Сценарий мастер-класса «Как использовать кейс-метод при обучении старших дошкольников правилам дорожного движения»
Участники
Ведущий, педагоги.
Цель
Научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми.
Задачи
Расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и его применении; создать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов; повысить их профессиональное мастерство.
Оборудование
Раздаточный материал для каждого педагога: планшеты с листами бумаги, карандаш; раздаточный материал на каждую малую группу: буклет к кейс-методу, кейсы № 1, № 2; кейс «Дети на дороге» (1 экз.), кейс-игра «Светофор» (1 экз.), кейс-игра «Едет, летает, плавает» (1 экз.), материалы для кейса «Правила дорожного движения» (2 экз.); образец сертификата «Юный автоинспектор», образцы именных конвертов, листов воспитанников, тематических наклеек.
Примерное время
1 час.
Вступительная часть
1 минута
Ведущий
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я научу вас использовать кейс-метод для обучения старших дошкольников правилам дорожного движения, покажу эффективные приемы работы над кейсом. Прежде чем мы начнем, запишите, пожалуйста, на листе планшета то, что вы чувствуете сейчас, в начале мастер-класса. Это может быть слово, фраза, например, «любопытно», «хочу узнать новый метод», «скорее бы все закончилось».
Участники записывают свои чувства, осуществляют входную рефлексию.
1
Демонстрация кейс-метода
5 минут
Ведущий
Уважаемые коллеги, напомню вам суть кейс-метода: педагог обозначает проблемную ситуацию, дети анализируют ее и совместно находят одно или несколько решений. Сам кейс представляет собой комплект из текстовых документов или картинок, фотографий, носителей аудио- или видеоинформации и других материалов, которые обозначают проблемную ситуацию. Для того чтобы вы лучше поняли и освоили кейс-метод, я раздам вам кейсы с заданиями и мы совместно решим их. Я буду выступать в роли воспитателя, а вы – воспитанников.
Ведущий делит участников на рабочие группы (по 3–4 человека).
1
Фотокейсы и кейсы-иллюстрации
10 минут
Ведущий
С детьми дошкольного возраста специалисты рекомендуют использовать практические кейсы, то есть те, которые отражают реальные жизненные ситуации. Фотокейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма таких кейсов.
Ведущий раздает кейс № 1, который содержит фото дорожных ситуаций, дорожных знаков, кармашки цвета светофора – красный, желтый, зеленый.
1
Ведущий
Посмотрите, пожалуйста, кейс и назовите, что лежит в нем.
Участники называют.
2
Ведущий
Как вы думаете, что можно сделать с данными картинками?
3
Участники
Разложить картинки по кармашкам. В красный – запрещающие дорожные знаки,фото опасных дорожных ситуаций. В желтый – предупреждающие знаки, в зеленый – разрешающие.
4
Ведущий
Все верно. Пожалуйста, выполните задание.
Участники выполняют задание, решают кейс.
5
Ведущий
Фотокейсы и кейсы-иллюстрации вы можете использовать в образовательной ситуации, в совместной и самостоятельной деятельности детей. Чтобы дети решили эти кейсы, их не нужно специально к этому подготавливать и объяснять алгоритм действий.
6
Кейсы-вариации и догадки
10 минут
Ведущий
Кейсы-вариации и догадки научат ребенка распознавать возможную проблемуи работать с вариантами развития событий.
Ведущий раздает рабочим группам кейс № 2 с серией опорных картинок, предметными картинками и картинками-ребусами.
1
Ведущий
В этом кейсе – серия опорных картинок, с помощью которых ребенок сможетосознать связи между предметами и построить варианты развития событий. Откройте кейс и расскажите, что изображено на опорных картинках.
2
Участники
Изображение мяча, машины, плачущего ребенка.
3
Ведущий
Как вы считаете, что могло случиться?
4
Участники
Например, мяч укатился на дорогу, ребенок заплакал.
5
Ведущий
Как должен правильно поступить ребенок, если он оказался в этой ситуации?
6
Участники
Позвать на помощь взрослого.
7
Ведущий
А как можно было избежать этой ситуации, что не нужно было делать ребенку?
8
Участники
Не нужно было играть рядом с проезжей частью.
9
Ведущий
Все верно. Также вы видите в этом кейсе предметные картинки, которые демонстрируют источники опасности. Работа с такими картинками интересна детям. Картинка побуждает детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его опасные стороны. Вот, например, в кейсе есть изображение обычного мяча. Сколько с ним можно предположить вариантов опасных ситуаций! Приведите, пожалуйста, примеры, в каких случаях мяч может стать источником опасности.
10
Участники
Мяч выкатился на дорогу, выпал из окна машины, дети подрались из-за мяча.
11
Ведущий
Верно. Загляните снова в кейс, что вы еще там видите?
12
Участники
Ребусы-картинки.
13
Ведущий
Давайте попробуем их отгадать.
Участники отгадывают ребусы.
14
Ведущий
Расскажите, какие ответы у вас получились.
Вместе рассматривают отгадки ребусов.
15
Ведущий
Итак, коллеги, вы видите, что при всем многообразии кейсы имеют типовую внутреннюю структуру. Как правило, кейс включает в себя:– ситуацию – случай, проблему, историю из жизни;– контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;– комментарии к ситуации, которые озвучивает педагог;– вопросы или задания для работы с кейсом;– приложения в форме иллюстрации, носителей аудио-, видеоматериалов, тестов.
16
Демонстрация кейс-игр
10 минут
Ведущий
Для детей можно придумать кейс-игру. Для такого кейса используйте легкие, удобные материалы, чтобы их можно было положить в карман. Пожалуйста, встаньте в круг.
Участники встают в круг, ведущий раздает им кейс-игры «Светофор», «Едет, летает, плавает».
1
Кейс-игра «Светофор».
Ведущий
Откройте, пожалуйста, первый кейс – «Светофор». В нем вы видите красный, желтый и зеленый круги, а также фото с вариантами движений. Дети могут посмотреть на фото, совместить с цветами светофора и самостоятельно организовать игровую деятельность. Например, зеленый – ходьба по кругу, желтый – похлопать в ладоши, красный – стой. Ну что – поиграем в игру?
Участники играют в игру. Ведущий показывает поочередно круги светофора,
а участники выполняют соответствующее движение.
2
Кейс-игра «Едет, летает, плавает».
Ведущий
Предлагаю открыть второй кейс-игру. В нем вы видите изображения машины, самолета, корабля, поезда. Ваша задача (задача детей) – исполнить имитационные движения и звуки по картинке. «Машина» – руки на «руле», имитационное движение езды на машине со звуком «ррр»; «самолет» – руки в стороны со звуком «ууу», «корабль» – волнообразные движения руками с прерывистым звуком «у-у-у», поезд – круговые движения руками со звуком «чух-чух».
Участники играют.
3
Ведущий
Отлично! Такие кейс-игры помогут дошкольникам в увлекательной форме закрепить правила дорожного движения, знания цветов светофора, видов транспорта.
4
Самостоятельная работа
10 минут
Ведущий
А сейчас я предлагаю вам, коллеги, пройти к столу. Разделитесь на две группы исоберите кейс «Правила дорожного движения». Вложите в кейс необходимые игры и упражнения по направлениям развития. Первая команда –познавательное, социально-коммуникативное развитие, вторая команда – художественно-эстетическое развитие.
Участники подходят к столу, где лежат необходимые материалы, и складывают кейсы.
1
Ведущий
Молодцы! У вас все замечательно получилось. Можете присаживаться на места.
Участники возвращаются на места.
2
Ведущий
Коллеги, поощряйте и стимулируйте детей на решение кейсов. За активную работу, правильные решения раздавайте тематические наклейки. Сопроводите кейсы именными конвертами или листами для накопления наклеек или других форм поощрения. Разработайте сертификат «Юный автоинспектор» и правила его получения. Такой «документ» будет стимулировать дошкольников узнать и запомнить правила дорожного движения.
Ведущий демонстрирует и дает участникам рассмотреть образцы именных конвертов, листов, сертификата «Юный автоинспектор», тематических наклеек.
3
Закрепление материала
10 минут
Ведущий
Чтобы закрепить знания, которые вы сегодня получили, предлагаю решить кейс«Дети на дороге». Я снова исполню роль педагога, а вы – дошкольников. Информация в кейсе представлена в виде сказки. Ведущий и участники решают кейс.
1
Подведение итогов
5 минут
5 минут
Ведущий
Уважаемые коллеги, подведем итоги мастер-класса. Сегодня мы с вами познакомились с кейс-технологией, научились применять ее для обучения дошкольников правилам дорожного движения. Предлагаю вам продолжить фразу: «Меня заинтересовала технология, потому что…» или «Меня не заинтересовала технология, потому что…».
Участники отвечают. Варианты ответов: «позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход», «дает возможность использовать на практике полученные знания», «позволяет изучить сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни».
1
Ведущий
А теперь, коллеги, предлагаю вернуться к вашим записям в начале занятия и на-писать слово, фразу, которая отражает ваши эмоции сейчас, в конце мастер-класса. Например, «было интересно», «понравилось», «буду использовать», «ничего нового для меня не было». Оцените свою фразу или высказывание, сравните их с первоначальной записью.Спасибо за совместную работу! Желаю вам успехов в применении кейсов дляобучения детей безопасности на дороге. Как говорится в новой народной мудрости: «Умный учится на чужих ошибках, а очень умный – на кейсах!».
2