автор: Каюмова Гульсина Ильхамовна

воспитатель МБДОУ №9 “Рябинушка” г. Кукмор

Развитие функциональной математической грамотности в условиях дошкольного образования.

 

 

Развитие функциональной математической грамотности в условиях дошкольного образования.

«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»  А. А. Леонтьев

Одна из важных и актуальных задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Эта задача решается в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением, пространственными и временными ориентировками. 

Знакомя детей с составом чисел в пределах 10, мы параллельно знакомим с цифрами. Учим, сравнивая две группы предметов, подводим детей к пониманию отношений между числами натурального ряда (6 больше 5 на 1, а 5 меньше 6 на 1), умению увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).

Знакомя с делением на 2–4 и 8 равных частей, учим понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.), сравнивать, что больше, что меньше целое или одна вторая?

С большим интересом дети выполняют задания в дидактических играх: «Найди соседей», «Поймай рыбку», «Заселим дом», «Математические пальчики: тренажер сложение и вычитание», считаем по таблице Шульта.

Очень интересным занятием для детей является измерение объема жидких и сыпучих материалов. Выполняя такие задания, мы учим детей давать ответы на вопросы: «Как узнать, сколько песка в банке?. При измерении сыпучих материалов, мы подводим детей к пониманию того, что пересчитывать крупу будет долгим и трудным занятием, ее можно измерить мерками и предлагаем разные предметы: ложку, стакан, задавая вопрос «Чем удобнее измерить?», при этом фиксируют результат измерения фишками, делают выводы.

Знакомлю детей с основными геометрическими фигурами. Ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Предлагаю, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки. Предлагаю детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу. «Танграм» – дети выкладывают силуэты животных.

Для закрепления понятия «величина» использую серию картинок. Ввожу игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды, в конструкции которых заложен принцип учета величины. При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?». Для развития внимания, умения делать логические выводы, в работе с детьми использовала логические таблицы. Дети рассматривали и анализировали ряды фигур, а затем из предложенных образцов выбирали недостающую фигуру

Использую инновационные технологий, именно такой является тренажёр  «Игровизор». В самом названии заложен главный смысл этого пособия – «Игра», вот важнейшее средство для подачи, совершенствования и закрепления знаний дошкольников. «Игровизор» – это интеллектуальный тренажёр. Он представляет собой прозрачную папку, куда вкладываются листы с заданиями, дети выполняют задания фломастером на водной основе, который оставляет яркий след, но легко стирается  бумажной салфеткой, что позволяет многократно использовать листы-задания. На «Игровизоре» можно выполнять задания в виде выделения, соединения, обводка по контуру, штриховка, дорисовка, рисование и т. д. Мы используем картинки различного назначения не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей, индивидуальной и подгрупповой работе. Ребенок штрихует, рисует, пишет, экспериментирует, творит. Игра мобильна, многофункциональна, увлекательна для детей. В играх с интеллектуальным тренажёром развивается мелкая моторика руки, точность движений, ориентировка в пространстве, происходит подготовка руки к письму. 

Так же в работе с детьми, использую палочки Кюизенера. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длинны, Дети учатся составлять числовую лесенку, различать палочки по длине, решать арифметические примеры, с помощью палочек измерять длину предметов. В игре «Цветная лесенка» закрепляются знания о цвете, правила чередования, у детей расширяются математические представления о числе на основе счета.

Дети любят играть волшебным «Квадратом Воскобовича».Занимаясь с таким игровым пособием дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности. Его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами». Для получения объемных и плоскостных фигур. Сгибая “Квадрат”, он оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку.

Учимся рисовать двумя руками это гармонизирует работу правого и левого полушарий, что очень важно для правильного развития ребёнка и является необходимой основой для подготовки к школе.

Одним из обязательных, продуманных элементов в организованно-образовательной деятельности, является здоровьесберегающие технологии. В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. В игровые комплексы обязательно включаю музыку, веселые физминутки,кинезеологическое упражнение, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. Обязательно произвожу смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.

Опыт работы показал, регулярное использование игровых ситуаций математического содержания направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Использование игр и игровых приемов, аналогичного типа построенном на самом различном материале, позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития. Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме

 

Развитие функциональной математической грамотности в условиях дошкольного образования.