автор: Карасева Елена Анатольевна
музыкальный руководитель Кемеровская область-Кузбасс, МБ ДОУ “Детский сад № 244” г. Новокузнецка
«Формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями»
«Формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями».
«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.
Именно родители должны стать нашими помощниками,
союзниками, участниками единого педагогического процесса,
коллегами в деле воспитания детей»
В. А. Сухомлинский.
Успех в работе с дошкольниками может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи.
Детский сад – первое учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
В соответствии с требованиями ФОП ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОО, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
Мотивированный и компетентный педагог обязательно должен повышать уровень психолого-педагогических компетенций у родителей своих воспитанников в вопросе музыкального развития детей. Мы, музыкальные руководители, так же, как и все педагоги детского сада, стараемся тесно сотрудничать с родителями воспитанников.
Цели взаимодействия:
- Построение партнерских взаимоотношений с родителямивоспитанников для решения задач музыкального образования детей.
- Повышение родительской компетентности в музыкальной области.
Задачи:
- Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- Разнообразить формы дифференцированной работы с родителями;
- Активизировать участие родителей в различных мероприятиях ДОО.
Работа по взаимодействию с родителями ведется по трем направлениям:
1.Педагогическое просвещение.
- Повышение компетентности.
- Совместная деятельность.
Педагогическое просвещение родителей
1.Педагогическое просвещение родителей, включает в себя
- наглядную информацию по музыкальному воспитанию дошкольников, которая может быть представлена родителям в буклетах, папках – передвижках, на музыкальных стендах, которые более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении музыкальных занятий в детском саду.
- организацию фотовыставок;
- статьи и репортажи в СМИ;
- публикации на сайте ДОО;
- личный сайт педагога;
- анкетирование и опросы родителей.
Анкетирование родителей проводим в начале года, чтобы выявить:
- уровень компетентности в вопросах музыкального воспитания,
- определить запросы на музыкальное воспитание,
- готовность родителей к сотрудничеству,
- провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.
Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализируются музыкальные общесемейные и детские предпочтения, особенности семейного досуга, обдумывается тактика общения с родителями.
Повышение компетентности родителей
- Повышение компетентностиродителей в области музыкального воспитания.
Главная цель в этом направлении – обогащение родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста с помощью:
- консультаций;
- родительских собраний;
- индивидуальных бесед;
- практикумов;
- деловых игр;
- мастер-классов, которые проводятся с целью приобретения родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная, артикуляционная гимнастики, логоритмика); также с целью обучения совместному музицированию с детьми.
Совместная деятельность родителей и ДОО
- Совместная деятельность. Следует отметить, что любое совместное мероприятие позволяет родителямустанавливать теплые неформальныеотношения между педагогами и родителями; увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; укреплять детско-родительские связи; делиться опытом с другими родителями.
- Совместные праздники
- Открытые просмотры мероприятий
- Привлечение родителей:
- к проектной деятельности
- изготовлению атрибутов и костюмов для детей
- изготовлению дидактических игр и пособий для детей
- к участию в районных и городских мероприятий
Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
– Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
– Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью;
– Подготовка отдельных номеров;
– Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
– Помощь в оформлении музыкального зала;
– Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
Это направление самое востребованное, полезное, но и самое трудное.
Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Во время пандемии наши возможности по работе с родителями были ограниченны и здесь на помощь пришли средства информационно-коммуникативных технологий. Почти у каждого активного пользователя сети интернет есть аккаунт в социальных сетях. Поэтому данную проблему мы попробовали решить с помощью использования информационно-коммуникативного пространства.
Информационно-коммуникативное пространство
Совершенно новый потенциал для взаимодействия с родителями несёт в себе
- сайт детского сада, персональный сайт педагога.
- Создание групп в социальной сети ВК;
- Родительскиечаты в мессенджере Ватсапп;
- Для более эффективного взаимодействия с родителями используются QR-код.
Считаю, что социальные сети можно и нужно активно использовать в своей работе любому педагогу 21 века. Они ни в коем случае не отменяют стандартные формы работы, а предоставляют дополнительное пространство для реализации поставленных целей по работе с семьями детей.
В заключении хочется отметить, что родители, которые выбрали активную позицию сотрудничества и сотворчества, становятся нашими соратниками, у них появляется мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития дошкольников. И в результате тесного сотрудничества ДОУ с родителями повышается качество музыкального воспитания детей.