

Игра «Петушок»

 

  1. Игры на формирование фонематического слуха и чувства ритма .
  2. Игры – драматизации: 

Игра «Маша и медведь»

Игра «Три медведя»

Игра «Как щенок друзей нашел»

Игра «Волк и семеро козлят»

Игра «Репка»

  1. Театрализованные игры (каталог кабинета логопеда). 
  2. Аудио – и видеозаписи по теме: 

«Просята», «Мишка косолапый», «Два мышонка», «Десять зайцев», «Два козлика»  С. и Е. Железновы для развития мелкой моторики;

«Мыши», «Медвежата», «Охотник и заяц» С. и Е. Железновы (CD – диск) физминутки для развития общей моторики;

Мультфильм «Непослушный котенок»  

Мультфильм «Три медведя»

  1. Презентации:

«Как приручили животных» 

«Жилища диких зверей» 

«Скотный двор» ;«Школа веселого Колобка»

«Детеныши диких и домашних животных» 

  1. Детские раскраски.
  2. Разные виды трафаретов.
  3. Конструкторы  «Скотный двор», «Обитатели леса».
  4. Настольно-печатные игры по темам (каталог кабинета логопеда и группы).
  5. Конспект обобщающего занятия с использованием икт 

 

  1. Консультации для родителей (каталог кабинета логопеда).

 

Этапы реализации проекта:

 

I этап – подготовительный  (с 29.01 по 01. 02. 2024г.)

 Обсуждение цели, задачи с педагогами, детьми и родителями.

 Создание необходимых условий для реализации проекта.

 Перспективное планирование проекта.

 Подбор и обновление методических материалов по темам.

 

II этап – основной (практический).

 Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников:

о домашних животных и их детенышах с 05.02.24 по 08.02.24.

о диких зверях нашего леса  с 12.02.24 по 15.02.24

 

III этап – заключительный.

 Подведение итогов в виде обобщающего занятия по темам. 

 

Содержание работы в процессе реализации проекта.

 

  1. Игровая деятельность: (логопед, воспитатели, родители)

 Дидактические игры.

 Настольно-печатные игры.

 Пальчиковые игры.

 Игры на развитие артикуляционной моторики и мимики.

 Подвижные игры.

 Игры на развитие дыхания.

 Игры на развитие фонематического слуха.

 Игры-драматизации.

 

  1. Познавательная деятельность: (логопед и воспитатели)

 Формирование целостной картины мира.

 ФЭМП.

Логопедические занятия.

 

III. Беседы (логопед и воспитатель).

 

  1. Просмотр мультфильмов (логопед и воспитатели).

 

  1. Художественное творчество: (воспитатели)

 Рисование.

 Лепка из пластилина (нетрадиционные способы).

 Аппликация (нетрадиционные способы).

 

  1. Работа с родителями (логопед и воспитатели)

Консультации.

Папки-передвижки.

Индивидуальные беседы и консультации.

 

Основные направления логопедической работы с детьми по проекту: 

 

– артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах: « покажите, как волк скалит клыки», «как дышит собачка, высунув широкий язычок»); 

– задания для развития речевой интонационной выразительности логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша «речь с движением»); 

 

коррекционно-развивающие игры: 

 

– развитие памяти с расширением словарного запаса – «какая бывает коза…» (по кругу подобрать и запомнить определения); 

– загадали загадки – припомнили отгадки, провели «4-й лишний» по отгадкам; 

– слуховое восприятие – «узнай по описанию героя сказки», «нарисуй по описанию», «здесь что-то не так»- небылицы; 

-логическое мышление «что сначала, что потом» (коза или козлѐнок); 

– ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов «коза-козлѐнок, петух -…»; 

– грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование); 

– звуко-слоговую структуру («прошагай, кто из героев быстрее доберѐтся до леса»); 

– воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы; « продолжи красиво …», «капельки росы сверкают на солнце, как…»; 

– развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); 

– лексику (за счѐт смежных тем идѐт обогащение и активизация словаря); 

– упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы; 

– театральные этюды (схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединѐнных сюжетом – «где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»); 

– игры-драматизации (в них главное – свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе). 

 

Результаты реализации проекта. 

Расширен кругозор детей о домашних  и диких животных и их детенышах.

Пополнен и уточнен словарный запас по темам.

Пополнена предметно – развивающая среда:  литературой,  иллюстрациями, каталогами игр, стихотворениями, рассказами, загадками, конспектами и презентациями. 

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. 

 

Образовательный проект «Животные и дети-лучшие друзья на свете»