автор: Киреева Наталья Юрьевна

учитель английского языка МБОУ СОШ № 198

тема: Мотивация и оценка

Мотивация и оценка.

Оценка – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания учащегося создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебное деятельности учащегося и обеспечивали их выявление.

Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность учителя осуществлялась им в интересах социально-психологического развития ученика. Для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной.

Широко известен ряд типичных субъективных тенденций или ошибок оценивания, к наиболее распространенным из которых относят ошибки великодушия, контраста, близости, логической ошибки.

Перечисленные субъективные тенденции оценивания обучающихся в социальной психологии часто называют ошибками, бессознательно допускаемые всеми людьми. Осознанное, преднамеренное искажение оценок следует рассматривать по-другому: как способ стимулирования обучающегося. Педагог, вынося оценку, должен каждый раз обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями. Опытные  педагоги знают об этом и постоянно обращаются к такому обоснованию, что и предохраняет их от конфликтов с обучаемыми.

Педагогическую оценку правомерно рассматривать как особого рода стимул, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех.

Такая оценка должна обеспечивать максимум мотивированности ученика в разнообразных видах деятельности с учетом следующих четырех обстоятельств:

  • Знания необходимого и достаточного множества разнообразных стимулов, которые влияют на стремление ученика к успехам в учении и воспитании;
  • знания подлинных мотивов участия учеников  в данных видах деятельности;
  • знания индивидуальных различий в мотивации учения и воспитания;
  • знания ситуативных факторов, которые воздействуют на мотивацию  усвоения информации, формирование умений и определенных качеств личности у детей.

Педагогические оценки, рассматриваемые как поощрения или наказания, должны быть уравновешенными. С одной стороны, они должны содержать в себе систему стимулов, активизирующих развитие положительных свойств и особенностей учащегося, с другой стороны, включать совокупность не менее действующих стимулов , препятствующих возникновению отрицательных качеств личности и неправильных форм поведения. В зависимости от индивидуальных качеств  и особенностей ученика, ситуации и ряда других факторов соотношение и характер педагогических оценок, используемых в качестве поощрений и наказаний должны меняться. Типы и способы оценивания успехов и неудач учащегося в учении и воспитании следует систематически варьировать для того, чтобы не возникло явление привыкания и угасания реакции на действие данных стимулов.

Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов учеников. Главные из них – это внимание, одобрение, выражение признания. Поддержка. Награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человек. Такие оценки достаточно эффективны.

Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ученика стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных  форм культурного поведения.

Представления об эффективности педагогической оценки  имеют индивидуальный и социально-специфический характер. Индивидуальный характер представлений и действия педагогической оценки проявляется в том, что ее эффективность зависит от индивидуальных особенностей ученика, от его актуальных потребностей. Действенной  будет та педагогическая оценка, которая соотносится с тем, что более всего его интересует. Если, например, этот интерес состоит в получении одобрения со стороны конкретного лица, то на него в первую очередь и должна ориентироваться педагогическая оценка. Для того, чтобы на практике определить индивидуальный  характер оценки, необходимо хорошо знать систему интересов и потребностей, их ситуативную иерархию, динамику изменения со временем. Необходимо как можно точнее приспосабливать систему стимулов к интересам ученика.

Также следует помнить, что  персональная значимость педагогической оценки может меняться. Это происходит, по крайней мере, по двум причинам. Прежде всего,  потому, что от ситуации к ситуации изменяется иерархия человеческих потребностей по мере их удовлетворения. Кроме того, с возрастом происходят существенные личностные изменения учеников, и те оценки, которые раньше были  значимыми для них, теряют свою стимулирующую роль а вместо них на первое место выходят другие, которые более соответствуют интересам. Наконец, существуют индивидуальные различия между ребятами, в силу которых то, что является стимулом для одного, может не быть стимулом для другого.

Особое внимание необходимо уделять повышению роли социально-психологических стимулов. Так как в определенные моменты они могут иметь решающее значение в мотивации учебной и воспитательной деятельности.

Значимость социально-психологических стимулов как факторов повышения мотивации учебной деятельности можно усилить через раскрытие ученику жизненного смысла формируемых у него качеств личности, знаний и умений, а также через развитие у него потребности в достижении успехов, высокого уровня притязаний и низкой тревожности. Данные качества личности сами по себе могут побуждать учащегося к тому, чтобы всегда быть первым среди равных, а для этого необходимо иметь глубокие и прочные знания, развитые умения и навыки, настойчивость и силу воли, иначе трудно будет выдержать конкуренцию.

Педагогическая оценка, ее выбор и эффективность зависят от возраста ребят. Индивидуальные особенности определяют их восприимчивость к различным стимулам, а также мотивацию учебно-познавательной и личностно-развивающей деятельности. Достигнутый  уровень интеллектуального развития влияет на его познавательные интересы, а личностное развитие влияет на стремление иметь у себя определенные персональные качества.

Основные тенденции возрастного изменения значимости педагогической оценки заключаются в следующем:

  • растет понимание необходимости приобретения новых знаний, умений и навыков.
  • Намечается тенденция постепенного перехода от ориентации на внешние к учету внутренних стимулов.

Таким образом. Оценка – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулировании  учения, положительной мотивации

Мотивация и оценка