автор: Каманина Наталья Михайловна

учитель русского языка и литературы ЧОУ ВО “МИДиС” Общеобразовательная школа “7 ключей”

Технология анализа стилистической специфики текста как инструмент работы с заданиями лингвистического характера

 

Заглавие: Технология анализа стилистической специфики текста как инструмент работы с заданиями лингвистического характера.

Автор: Каманина Н.М.

Аннотация: в статье рассмотрена проблема понимания текстов разной стилистической направленности в процессе их аналитического прочтения. Приведен пример реализации основных требований федеральных государственных стандартов основного общего образования и среднего общего образования в рамках процесса лингвистического анализа. Уделяется внимание работе с обучающимися старших классов в рамках подготовки к итоговой аттестации.

Теоретическая концепция стилистического анализа текстов является фундаментом для успешной работы с продуктами разного лингвистического содержания. Люди в процессе общения преломляют разные речеведческие ситуации относительного сформировавшейся  модели поведения в социуме. Большое внимание  лингвистике текста  стало уделяться в  во второй половине  XX в. , когда  появилось достаточное количество лингвистических работ, направленных на аналитическое осмысление текста не только с точки зрения  теории, но и его  практического применения. Интерес к тексту как лингвистическому и культурному явлению остается неизменно высоким и по сей день: вопрос, связанный с коммуникативным освоением информации, вызывает неподдельный интерес научной общественности.  В современных многочисленных работах, посвященных исследованию текста, рассматриваются различные его аспекты, производится практический анализ. Также предпринимается попытка построения аналитики текста и разработки типологии текстов или их характеристик по различным основаниям, обсуждаются проблемы понимания текста, рассматривается эмоционально-смысловая доминанта в разных направлениях.  

Вопрос о видах и способах лингвистического анализа текста является традиционным для научных исследований. Еще Н.М.Шанский писал о том, что лингвистический анализ текста – это исходная позиция филологов, без которой невозможен ни литературоведческий, ни семиотический, ни стилистический, ни филологический анализ текста. Целью лингвистического анализа является «выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении, причем лишь постольку, поскольку они связаны с пониманием литературного произведения как такового». 

На чем же строится качественный лингвистический анализ и какими навыками должен владеть специалист? Прежде всего подобный анализ текста невозможен без основательного владения нормами современного языкознания. Кодифицированные нормы литературного языка – это такие нормы, которым должны следовать все носители литературного языка. Любая грамматика современного русского литературного языка, любой его словарь есть не что иное, как его модифицирование.  Поэтому фиксируя в своей памяти изменения, компетентный исследователь текста понимает, что если следовать раз и навсегда установленным нормам, то есть опасность «уйти» от качественного стилистического осмысления текста в угоду своим сложившимся стереотипам. Это прекрасно понимали и ученые-языковеды, проводившие большую работу по пропаганде культуры речи, такие, как известнейшие лингвисты В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Л. В. Щерба, и многие другие. Ведь  без знания основ культуры речи в наше время трудно себе представить подлинного интеллигента. Как писал А. П. Чехов, «для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать».  Это, своего рода, фундамент, и с подобными аспектами учителя русского языка должны познакомить всех учащихся. Коммуникативная направленность в изучении русского языка состоит в реализации практической цели – формировании навыков общения. Очень важно, что  путь к этой цели – формирование практических навыков речи возможен путем качественного аналитического взгляда на текст, чему и способствует комплексный анализ текста. 

Задачи лингвистического анализа могут быть следующими:

-помочь осмыслить идею и сюжет произведения; 

-показать художественные средства, использованные для достижения своей цели;

-обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. 

При лингвистическом анализе текста не должен нарушаться основной

принцип – учет единства формы, содержания и функции рассматриваемого

языкового явления, так как именно единство, связность – основные черты текста

Но не стоит забывать, что при лингвистическом анализе текста не должен нарушаться основной принцип – «учет единства формы, содержания и функции рассматриваемого языкового явления», так как именно «единство», связность – основные черты текста. Относительно полный языковой разбор текста требует много времени и возможен только на специальных уроках, такая работа может найти место в системе проведения уроков развития речи, и именно системность таких уроков и приведет к результативности. Правильно организованная работа по лингвистическому анализу текста художественного произведения способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащегося. Одной из важнейших проблем, имеющих практическое значение в преподавании основ теории текста, является установление системы принципов лингвистического анализа текста. 

Виды лингвистического анализа текста

     В школьном обучении имеют  место такие  виды лингвистического анализа:

1.Смысловой – выяснение авторского намерения, цели, замысла 

Цель смыслового анализа – прийти к пониманию содержания и смысла текста. Понимание достигается восприятием и освоением всех информативных компонентов высказывания (заголовка, ключевых слов, понятий и мыслей текста, шрифтового оформления) и установлением многообразных связей и отношений между ними. 

Смысловой анализ может быть представлен следующим составом действий: 

1.Определение коммуникативной цели автора.

2.Определение темы.

3.Определение главной мысли (идеи).

4.Соотнесение темы и идеи с заголовком. Подбор других заголовков.

5.Выделение ключевых слов.

6.Осмысление шрифтового оформления.

7.Анализ имеющихся примеров. Приведение примеров.

8.Поиск ранее известного и нового.

9.Установление разнообразных смысловых связей между фактами, явлениями, понятиями, суждениями.

 2.Структурный – определение состава и смысловой взаимосвязи частей текста 

Особенность школьного структурного анализа состоит в  углублении смыслового анализа путем деления текста на смысловые части. Он обычно включает в себя следующий состав операций:

1.Членение текста на завершенные в тематическом или смысловом отношении части.

 2.Группировка частей по смыслу (или перегруппировка в более крупные или мелкие).

3.Установление смысловых связей между частями текста (предложениями).

4.Определение причин абзацного членения.

       3.Типологический – установление типовых особенностей текста (типового значения, композиции, средств языка)

Цель анализа – определить тип связного высказывания и доказать его типовую принадлежность. 

Содержание типологического анализа:

  1. Определить тип текста.

2.Указать его типовое значение.

3.Показать типовое строение (композицию).

4.Привести примеры типовых языковых средств. 

4.Языковой анализ – выявление зависимости отбора языковых средств от коммуникативного намерения и замысла автора: 

а) стилистический- обоснование принадлежности текста к определенному функциональному стилю путем выявления стилеобразующих языковых средств; 

б) синтаксический – выявление грамматического строения текста как синтаксической единицы языка;

Синтаксический анализ текста включает разбор словосочетания, простого предложения, сложного предложения.

Для синтаксического разбора можно брать словосочетания как вне предложения, так и из предложения и из текста.

Порядок синтаксического разбора словосочетания.

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Рассказать о строении словосочетания: найти главное и зависимое слово и указать, какими частями речи они выражены; определить способ синтаксической связи.
  3. Указать грамматическое значение словосочетания.

Основные умения и навыки учащихся, необходимые для развития мышления и речи, формируются при изучении простого предложения. Синтаксический разбор предложений надо проводить так, чтобы учащиеся видели строение и значение предложения, думали над их соотношением. Для этого нужно привлекать внимание к стилистической стороне анализируемых предложений.

Синтаксический разбор простого предложения проводится на всех этапах обучения русскому языку, но с указанием тех его свойств, которые известны учащимся.

Порядок синтаксического разбора простого предложения.

  1. Найти грамматическую основу предложения и установить, что оно простое.
  2. Назвать тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
  3. Рассказать о строении предложения:

а) двусоставное или односоставное; если односоставное – какого типа (указывается после изучения соответствующих тем);

б) нераспространенное или распространенное;

в) полное или неполное (указывается после изучения соответствующей темы).

  1. Отметить, если предложение осложнено однородными членами или обособленными членами предложения, обращением, вводными словами .
  2. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем – в состав сказуемого).
  3. Объяснить расстановку знаков препинания.

Порядок синтаксического разбора сложносочиненного предложения.

  1. Указать, сколько простых предложений входят в сложное, и назвать их.
  2. Какими союзами эти предложения связываются между собой? Если есть другие средства связи, отметить их.
  3. Указать грамматическое значение предложения (смысловые отношения между простыми предложениями).
  4. Объяснить знаки препинания.
  5. После этого каждое предложение разбирается как простое.

Порядок синтаксического разбора сложноподчиненного предложения.

  1. Указать главное и придаточное предложение.
  2. К чему относится придаточное предложение (к слову, словосочетанию или ко всему предложению)?
  3. На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
  4. Определить тип сложноподчиненного предложения.
  5. Отметить средства связи (союзы, союзные слова, указательные слова ).
  6. Указать место придаточного предложения, знаки препинания.
  7. После этого главное и придаточное предложение разбираются как простые предложения. 

Анализ фонетических особенностей текста представляет собой анализ звукового состава слова, который включает анализ звуков в потоке речи, слове, словосочетании, предложении; анализ их качественного и 

количественного состава, способов и условий их образования, изменений в потоке речи, роли в образовании слов и их форм, в выражении мысли, а также характеристику букв, их обозначающих. 

Порядок фонетического разбора слова

  1. Слоги, ударение.
  2. Гласные звуки: ударные и безударные, какими буквами обозначены.
  3. Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены.
  4. Количество звуков и букв.

Анализ лексических средств  текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста следует указать средства художественной изобразительности, используемые автором, показать, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств. Если анализируются тексты публицистического   стиля, то план лексического разбора включает наблюдения над использованием лексических средств, с помощью которых автор выражает свое отношение, оценку (оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы и др.).

Анализируя особенности использования в художественном тексте ключевых слов, целесообразно привлечь более широкий контекст, показать, как употребляются эти слова в других произведениях писателя.

Произвести полный лексический разбор текста невозможно, поэтому, когда мы говорим о лексическом разборе текста, то имеем в виду частичный лексический разбор.

Чтобы произвести лексический разбор текста, надо найти в тексте:

1.Ключевые слова (словосочетания). 

2.Слова, употребленные в переносном значении.

3.Синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), омонимы.

4.Слова, стилистически окрашенные.

5.Заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские).

6.Профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы. 

  1. Объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию.

8.Уточнить (обратившись к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте.

9.Подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова;

  1. Показать, при  помощи каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами (обратить внимание на роль  лексического повтора, синонимов, антонимов (в том числе контекстуальных). 

 Анализ словообразовательных средств состоит в развитии представлений учащихся о путях пополнения словарного запаса русского языка. В основе самой идеи словообразовательного анализа лежит представление о том, что от одного слова можно образовать другое. При словообразовательном разборе вычленяются не все значимые части слова, а только та часть, с помощью которой образовалось данное слово.

При словообразовательном разборе графически выделяется в анализируемом слове лишь словообразовательная морфема и основа в слове, от которого оно образовано. Кроме того, стрелкой указывается направление словообразовательной связи.

План словообразовательного разбора слова.

  1. Дать толкование лексического значения слова.
  2. Сравнить состав данного слова с однокоренным,выявить ту часть  слова, с помощью которых оно образовано.
  3. Определить, от чего образована основа.

При письменном разборе показать словообразовательную связь этих слов и обозначить способ словообразования.

Анализ морфологических средстввключает в себя перечисление в определенной смысловой последовательности грамматических признаков отдельных слов и его форм.

Как известно, слова классифицируются по частям речи на основании не одного, а трех признаков: 

1) общее значение; 

2) морфологические признаки; 

3) синтаксическая роль. 

Понимание совокупности этих признаков лежит в основе морфологического разбора слов. Соответственно строится и план морфологического разбора каждой части речи. 

При морфологическом разборе очень важно понимание различий между постоянными и непостоянными морфологическими признаками слова. Это отображается в требовании соблюдать определенный порядок при разборе: сначала указываются постоянные, более общие признаки, свойственные слову в целом, в какой бы форме оно ни стояло, затем – такие, которые характеризуют только данную словоформу. 

Умение выделять грамматические признаки и понимать их систему в слове лежит в основе правильной квалификации слова как части речи. Поэтому упражнение в морфологическом разборе является очень важным средством развития грамматического мышления школьников.

Анализ пунктуационных особенностей текста определяется целями и задачами обучения, а также условиями его проведения. Независимо от того, выступает ли пунктуационный разбор как самостоятельный вид работы или как составная часть общего синтаксического разбора, его компоненты будут такие:

  1. Назвать синтаксическую единицу, в которой объясняются знаки препинания (однородные члены, обращения, части сложносочиненного предложения и т. д.).
  2. Назвать знак препинания (запятая, две запятых, двоеточие, тире и т. д.).
  3. Указать на функцию знака препинания (разделение, выделение).
  4. Перечислить необходимые и достаточные условия (условия пунктуационной нормы ), при которых ставятся (или не ставятся) знаки препинания в рассматриваемой синтаксической единице 

Анализ орфографических особенностей– один из важнейших видов работы почти на каждом уроке русского языка. Функции его не только обучающие, но одновременно и контролирующие, так как, работая над орфограммой или орфограммами в слове, учащиеся должны привести в действие весь необходимый для их объяснения запас теоретических знаний, умений, навыков по фонетике и графике, лексике, морфологии, словообразованию и синтаксису.

Порядок орфографического разбора.

  1. Найти орфограмму или орфограммы в слове ( если производится не

 

частичный, а полный анализ выделенного слова).

  1. Соотнести данную орфограмму с соответствующим правилом и дать определение этому орфографическому правилу.
  2. Графически обозначить орфограмму в слове.
  3. Комплексный анализ текста – это творческое воссоединение действий смыслового, структурного, типологического, стилистического и в целом языкового анализа.  

Анализ текста может быть полным и  неполным. Полный анализ текста требует большой затраты времени, поэтому его можно проводить лишь после изучения какой-либо темы, раздела. При этом желательно использовать такие тексты, анализируя которые можно показать роль изучаемых в данный момент языковых средств. Это является прекрасной мотивацией ценности теоретических знаний.

Именно при комплексном анализе сливаются воедино практические и научные задачи русского языка. Систематический и комплексный анализ текста является «мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно-образного, с другой – логического»

Методика обучения лингвистическому анализу текста

Формы и методы лингвистического анализа текста

В зависимости от языкового материала произведения и поставленных задач принципы лингвистического анализа текста предполагают различные формы и методы его проведения. 

Каждый учитель вправе выбирать свой путь к «сердцу» текста, поэтому лингвистический анализ не может проводиться всеми по какой-то одной схеме

В ходе педагогической практики пришла к выводу, что наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом.

На уроке русского языка в 7 классе, изучая тему «Изобразительные средства Художественной речи», можно использовать метод лингвистического комментирования. Для анализа предлагаются эпизоды из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» «Традиции и обычаи Запорожской Сечи», повествующие о быте и нравах Запорожской Сечи. Школьники находят  историзмы, архаизмы, просторечные слова, объясняют стилистическую  игру автора. 

Стилистический метод – это анализ используемых автором ярких, образных языковых средств. Используя данный метод, можно легко разобраться с текстами, в которых преобладает описание окружающей среды, человека, животного.

На уроке русского языка в 6 классе  по теме «Особенности художественного стиля речи», можно предложить отрывки из   произведения И.С.Тургенева «Бежин луг». Проанализировав отрывки рассказа, обучающиеся сопоставляют  описание июльского утра и вечера, находят яркие образные языковые средства, наблюдают за тем, как соотносится природа с состоянием человека. 

      Можно дополнить заданием: убрать из данного отрывка все прилагательные и посмотреть, что станет с текстом. Текст лишён яркости, образности, выразительности. Этот метод называется лингвостилистический эксперимент – устранение какого-либо языкового явления из текста. Это один из приёмов анализа текста

     Метод сопоставления авторских вариантов применяли на уроке русского языка в 10 классе по теме  «Художественный стиль. Особенности анализа поэтического текста». Для анализа взяты тексты И.А.Бунина, Н.М.Рубцова, А.П.Чехова. Наблюдали явление ветра. У Рубцова ветер – «человек», изливающий душу. У Бунина «демон», яростный, беспокойный. У Чехова «волк», воющий, плачущий.

Метод редактирования сосредоточивает свое внимание на сравнении вариантов текста, возникающих в процессе правки.

Метод стилистического эксперимента заключается в искусственном придумывании стилистических вариантов к тексту. На уроке русского языка в 11 классе при изучении темы «Официально-деловой стиль речи» предложено задание: изменить текст разговорного стиля на текст официально-делового 

стиля. Обучающиеся, опираясь на знания терминов, правил оформления 

документов, стилистические языковые средства, выполняют предложенную работу

Приемы обучения  лингвистическому анализу текста

Элементы лингвистического анализа текста я применяю на разных этапах урока: в начале урока – для активизации знаний по теме, в процессе учебного занятия – в целях отработки знаний, умений и навыков учеников.

Цель лингвистического анализа на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности. 

Предлагаю некоторые приемы лингвистического анализа текста

Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «Письмо с дырками». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала. 

При знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний  пергамент, в котором  некоторая информация  оказалась утраченной.

Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и объединенных одной … Собирание текста из фрагментов. Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Восстановление авторского текста. Восстановить авторский текст, заменяя придаточные предложения причастными и деепричастными оборотами, где это возможно и целесообразно.

 Ветер гнал перед собой серый туман, который был перемешан с дымом. Быстрыми шагами мы спустились по оврагу и полукилометром дальше, когда повернули направо, пересекли еще один гребень поменьше, затем еще один овраг и без затруднений подошли к подножию башни.  

Сопоставление текстов. Сравнить два текста: в чем их сходство и различие, каковы стиль каждого из них, тема, тип речи? 

  1. I) Сначала мы зажгли небольшую веточку, пушистую, но высохшую, с красными иголками. Она вспыхнула от одной спички. На горящую сосновую ветку мы стали класть тонкие сухие палочки. Мы их клали сначала колодцем, крест -накрест, потом шалашиком. Постепенно пошли палочки потолще, еще потолще, и нашатеплинка разгорелась ровным сильным огнем; 
  2. II) Складывают маленький шалашик или колодец из сухих тонких веток. Внутри кладут растопку и зажигают с той стороны, откуда дует ветер. 

Составление рассказа  о существительном по опорным словам. 

Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного

1) Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного – … падеж…числа.

2)  Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:…

Относятся к … или …,  или … роду,  к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:

Существительные изменяются по … и … .

3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , …

Имя существительное не является членом предложения, если… .

Собирание текста из фрагментов

Степь, задымленная тучевой тенью молчаливо, покорно ждала дождя. Ветер уже дышал дождевой влагой. А через минуту, скупой и редкий, пошел дождь. Степь наполнилась сухим ропотом прошлогодних бурьянов. Но прошло немного времени, роса испарилась. Воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла. Жизнь замерла. Степь – это безлесное ровное пространство с травянистой растительностью в зоне сухого климата. Едешь час-другой… Попадается на пути молчаливый старик-курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою; 

Создание текстов разных стилей, разных типов речи.

Написать сочинение-миниатюру, используя в начале или конце безличное 

предложение, например: Светало. Смеркалось. Хорошо! Нарядно и тихо в осеннем лесу. Рассвело и т.д.;

Написать сочинение на лингвистическую тему: «Приставка и суффикс» (рассказать об их сходстве и различии), «Связанные корни», «Единый корень» и др.; 

 Написать текст по началу, например, «Всякий человек может быть…», используя в роли однородных членов антонимы, соединенные попарно. 

«Анализ текста -основной прием обучения учащихся написанию изложений и сочинений. При подготовке к написанию изложений анализируется исходный текст, при подготовке к написанию сочинений – текст-образец. Анализ исходного текста и текста-образца обусловлен целями и задачами работы по развитию речи учащихся в каждом конкретном случае. … В обоих случаях текст анализируется как единая, целостная структура, все компоненты которой, каждый по-своему, участвуют в передаче его смысла. В связи с этим и его анализ должен быть целостным, а все этапы анализа взаимосвязаны, объединены общностью цели, подчинены тому главному выводу, к которому должны прийти учащиеся в результате работы. Это не означает, что анализировать следует все элементы текста. Отбираются лишь те из них, которые имеют значение для данного этапа работы… Так, если мы обучаем учащихся построению текстов типа рассуждение, то отбор элементов, подлежащих анализу, будет обусловлен характером этой задачи. Значит, в ходе анализа мы прежде всего обратим внимание учащихся на композицию текста, на способы соединения его частей, на особенности употребления языковых средств, способствующих организации рассуждения. При этом необязательно рассматривать, например, особенности индивидуальной манеры выражения мысли автора… Таким образом, при подготовке к анализу … следует четко обозначить цель работы, определить, к каким выводам следует подвести  учащихся в ходе анализа» 

Провожу я также и специальные уроки, на которых осуществляется комплексный анализ предложенного текста. Такие уроки я организую обычно  при повторении, обобщении и систематизации изученного (в начале, в конце учебного года, полугодия, после изучения темы, раздела). Комплексный анализ текста предполагает многообразие вариантов заданий по всем практически разделам языкознания: фонетике, графике, орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации, словообразованию, лексике и фразеологии, стилистике.  

Непременным условием комплексного анализа является тщательный подбор практического материала (текстов), продуманное сочетание заданий к нему. 

Разнообразные вопросы и задания к  тексту удобны для организации работы в группах, по вариантам.

Интереснее, если тексты для анализа подбирают сами ученики, обращаясь к авторам, изучаемым на уроках литературы. Таким образом, происходит интеграция уроков русского языка и литературы. Например, на уроках литературы в 9 классе при изучении творчества А.С.Пушкина детям было дано задание: найти и выписать высказывания известных людей, писателей, поэтов, ученых об А.С.Пушкине. Затем к каждому тексту предлагалось подобрать вопросы для анализа. Завершающим этапом является создание презентации.

Комплексный анализ текста –  творческая работа, жесткие рамки здесь неуместны: каждый текст неповторим, своеобразен.

 Примерный план комплексного анализа текста

1.Докажите, что данное высказывание является текстом.

2.Определите тему, основную мысль текста.

3.Озаглавьте текст.

  1. Какова его композиция?

5.Составьте план текста.

6.Определите тип речи.

7.Определите стиль текста.

8.Какие средства связи между предложениями используются в тексте: цепная, параллельная, их сочетание.

9.Какие изобразительно-выразительные средства и фигуры речи используются в тексте? (метафоры, эпитеты, сравнения, риторические вопросы и т.д.)

10.Объясните, пользуясь словарями, значения выделенных слов.

11.Подберите к выделенным словам синонимы(антонимы).

  1. Найдите в тексте многозначные слова, докажите что они многозначные.

13.Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значения.

14.Произведите на материале теста разные виды разбора.

15.Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

16.Расставьте недостающие знаки препинания.

Опираясь на данный план, приведём пример лингвистического анализа текста:

Быстро наступает1 вечер в глухом лесу4.

Тёмные тени лежат под деревьями. Неподвижно высятся1 старые сосны, чернеют густые разлапые ели.

Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой.

Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце.

Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.

Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел—желна*. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Будто сказочный лесной часовой барабанит вечернюю зарю.

Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червяков.

Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.

Выйдет из дневного логова* зайчишка-беляк, робко заковыляет по сухим, ломким листьям.

Страшно ночью в лесу трусливому зайчишке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухою веткою рысь, то в дальнем болоте завоют, собирая волчат, злые волки. (И. Соколов-Микитов).

Анализ текста

1)Данное высказывание является текстом, так как предложения между собой связаны грамматически, объединены темой, основной мыслью.

2) Тема текста: наступление вечера в лесу, ночная жизнь зверей.

Основная мысль заключается в том, что жизнь в лесу не прекращается ни на минуту, что даже ночью животные ведут свою жизнь.

3) К этому тексту подойдут следующие заголовки: «Вечер в лесу», «Ночная жизнь зверей», «наступление ночи в лесу», «Вечер в осеннем лесу».

4) Текст представляет собой фрагмент, композиция которого состоит из: 

вступительной и основной части. Во вступлении говорится о том, что в лесу  наступает вечер и описываются признаки его наступления. В основной части говорится о поведении животных в лесу вечером. Заключения нет, так как данный текст является фрагментом. Однако, в завершении фрагмента автор делает вывод, что ночью в лесу страшно и дикие звери не спят.

5) План текста:

1 Наступление вечера в лесу.

2 Ещё не спят птицы.

3 Заяц-беляк выходит из норы.

4 Страшно в лесу ночью.

6) Тип речи: описание с элементами рассуждения. В тексте подробно описываются изменения в природе при наступлении вечера, поведение животных. Но присутствуют и элементы рассуждения. 

7) Стиль данного текста—художественный. Автор рисует словами конкретные образы лесных животных, вечернего леса.

8)В тексте сочетаются разные виды связи: параллельная и цепная.

9)Писатель использует в тексте изобразительно-выразительные средства:эпитеты: «разлапые ели», «звонко долбит», «торопливый стук дятла», «тёмная, непроглядная ночь» , «злые волки»; и др.; метафоры: «шустрые синички», «трусливому зайчишке», «робко заковыляет» сравнение: «Будто сказочный лесной часовой барабанит вечернюю зарю».

10) Далее, используя толковый словарь, объясняем значения выделенных слов, отмеченных «*».

11) Подбираем антонимы (противоположные по значению) и синонимы 

(близкие по значению) к выделенным словам.

Далее выполняем разные виды разбора, графически объясняем орфограммы и пунктограммы в тексте.

2.3. Нестандартные уроки

Нестандартные уроки позволят обеспечить занимательность занятий, активизировать познавательную деятельность, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика,воспитывают общую культуру, умение грамотно вырабатывать  активную позицию.

Группы нестандартных уроков

1.Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, викторина и т.п

  1. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
  2. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, устный журнал.
  3. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.
  4. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк,  ученый совет.
  5. Интегрированные уроки.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные  уроки русского языка  обеспечивают системный анализ лингвистических

сведений, развивают языковую наблюдательность.

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Целесообразно использовать такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок – исследование» просматривается основная задача – исследование языкового материала на основе текстов. 

Дидактическая ценность такого урока заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству.  А выполнение реконструктивных самостоятельных 

работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи. 

Этапы подготовки и проведения урока – исследования по русскому языку:

– выбор текстов;

– составление плана анализа текста;

– предварительная работа с произведением;

– создание творческих групп;

– дифференцированное распределение отрывков;

– исследование художественного текста под «лингвистическим микроскопом»;

– подготовка группы к «защите» исследования;

– представление текста (художественное чтение) одноклассникам;

– лингвистический анализ отрывка;

– обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;

– оценивание работы учащихся.

Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Необходимо учитывать возрастные особенности учеников и объём исследуемого материала. Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ.

На таком уроке перед учителем возникает задача: исследовать язык художественного текста  «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. 

Нестандартные уроки – это всегда уроки, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом. И именно на таком уроке, как говорил  Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Заключение

В большинстве своем на уроке русского языка ученики знакомятся с собственно лингвистическими терминами и категориями, непосредственно наблюдают и осмысляют язык как сложную, многоуровневую систему, живую и вечно меняющуюся. А тем временем нельзя забывать о том, что ученики на этих уроках должен освоить не столько теоретический материал, сколько практический: это и орфографические навыки, и грамотная речь, и умение воспринимать и понимать устную и письменную речь. Обучение по традиционным программам можно построить так, чтобы формировать у учащихся и творческий подход к языку, и разнообразные логические навыки, и способность обучаться вообще. И в этом может помочь работа с текстом, регулярная практика в  анализе текста. Именно тогда ученик будет не просто изучать родной язык, а еще и чувствовать его.

Еще Буслаев Ф.И. говорил, что «основательное изучение родного языка раскрывает все нравственные силы учащегося. Дает ему истинно гуманическое (т.е.человеческое) образование, а вместе и свое собственное, народное».

Лингвист может быть уверен в своих выводах только после обработки большого количества языкового материала. Исследователь такого сложного объекта как текст может прийти к каким-то научно обоснованным выводам только после тщательного и всестороннего рассмотрения большого количества текстов в их многообразии. 

Самое главное, анализируя текст, познавая его структуру и содержание, изучая родной язык, ученик, по словам К.Д. Ушинского, «одухотворяется». Ведь по его же словам, язык – это «самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое живое целое …»

Литература 

1.Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов/ О.С. Ахманова. – М., 1996. – С.365.

2.Бабайцева В.В. Бернарская Л.Д. Комплексный анализ текста (на уроке русского языка).// Русская словесность. – 1997. – № 3. – С. 57-61. 

3.Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М., 1983.-128с. 

4.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования/ И.Р. Гальперин.- М., 1981.- С.7 .

5.Глазков А.Текст и текстуальность/ А. Глазков.- М., 2010.- С.1-3.

6.Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ текста. – М., 1983.-126с. 

7.Ипполитова Н. А. Текст в системе изучения русского языка в школе / Н. А. Ипполитова Н.А.- М., 1998.-176с.

  1. Львова С.И. Язык в речевом общении/ С.И. Львова.- М.: Просвещение,1991.- 128 с. 
  2. Никитина Е. И., Русская речь.Учебное пособие по развитию связной речи.-

М.:Просвещение,1995.-192с.

10.Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. Учебно- 

 

Технология анализа стилистической специфики текста как инструмент работы с заданиями лингвистического характера

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram