автор: Калябин Николай Александрович
Учитель истории и обществознания Муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Физико-математический лицей № 38»
Педагогическое эссе “Смотри! (Значение шрифта Брайля в условиях инклюзивного образования)”
Смотри!!!
(Значение шрифта Брайля в условиях инклюзивного образования)
Смотри!!! Над крышами домов, оставляя едва видимый след, падала звезда! И вдруг, словно взорвавшись, она веером искр рассыпалась, растаяла в небе.
Смотри!!! Сатурн через окуляр телескопа был похож на мультяшного Чебурашку, удивленно склонившего ушастую голову, а лунные кратеры завораживали взгляд своим разнообразием и красотой. Телескоп, сделанный своими руками, открыл для меня совершенно новый мир: таинственный, бесконечный и удивительный.
Смотри!!! Такое привычное и обычное слово, и я с удивлением смотрел на сверкающие под ногами горы облаков после очередного прыжка с парашютом. Трудно описать красоту земли с километровой высоты, слегка прикрытую только дымкой и в какой-то момент начинающей стремительно приближаться, прижиматься к твоим ногам.
Говорят о красоте твоих глаз, об удивительном или удивленном взгляде… все верно, глаза действительно самый волшебный дар Бога или природы, дающий нам весь мир… прекрасный и такой родной…
Память, она бережно хранит этот мир, помогая видеть и радоваться жизни, даже после той личной трагедии – ранения при уничтожении боеприпасов времён Великой Отечественной войны и потери зрения в двадцать один год.
Сейчас мне пятьдесят восемь и жизнь моя по-прежнему полна и красотой любви в семье, и радостью общения с друзьями, возможностью учиться, удивляться, искать и находить ответы.
Более тридцати пяти лет отделяют меня от того дня, когда в госпитале мне дали в руки удивительную книгу и сказали: «Смотри!!!»- это был букварь для изучения азбуки Луи Брайля – удивительный дар людям, потерявшим зрение, дар – дающий надежду на сохранение независимости, свободы выбора жизненного пути.
Легко представить, и это ужасно, насколько более скудной была бы жизнь незрячего без этого удивительного изобретения. Даже в наши дни компьютеров, цифровых диктофонов и плееров, знание азбуки Брайля делает незрячего человека по-настоящему грамотным и способным учиться. Я могу так говорить о себе, о своих друзьях, оказавшихся в моем положении – умение читать и писать по Брайлю всегда меняло жизнь к лучшему, расширяя жизненный горизонт, открывая новые дороги…
Полгода госпиталей, операций и разочарований… зрение вернуть не удалось…
Выбор нового пути в жизни, каким он мог быть, не изучи я азбуку Брайля? Осенью я стал студентом педагогического института историко-филологического факультета, учился с радостью, учиться помогала любимая жена, студентка моего курса, удивительная девушка, молодая и красивая, не побоявшаяся связать свою судьбу с парнем, потерявшим зрение, полюбившая и возродившая мою жизнь.
Не улыбайтесь моим словам, но это был второй и самый главный дар Луи Брайля, если бы не он, я бы не решился пойти в институт и не встретил бы свою судьбу! Кто-то скажет – была бы другая… вероятно – да, но я-то другую «судьбу» не хочу!
Есть такая беда- человек, потерявший зрение в зрелые годы, не может читать по Брайлю так же быстро, как обучившийся этому в раннем детстве. Ученые говорят, что чувствительность пальцев уже ограничена, но для меня всегда было важнее умение быстро написать текст, а прочитать его можно и со скоростью тридцать страниц в час, медленной для чтения художественной литературы, но достаточной для изучения научной или диктовке ученикам в классе.
Для записей по Брайлю есть брайлевский прибор и грифель, но для меня настоящей революцией стало освоение брайлевской пишущей машинки, я стал писать свободно со скоростью «профессиональной машинистки»!
Не упрекайте за преувеличение, но я действительно печатаю быстрее, чем пишет любой здоровый человек.
Да, сейчас у меня есть компьютер и вот уже двадцать лет я не могу представить свою жизнь без этого помощника, но и сейчас многое я записываю именно на брайлевской пишущей машинке – это быстро и удобно.
Еще в детстве я увлекся радиоспортом. Азбука Морзе, коротковолновые радиостанции, конструирование и пайка радиосхем – это такой же огромный и интересный мир. Уже в институте я вернулся к занятиям спортсмена-коротковолновика, получил позывной индивидуальной радиостанции EA4LCW.
Я не случайно говорю о своих увлечениях, они не только приносят радость новых открытий и достижений, но и всегда окружают меня друзьями, единомышленниками.
Выпускник института, уже не студент, а учитель обычной городской массовой школы, в классе почти 40 учеников и все с удивлением смотрят на молодого учителя истории и обществознания. Я неплохо учился, диплом наполнен лишь пятерками и четверками, но детям это не очень важно, нужно было доказать, что я учитель. Каждый день по 5-6 уроков один, но не против, а вместе с такими разными и интересными учениками. Я почти наизусть знал учебный материал, читал много и увлеченно, но учительский конспект урока всегда лежал на столе. Таблицы, схемы и многое другое, все, что необходимо для записи детям на уроке, всегда у меня под рукой.
За тридцать три года работы в школе составлены и написаны тысячи конспектов и планов, менялись учебники, пополнялись и мои брайлевские материалы. Сейчас я учитель истории высшей категории физико-математического лицея и французский учитель Луи Брайль стал моим добрым наставником.
В наши дни компьютеров и принтеров меняются и расширяются возможности незрячего специалиста, сейчас я, как и очень многие набираю текст на обычной компьютерной клавиатуре, а распечатываю на брайлевском принтере. Смешно читать книги или смотреть фильмы, где показывают незрячего человека, неспособного освоить обычную массовую электронную технику и нуждающегося в особых клавиатурах или каких-то наклейках на клавиши, кто виноват в подобных заблуждениях?
Просто каждый компьютер, сотовый телефон или плеер должны быть оснащены программой речевого синтеза. Это нужно не только незрячим – в мире, где борятся за равные возможности, это вопрос справедливости! Человечество уже доказало, что бесчеловечность обходится обществу дороже всего. И такая техника уже появилась.
Сегодня много говорят об инклюзивном образовании, готовят учебные программы, специальное оборудование и это действительно необходимо, но самое главное- мы должны верить в себя, в людей. Стремись к своей цели найди свою мечту.
Все получится, жизнь засверкает яркими красками – Смотри!!!