автор: Кашапова Дарья Олеговна

Воспитатель логопедической группы Фкдоу д/с №3 комбинированного вида

Технологии эффективной социализации современных дошкольников

 

 

ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: Автор статьи, опираясь на собственный опыт, раскрывает современные технологии для успешной социализации дошкольников и рассказывает о пяти основных методиках. 

Ключевые слова: социализация, технологии, развитие.

В период дошкольного возраста происходит активная социализация детей – процесс получения и усвоения знаний, к тому же дети приобретают навыки, без которых невозможна полноценная жизнь в социуме. 

Перед педагогами ДОО стоят важнейшие задачи, направленные на эффективную социализацию воспитанников:

– развивать коммуникативные способности, помочь детям в общении с другими детьми и взрослыми;

– организовать коллективную трудовую деятельность;

– помогать детям осваивать основные социальные роли («Я-мальчик; Я-девочка», «Я являюсь жителем России» и пр.);

– развивать инициативность и самостоятельность, навыки по саморегуляции;

– помочь детям в принятии осознанных решений, основываясь на полученном социальном опыте.

К сожалению, в современные условия не соответствуют традиционным подходам в решении проблем социализации. Современным дошкольникам доступно около 20% времени для свободного общения, а этого крайне мало для эффективного развития их способностей к межличностному взаимодействию. Как следствие, в образовательно-воспитательный процесс просто необходимо внедрение новых методов, направленных на социализацию воспитанников. 

В нашем ДОУ мы пользуемся 5-ю современными технологиями. Они могут использоваться как в комплексе, так и раздельно.

  1. Использование клубного часа. 

Его цель состоит в том, чтобы дети овладели навыками по ориентации в пространстве, научились самостоятельности, ответственности, позитивному и адекватному отношению ко всем участникам. Продолжительность такого мероприятия составляет не менее часа, а периодичность проведения – не чаще 1 раза в месяц. По тематике и форме организации клубные часы могут различаться (развивающие игры, квесты, спектакли, клубный час на свежем воздухе, спортивные мероприятия на занятиях по физкультуре и т.д.).

  1. Использование рефлексивного круга.

Эта технология помогает детям дошкольного возраста улучшить свои речевые навыки, исправить проблемы с речью, научиться делать выводы и обобщения, а также ясно и правильно выражать свои мысли. Рекомендуется проводить такие занятия каждый день утром под сопровождение спокойной фоновой музыки. Дети садятся на ковер в круг, и воспитатель начинает задавать вопросы. Право ответа принадлежит тому, у кого в руках находится мяч. Продолжительность занятия составляет пять минут (младшие группы), до двадцати минут (средние и старшие).

  1. Использование ситуации месяца. 

Метод заключается в том, чтобы на протяжении 30 дней изучать заданную тему через различные виды деятельности. Цель этого подхода – помочь детям освоить основные социальные роли, расширить их кругозор, развить творческие способности и углубить знания по изучаемым темам.

В качестве примера можно привести ситуацию месяца, посвященную космосу. Детьми были с энтузиазмом приняты: рисование, лепка, изготовление поделок, аппликаций, разучивание стихов и песен о космонавтике, участие в беседах на космическую тему. Завершающим этапом ситуации месяца стал «Концерт в космосе», где дети превратились в юных астронавтов, а помещение было оформлено соответствующим образом.

  1. Привлечение детей в качестве волонтеров. 

Эта технология по взаимодействию воспитанников разного возраста имеет цель сформировать навыки взаимовыручки в ситуациях, когда старшие ребята становятся наставниками для более младших. Например, дети старшего возраста могут зайти в гости к ребятам младшей группы для проведения развивающего занятия в форме игры, или для помощи в сборке на прогулку. Это помогает старшим воспитанникам ощущать себя «взрослыми», мотивирует на достижение новых целей, повышает их самооценку и вселяет уверенность в собственных силах.  

  1. Использование социальных акций.

Технология, которая ставит своей главной целью формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, развивая их нравственные и личностные качества, самостоятельность и чувство ответственности, а также предполагает активное участие родителей в жизни детского сада. Мы проводили социальные акции, такие как «Твори добро» (помогали бездомным животным), «Планета в опасности», посвященная вопросам экологии и бережному отношению к природе, и «Всё о безопасности» (призванная сформировать жизненно необходимые навыки). Эти занятия помогают дошкольникам развить активную жизненную позицию, навыки по общению в обществе и осознать ответственность за свои поступки, в том числе и влияние их на окружающую среду.

Подводя итог, хочется отметить, что современные технологии социализации направлены на формирование правильных представлений о поведении в социуме, помогают детям с контролем своих эмоций, способствуют развитию нравственных качеств (доброты, любви, взаимовыручки, сопереживания и пр.). Успешная социализация детей дошкольного возраста невозможна без роста уровня профессиональной компетентности педагогов в данной области.  

 

 

Технологии эффективной социализации современных дошкольников