Как организовать и проконтролировать изучение ОДНКНР в 2023/24 учебном году

Елена Крылова, директор КОГОБУ «Лицей № 9 г. Слободского», опыт работы заместителем директора по УВР – более 10 лет, финалист конкурса «Завуч года», руководитель региональной инновационной площадки «Опорная школа как ресурсный центр» на базе лицея
Елена Ильяшенко, эксперт Системы Завуч, стаж работы заместителем директора по содержанию образования – более 10 лет, к. п. н., доцент

Школам надо по-новому преподавать ОДНКНР из-за изменений во ФГОС ООО – 2021 и внедрения ФОП ООО.

К 1 сентября 2023 года необходимо перестроить преподавание ОДНКНР. В рекомендации читайте, что изменится с 2023/24 учебного года. Смотрите, как организовать обучение ОДНКНР, как составить рабочую программу и по каким учебникам преподавать.

Что изменится в преподавании ОДНКНР с 2023/24 учебного года

С 2023/24 учебного года в школах начнут поэтапно вводить учебный предмет ОДНКНР. В 2022 году ОДНКНР включили в перечень обязательных учебных предметов (приказ Минпросвещения от 18.07.2022 № 568). Кроме того, в стандарте конкретизировали предметные результаты для учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 45.8 ФГОС ООО – 2021).

Раньше в стандарте не было отдельного предмета ОДНКНР, была только предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Школы сами включали в эту область учебные курсы или модули, которые выбрали школьники и родители. После поправок во ФГОС ООО 2021 года появился учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 33.1 ФГОС ООО – 2021).

Варианты учебных планов в ФОП ООО регламентируют изучение ОДНКНР в 5–6-м классе по 1 часу в неделю. Однако федеральной рабочей программы по ОДНКНР в ФОП ООО нет. Минпросвещения рекомендовало отложить разработку рабочей программы по ОДНКНР до лета. Ведомство в письме от 03.03.2023 № 03-327 проинформировало, что планирует включить в ФОП федеральные рабочие программы по предметам, которые обязательны для изучения, до 1 июня 2023 года.

Также с 2022 года необходимо учитывать концепцию преподавания предметной области ОДНКНР (протокол решения ФУМО от 29.04.2022 № 2/22). По концепции для изучения ОДНКНР необходим единый учебный курс, который будет учитывать федеральную и региональную специфику. В рамках федерального уровня школьники будут изучать значимые для всей Российской Федерации исторические события, культурные явления и достояния. В рамках регионального уровня ученики познакомятся с культурным наследием, ключевыми историческими личностями и самобытными историко-культурными явлениями своего региона.

Как организовать обучение в 2023/24 учебном году

В обновленном стандарте закрепили, что школьники будут изучать учебный предмет ОДНКНР с 5-го по 9-й класс (п. 33.1 ФГОС ООО – 2021). Варианты учебных планов в ФОП ООО регламентируют изучение ОДНКНР в 5–6-м классе по 1 часу в неделю. По мнению редакции, это связано с тем, что в 2023/24 году по обновленным ФГОС будут учиться школьники 5-х и 6-х классов. Редакция допускает, что следующим этапом будет введение ОДНКНР в 7–9-х классах через изменение ФОП ООО.

В 2023/24 учебном году включите ОДНКНР в обязательную часть учебного плана ООО по ФГОС-2021 и ФОП. Если в 2022/23 учебном году в 5-х классах не преподавали ОДНКНР, добавьте в учебный план 6-х классов еще 1 час на изучение предмета помимо 1 часа, который есть в федеральном учебном плане. В Методрекомендациях Минпросвещения предложило выделить дополнительный час на освоение ОДНКНР за 5–6-е классы в течение одного учебного года в рамках внеурочной деятельности (письмо от 03.03.2023 № 03-327).

Смотрите пример, как включить в учебный план ОДНКНР для 5–6-х классов в 2023/24 учебном году.

Пример

Как включить ОДНКНР в учебный план по ФГОС ООО – 2021 в 2023/24 учебном году

Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего Форма промежуточной аттестации
Классы 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й
Обязательная часть
<…> <…> <…> <…> <…> <…> <…> <…> <…>
Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России 1 1 2 Проект
<…> <…> <…> <…> <…> <…> <…> <…> <…>
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
<…> <…> <…> <…> <…> <…> <…> <…>
Курсы внеурочной деятельности
<…> <…> <…> <…> <…> <…> <…> <…>
Традиции и культурное наследие народов России 1 1 Проект
<…> <…> <…> <…> <…> <…> <…> <…>

Вы вправе увеличить время на изучение ОДНКНР с помощью дополнительных курсов с измененными названиями. Добавьте их в формируемую часть самостоятельными курсами или модулями. Проследите, что учебные курсы или модули учитывают особенности региона. Также включите ОДНКНР во внеурочную деятельность. Так вы учтете требования концепции преподавания предметной области «ОДНКНР».

Ситуация

Надо ли выделять внутри ОДНКНР курсы или модули

Нет, не надо.

В 2022 году ОДНКНР включили в перечень обязательных учебных предметов (приказ Минпросвещения от 18.07.2022 № 568). Если раньше была только предметная область ОДНКНР и школам приходилось включать в эту область учебные курсы или модули по выбору школьников и родителей, то теперь этого делать не надо. После поправок во ФГОС ООО 2021 года появился учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 33.1 ФГОС ООО – 2021). Включайте его в учебный план как обычный учебный предмет.

Ситуация

Какой балл по шкале трудности у ОДНКНР

ОДНКНР нет в шкале трудности предметов уровня ООО (таблица 6.10 СанПиН 1.2.3685-21). Редакция Системы Завуч предлагает условно присвоить этому предмету количество баллов, равное количеству баллов по истории. Эксперты исходят из того, что ОДНКНР по своей трудности наиболее схож с историей. При этом для каждого класса сложность истории своя. В 5-м классе – 5 баллов, в 6-м – 8 баллов.

Как составить рабочую программу по ОДНКНР

Федеральной рабочей программы по ОДНКНР в ФОП ООО нет. Минпросвещения планирует разработать рабочие программы для всех обязательных учебных предметов к 1 июня 2023 года. Пока можно ориентироваться на примерную рабочую программу по ОДНКНР, которую разместили на сайте fgosreestr.ru.

Поручите учителям разработать проект рабочей программы для учебного предмета «ОДНКНР». Проконтролируйте, чтобы рабочая программа соответствовала требованиям ФГОС и Концепции преподавания ОДНКНР. Когда перечень федеральных рабочих программ в ФОП дополнят, останется привести рабочую программу по ОДНКНР в соответствие с федеральной. Предложите учителям, которые будут преподавать ОДНКНР, образец рабочей программы по новому ФГОС ООО – 2021.

По каким учебникам преподавать ОДНКНР

С 12 ноября 2022 года действует новый федеральный перечень учебников, который Минпросвещения утвердило приказом от 21.09.2022 № 858. Учебники по ОДНКНР из нового перечня исключили. Кроме того, в 2023/24 учебном году нельзя будет использовать учебники из «старого» перечня – срок их использования кончается 31 августа 2023 года.

Как действовать в такой ситуации – Минпросвещения разъяснило в письме от 21.02.2023 № АБ-800/03. Если учебника нет ни в новом, ни в «старом» ФПУ, то вместо учебника школа может использовать пособия, которые выпускают организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки от 09.06.2016 № 699. Исходя из этого выберете подходящий для вашей школы учебник по ОДНКНР.

Кому поручить обучение

Поручите вести занятия по ОДНКНР учителям, которые прошли специальную подготовку. Она едина для учителей по ОРКСЭ и ОДНКНР. В 2017 году Минобрнауки разработало примерную дополнительную профессиональную программу «Актуальные вопросы преподавания курса “Основы религиозных культур и светской этики”». По ней обучают региональные институты повышения квалификации (письмо департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки от 29.06.2017 № 08-1300).

Если учителя еще не прошли спецподготовку, то отправьте их на обучение. Вся программа рассчитана на 144 часа. Она включает базовый и профильно-модульный курсы. Содержание конфессиональных модулей разработали при участии представителей религиозных организаций и научного сообщества. Школа вправе самостоятельно определить, должен ли учитель пройти все модули курса или ему надо освоить только, например, конфессиональный модуль.

Учебный предмет ОДНКНР может преподавать любой учитель, который прошел подготовку, независимо от предмета, который он ведет.

Как оценить результаты учеников

Чтобы определить образовательные результаты школьников по ОДНКНР, разработайте систему оценки. Оформите систему оценки учебного предмета «ОДНКНР» в приложении к ООП ООО. Зафиксируйте в документе, по каким критериям будете оценивать устные и письменные ответы учеников. Еще включите требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию и график контрольных мероприятий.

Когда будете разрабатывать систему оценивания ОДНКНР, ориентируйтесь на требования ФГОС и концепции преподавания ОДНКНР. В концепции предлагают оценивать в первую очередь личностные результаты путем педагогического наблюдения и педагогической диагностики. Чтобы проконтролировать достижение метапредметных и предметных результатов, включите в перечень форм контроля проектные работы. Проведите промежуточную аттестацию по ОДНКНР и выставьте отметки.

Как проконтролировать преподавание ОДНКНР

Чтобы проверить качество преподавания ОДНКНР в школе, проанализируйте рабочие программы. Посетите уроки, занятия внеурочной деятельности, чтобы понять, какие формы и методы чаще всего используют учителя. Проведите собеседования с педагогами, чтобы выявить затруднения, а также наиболее эффективные формы работы.

Проанализируйте соответствие рабочих программ требованиям ФГОС, ФОП и концепции преподавания предметной области «ОДНКНР». На уроках обратите внимание, какие методы применяет учитель, как включает школьников в работу на уроках. Также посмотрите, как учитель оценивает результаты учеников.

Попросите педагогов оценить результативность каждого урока ОДНКНР, который они проводят. Главный результат урока – достижение его целей. С этой точки зрения научите педагогов ставить конкретные и достижимые цели уроков и использовать различные приемы получения обратной связи. Эффективность урока можно оценить по следующим признакам:

  • включение учеников в активную деятельность на уроке;
  • организация самостоятельной активной деятельности учеников на уроке;
  • поддержание познавательного интереса учеников в течение всего урока с помощью различных приемов;
  • освоение учениками новых элементов содержания, новых способов действий.

В педагогической теории и практике используют различные схемы анализа и самоанализа урока, например, по технологической карте В.П. Симонова. Посмотрите в справочнике ниже эту методику. Предложите учителям ее использовать.

Еще вы можете составить для учителей план экспресс-самоанализа урока. Так учителя смогут быстро проанализировать и исправить недочеты в своих уроках. Воспользуйтесь примером ниже.

Пример

План систематического экспресс-самоанализа урока

  1. Место данного урока в теме и изучении предмета.
  2. Ключевая цель урока.
  3. Обоснование типа урока и используемых средств обучения.
  4. Сопоставление задуманного и реализованного.

Зафиксируйте, своевременно ли заполняют учителя электронный журнал, соответствует ли пройденное на уроке календарно-тематическому планированию. Оцените накопляемость и объективность отметок. Зафиксируйте, соответствует ли домашнее задание требованиям положения о домашнем задании.

Проконтролируйте внеклассную работу по ОДНКНР. Проанализируйте, как реализуется предметная область во внеурочной деятельности и в рамках календарного плана воспитательной работы. Посетите занятия внеурочной деятельности, воспитательные мероприятия по ОДНКНР. Оцените, как они способствуют достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП ООО. Организуйте анкетирование школьников и родителей, чтобы узнать их мнение. Результаты контроля внесите в справку.

Как организовать и проконтролировать изучение ОДНКНР в 2023/24 учебном году