автор: Кайгородцева Елена Борисовна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад№ 370»
Образовательный проект «Животные и дети-лучшие друзья на свете»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 370»
Совместный образовательный проект учителя-логопеда и воспитателей (группа №5)
« Животные и дети -лучшие друзья на свете»
Авторы: Салахова Д.Т.-учитель-логопед
Кайгородцева Е.Б.-воспитатель
Гребенщикова Л.В.- воспитатель
Пермь 2024
Логопедическая работа с дошкольниками в сочетании с театрализованной деятельностью и знакомством с русским фольклором развивает активную, правильную, эмоционально насыщенную речь дошкольника.
Актуальность проекта
Традиционно система коррекционной помощи дошкольникам осуществляется комплексно и направлена на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения. Для формирования грамматически правильной связной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с детских лет к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность, которая является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованная деятельность предоставляет возможность использовать театральное искусство и как своеобразный инструмент психической и речевой коррекции, обеспечивающий гармоничное развитие личности ребенка. Творческий характер деятельности, реализуемый в театральных постановках, поддержание положительного эмоционального настроя в их ходе и по окончанию, необходимость совершенного владения речью, ее выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития способностей детей.
Вид проекта: Познавательно-речевой, творческий.
Участники проекта: Дети, учитель-логопед, воспитатели группы.
Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели)
Цель: формирование знаний о домашних и диких животных и их детенышей. Создание условий для коррекции недостатков речи посредством театрализованной деятельности.
Развитие познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
Пополнить, уточнить и активизировать словарь по темам.
Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности.
Развивать связную речь через составление рассказов по картинам и сериям картин.
Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки.
Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, кукольный); распределять между собой обязанности и роли.
Развивать общую и мелкую моторику; вырабатывать правильный речевой выдох и артикуляционные уклады; развивать фонематический слух.
Привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности, к развитию правильной речи ребенка, традиции семейного чтения.
Гипотеза: Организация логопедической работы с дошкольниками посредством театрализованной деятельности будет способствовать развитию активной, правильной, эмоционально насыщенной речи дошкольника.
Ожидаемый результат.
– Расширение кругозора детей о диких и домашних животных и их детенышах.
– Пополнение предметно-развивающей среды по темам.
– Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Сплоченность детского коллектива.
– Творческий подход родителей к выполнению домашних заданий при составлении рассказов.
– Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
Формы и методы работы:
НОД;
Индивидуально-подгрупповая работа;
игры-драматизации;
театрализованные игры с использованием пальчикового и перчаточного театров;
выставки рисунков и поделок;
просмотр мультфильмов по темам с последующими беседами;
просмотр презентаций;
подвижные и настольно-печатные игры по темам;
консультации для родителей.
Предметно-развивающая среда:
1.Дидактические игры.
- Пальчиковые игры
- Игры на развитие дыхания:
Игра «Снежинки»
Игра «Петушок»
- Игры на формирование фонематического слуха и чувства ритма .
- Игры – драматизации:
Игра «Маша и медведь»
Игра «Три медведя»
Игра «Как щенок друзей нашел»
Игра «Волк и семеро козлят»
Игра «Репка»
- Театрализованные игры (каталог кабинета логопеда).
- Аудио – и видеозаписи по теме:
«Просята», «Мишка косолапый», «Два мышонка», «Десять зайцев», «Два козлика» С. и Е. Железновы для развития мелкой моторики;
«Мыши», «Медвежата», «Охотник и заяц» С. и Е. Железновы (CD – диск) физминутки для развития общей моторики;
Мультфильм «Непослушный котенок»
Мультфильм «Три медведя»
- Презентации:
«Как приручили животных»
«Жилища диких зверей»
«Скотный двор» ;«Школа веселого Колобка»
«Детеныши диких и домашних животных»
- Детские раскраски.
- Разные виды трафаретов.
- Конструкторы «Скотный двор», «Обитатели леса».
- Настольно-печатные игры по темам (каталог кабинета логопеда и группы).
- Конспект обобщающего занятия с использованием икт
- Консультации для родителей (каталог кабинета логопеда).
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (с 29.01 по 01. 02. 2024г.)
Обсуждение цели, задачи с педагогами, детьми и родителями.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Перспективное планирование проекта.
Подбор и обновление методических материалов по темам.
II этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников:
о домашних животных и их детенышах с 05.02.24 по 08.02.24.
о диких зверях нашего леса с 12.02.24 по 15.02.24
III этап – заключительный.
Подведение итогов в виде обобщающего занятия по темам.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
- Игровая деятельность: (логопед, воспитатели, родители)
Дидактические игры.
Настольно-печатные игры.
Пальчиковые игры.
Игры на развитие артикуляционной моторики и мимики.
Подвижные игры.
Игры на развитие дыхания.
Игры на развитие фонематического слуха.
Игры-драматизации.
- Познавательная деятельность: (логопед и воспитатели)
Формирование целостной картины мира.
ФЭМП.
Логопедические занятия.
III. Беседы (логопед и воспитатель).
- Просмотр мультфильмов (логопед и воспитатели).
- Художественное творчество: (воспитатели)
Рисование.
Лепка из пластилина (нетрадиционные способы).
Аппликация (нетрадиционные способы).
- Работа с родителями (логопед и воспитатели)
Консультации.
Папки-передвижки.
Индивидуальные беседы и консультации.
Основные направления логопедической работы с детьми по проекту:
– артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах: « покажите, как волк скалит клыки», «как дышит собачка, высунув широкий язычок»);
– задания для развития речевой интонационной выразительности логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша «речь с движением»);
коррекционно-развивающие игры:
– развитие памяти с расширением словарного запаса – «какая бывает коза…» (по кругу подобрать и запомнить определения);
– загадали загадки – припомнили отгадки, провели «4-й лишний» по отгадкам;
– слуховое восприятие – «узнай по описанию героя сказки», «нарисуй по описанию», «здесь что-то не так»- небылицы;
-логическое мышление «что сначала, что потом» (коза или козлѐнок);
– ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов «коза-козлѐнок, петух -…»;
– грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);
– звуко-слоговую структуру («прошагай, кто из героев быстрее доберѐтся до леса»);
– воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы; « продолжи красиво …», «капельки росы сверкают на солнце, как…»;
– развитие мелкой моторики (пальчиковые игры);
– лексику (за счѐт смежных тем идѐт обогащение и активизация словаря);
– упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы;
– театральные этюды (схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединѐнных сюжетом – «где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»);
– игры-драматизации (в них главное – свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе).
Результаты реализации проекта.
Расширен кругозор детей о домашних и диких животных и их детенышах.
Пополнен и уточнен словарный запас по темам.
Пополнена предметно – развивающая среда: литературой, иллюстрациями, каталогами игр, стихотворениями, рассказами, загадками, конспектами и презентациями.
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.