автор: Кирющева Эльмира Балашевна
МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №105”, г. Воронеж
«Психолого-педагогические особенности адаптации детей к условиям дошкольного учреждения»
ПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Тема: «Психолого-педагогические особенности адаптации детей к условиям дошкольного учреждения»
Выполнил обучающийся | |
Кирющева Эльмира Балашевна | |
(ФИО полностью) |
Рецензент:
(ФИО рецезента) | |
«___»__________20___г. | |
(дата) | (подпись) |
Москва, 2023
Содержание
Краткая аннотация проекта 3
Введение (актуальность проекта) 4
Современное состояние исследований в данной области 6
Цели и задачи проекта 8
Описание проекта 9
Ожидаемые результаты 23
Приложения 24
Аннотация
В проекте я рассмотрела особенности психолого-педагогической адаптации детей к детскому дошкольному учреждению, сущность понятия «адаптация», цели и основные функции процесса адаптации. Так же мною изучены основные факторы адаптации детей к детскому саду. В проекте представлен опыт, как адаптировать детей младшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении. Особо обратила внимание на необходимость сотрудничества и взаимодействия семьи с детским дошкольным учереждением, ведь залог прохождения успешной адаптации зависит не только от педагога, но и от близких ребенка.
Введение
Проблемы психологической адаптации детей при поступлении в детское образовательное учреждение представлены на всех возрастных этапах, но особенно ярко – в раннем детстве. От того, каким образом будет проходить психолого-педагогический процесс адаптации ребенка на первом этапе его вхождения в новое пространство во многом зависит успех его дальнейшей жизнедеятельности, его психологическое состояние и здоровье. При неправильной организации работы по адаптации у детей младшего дошкольного возраста могут возникнуть нарушения поведения, эмоционального состояния, навыков общения. Проблема адаптации ребенка к детскому саду – одна из самых важных в дошкольной педагогике. Вопросам адаптации ребенка к условиям детского дошкольного учреждения уделяли в своих работах Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. Л. Венгер, А. А. Реан, Ф. В. Березин, Л. И. Вассерман и др. В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой, делают проблему привыкания дошкольников раннего и младшего возраста к условиям детского сада особенно актуальной.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования одной из основных задач является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Эта задача в условиях современной дошкольной образовательной организации является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
Так же во ФГОС ДО говорится, что необходимо проводить работу с родителями и она должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Современное состояние исследований в данной области
Г.И. Царегородский относит понятие адаптация к общенаучному уровню, так как это понятие рассматривается в педагогике, в психологии, в экономике и в медицине. В медицине понятие адаптация рассматривают как «…приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды». В психологии определение адаптация рассматривается как «…приспособление организма, личности, систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Восполняет неполноценность привычного поведения в новых условиях» . Понятие адаптация в педагогике определяется как «…способность человека изменять свое поведение, состояние или отношение к чему-либо в зависимости от изменения условий деятельности. Эта способность выражается в поддержании внутреннего равновесия и успешной деятельности человека в разных социально-психологических, экономических и материальных средах» Сам процесс адаптации связан с переменой функций тех или иных органов, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит к адекватности личности и среды.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др. Н.Д. Ватутина в своѐм пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду. Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте. Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьей ребенка.
На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению очень актуальна. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Проблема усугублялась тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствовала современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требовал разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи. Анализ психолого-педагогических исследований и состояния педагогической практики позволил выявить ряд противоречий между:
– достаточной теоретической проработкой содержания и форм психолого -педагогической помощи родителям детей раннего возраста в предадаптационный и постадаптационный периоды и уровнем реализации этой помощи в условиях дошкольных образовательных учреждений;
– высоким уровнем психолого-педагогических знаний специалистов ДОУ и отсутствием системы (фрагментарностью) работы, направленной на психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ.
Цели и задачи проекта
Цель исследования состоит в том, чтобы обосновать важность процесса психолого-педагогической адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.
В соответствии с целью определена необходимость постановки и решения следующих задач проекта:
1) изучить особенности психолого-педагогического сопровождения адаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию;
- выявить и описать особенности взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.
Описание проекта
В младшем дошкольном возрасте происходит «активное физиологическое, психическое становление и развитие личности. Данный возраст в действительности возможно считать временем первого автономного знания общественного мира и общественных отношений, потому что малыш в первый раз перемещается из довольно закрытой, ограниченной домашней среды в среду общественных контактов». Первый общественный навык, приобретенный ребенком в этом возрасте, закладывает фундамент для формирования его позиции по отношению к себе и иным людям. В случае если данный навык довольно позитивен, то и отношение к себе и иным станет позитивным, в случае если же данный навык негативен, то имеют все шансы появиться проблемы в адекватном восприятии ребенком себя и находящихся вокруг». Проблема адаптации человека является фундаментальной как в психологии, так и во многих других областях научного знания: философии, социологии, общей и медицинской психологии, психологии личности, детской психологии, психологии развития.
Адаптация – это сложный процесс изменения организма к новым социальным условиям, который сопровождается эмоциональной нестабильностью у детей, изменениями в их поведении, физическом и психическом развитии. .Исследования показывают, что основными трудностями для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОО являются: явный необычный распорядок дня, отсутствие родителей, иной стиль общения, новые поведенческие требования, постоянный контакт со сверстниками и новые помещения. Следует отметить, что трудности, с которыми сталкиваются дети этого возраста в период адаптации, могут привести к их неблагоприятной форме – дезадаптации. Поэтому важным направлением работы персонала ДОО является организация и проведение диагностического обследования для изучения степени адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Для детей раннего дошкольного возраста центральными являются физиологическая, психическая, психологическая и социальная адаптация. Физиологическая адаптация проявляется в состоянии здоровья ребенка. Если он хорошо приспособился к обстановке, то редко болеет, все физиологические процессы у него проходят без особых проблем. Если же справляется со всеми требованиями детского сада, но много болеет, то считать, что он адаптировался нельзя.
Психическая (психоэмоциональная) адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Адаптированные дети пребывают в хорошем настроении, у них высокий уровень работоспособности, отсутствуют невротические реакции и аффективная возбудимость. Психологическая адаптация заключается в приспособлении (психологическом) ребенка к изменяющимся условиям среды и в выработке модели поведения. Дети чувствуют себя комфортно, активно взаимодействуют и со взрослыми, и со сверстниками, включены в совместные игры, дела и образовательную деятельность. Социальная адаптация заключается в приспособлении ребенка к новой социальной среде в ДОУ, которая является срезом более широкого социума. Адаптация предполагает подчинение и приспособление индивидуальных желаний нормам, правилам и запретам дошкольного учреждения. Социальная адаптация ребенка дошкольного возраста – это состояние гармонии между ребенком и социальной средой детского сада. Адаптация – это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит ребенка к состоянию приспособленности к условиям детского сада. Конечным результатом этого процесса является адаптированность. Адаптированным, т.е. хорошо приспособленным можно считать ребенка, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. Цель и главная функция процесса адаптации ребенка к новым условиям (детского сада) – достижение стабильности эмоционально-психологического состояния, чувства безопасности и комфорта». Современные психологические исследования показывают, что только 20% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 10% – не готовы, 70% – условно готовы. Это говорит о том, что процесс привыкания детей к дошкольному учреждению проходит не всегда. Трудности адаптационного периода связаны с тем, что с приходом в детский сад происходят значительные изменения в установленном порядке жизни малыша, что сказываются на его поведении. С приходом в детский сад все это изменяется, а жизненный опыт ребенка еще невелик и приспособление к новым условиям представляет для него большую трудность. Детям любого возраста, но особенно – раннего, очень трудно дается посещение детского сада. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка буквально врываются следующие изменения: четкий режим дня; отсутствие родных рядом; длительный контакт со сверстниками; необходимость подчиняться и слушаться незнакомых взрослых; резкое уменьшение персонального внимания к ребенку; особенности нового пространственного окружения. Приход в детское учреждение приводит к серьезным нарушениям в поведении ребенка и развитию отрицательных реакций. У ребенка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приемах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребенка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро; чаще всего адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. Адаптирующегося ребенка отличают: преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха; нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми; утрата навыков самообслуживания; нарушение сна; снижение апатита; регрессия речи; изменения в двигательной активности, которая либо падает, либо возрастает; снижение иммунитета и многочисленные заболевания. Характер поведения в адаптационный период зависит от возраста детей.
Особенной уязвимы в плане адаптации к детскому саду дети с 1 года до 3 лет, поскольку именно в этот период малышу очень тяжело «оторваться» от мамы. Дети 2-3 лет испытывают страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям.
Врачи и психологи различают 3 степени адаптации детей к условиям дошкольного учреждения: легкую (15-30 дней); среднюю (30-60 дней); тяжелую (от 2 до 6 месяцев). Критериями степени тяжести адаптации выступают: эмоциональное состояние малыша; его отношение со сверстниками; отношения со взрослыми; сон и аппетит; частота и длительность острых заболеваний. Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что: при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу; ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам; малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые занятия и игрушки. Полярным типом для тяжелой адаптации является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего – полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет. Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный вариант. В подобных следует говорить о средней тяжести течения периода различных адаптационных изменений в детском организме. При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три этапа (фазы) адаптационного процесса. . «Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц. Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев. . Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии. Самым тяжелым является первый этап, который и называют острой фазой. Все этапы адаптационного периода у детей протекают сугубо индивидуально. Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.
Главной задачей педагогического коллектива детского сада является создание таких условий, при которых каждый ребенок сможет как можно более легко и с минимальными «последствиями» адаптироваться к новой жизни. Важную роль здесь играет процесс наблюдения за каждым ребенком, за тем, как он «переживает» процесс вхождения в новый для него мир. Педагог должен знать все признаки, по которым можно судить от степени переживания ребенком новых условий, о степени адаптированности его к детскому саду.
В психолого-педагогической теории выделяют следующие основные признаки эффективной адаптации: 1) адаптированность во «внеличностной» сфере. Ребенок получает знания, приобретает умения и навыки, добивается компетентности и мастерства в различных видах деятельности; 2) адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются эмоциональное насыщенные связи с другими детьми и со взрослыми.
Все дети отличаются способностью к адаптации, в связи с чем следует иметь в виду следующие критерии адаптированности ребенка: Внутренний критерий предполагает психоэмоциональную стабильность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущение угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности, установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормального поведения. В соответствии с этими критериями основными показателями успешности / неуспешности прохождения ребенком процесса адаптации выступают следующие показатели: состояние здоровья ребенка (удовлетворительное или неудовлетворительное); аппетит (хороший или плохой); сон (засыпание быстрое, сон спокойный и крепкий, пробуждение с хорошим настроением или нет); двигательная активность (подвижный, активный или скованный, пассивный); взаимоотношения со взрослыми и сверстниками (легко идет на контакт, есть интерес к общению, отсутствует агрессивность или контакты затруднены); деятельность (часто занят, даже увлечен, деятельность содержательная, активен в режимных моментах или пассивен и равнодушен); речь (инициативная, ответная или отсутствует); эмоциональный тонус (позитивный или негативный); желание – нежелание идти в детский сад; суждения родителей о состоянии и поведении ребёнка в семье (оптимистичные, заинтересованные или тревожные, негативные). Показателями окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени; спокойный ночной сон, без просыпания до утра. Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился. Таким образом, под адаптацией ребенка к детскому саду понимается процесс вхождения малыша в новую для него среду дошкольного учреждения и приспособление к ее условиям. При благоприятном течении адаптация приводит ребенка к состоянию приспособленности к условиям детского сада. Конечным результатом этого процесса является адаптированность. Адаптированным, т.е. хорошо приспособленным можно считать ребенка, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены.
Цель и главная функция педагогического коллектива во время адаптационного периода – помочь ребенку быстрее и легче приспособиться к новым условиям, достижение стабильности его эмоционально-психологического состояния и чувства безопасности и комфорта.
В современных исследованиях, документах по проблемам дошкольного образования подчеркивается особое значение семейного воспитания в развитии ребенка. Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения строится на основе идеи о том, что основную ответственность за воспитание, развитие и образование детей несут родители. Все остальные воспитательные институты — дошкольные учреждения, школы, дома творчества, музыкальные школы — должны дополнить, поддержать, направить их воспитательную деятельность (Т. А. Куликова). Такая философия требует и иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения, которые чаще всего определяются как взаимодействие и сотрудничество. Взаимодействие в данном случае рассматривается как способ организации совместной деятельности между субъектами, цель которой — добиться взаимопонимания и сотрудничества. Многие авторы в качестве результата такого взаимодействия выделяют особые взаимоотношения между педагогами и родителями, характеризующиеся общей заинтересованностью, готовностью к контактам, доверительностью, взаимоуважением (Е. П. Арнаутова, Т. И. Бабаева, В. П. Дуброва, О. Л. Зверева). Важно отметить, что в процессе взаимодействия и педагоги, и родители стремятся к совместной деятельности по воспитанию дошкольников, разрешению возникающих трудностей, проявляют активность, инициативу. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи направлено на совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. В чем трудности взаимодействия детского сада и семьи? Если в теории признается необходимость взаимодействия между педагогами и родителями, то в практике дошкольного образования существует целый ряд препятствий. Первая группа трудностей связана с тем, что у современных родителей немало социальных и психологических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны семейного воспитания, отвлекают их от задач развития детей, взаимодействия с образовательными учреждениями. Психологи, социологи выделяют следующие проблемы современной семьи: — изменение взаимоотношений в семьях, от традиционного патриархального к либеральному, или партнерскому типу взаимоотношений, но чаще — формальному; — тревога родителей за будущее своих детей, их здоровье, успехи, осознание родителями невозможности научить детей тому, как надо жить в современном обществе, в котором родители и сами дезориентированы; — острое прохождение кризисных этапов семьи на фоне неблагополучия социальной ситуации, увеличивающееся количество проблем внутрисемейных взаимоотношений, скандалов, разводов. Эти трудности семьи усугубляются личностными проблемами современных родителей: усталостью, психическим и физическим перенапряжением, возникающим чувством одиночества, отсутствия понимания, ростом чувства вины перед детьми, своей несостоятельности, беспомощности (В. В. Дружинин, Л. Г. Петряевская, Н. Ю. Синягина).
Осуществление эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможно при следующих условиях: — готовность педагогов к взаимодействию с родителями; — настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей; — осуществление педагогической диагностики особенностей семьи и семейного воспитания дошкольников; — определение значимых для педагогов и родителей задач и содержания, на основе которых будет осуществляться взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения В исследованиях по дошкольной психологии предлагаются разные технологии проектирования взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Так, например, в работе Т. И. Бабаевой разработана педагогическая технология взаимодействия воспитателей и родителей в подготовке детей к обучению в школе. Автор подчеркивает, что особое значение в этом взаимодействии отводится взаимопониманию и обоюдному доверию педагогов и родителей, которые нашли отражение в общем девизе технологии «Возьмемся за руки, друзья». На основе анализа исследований может быть определена общая технология проектирования взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, которая строится по следующим этапам. Диагностический этап направлен на изучение воспитателем особенностей семей и семейного воспитания дошкольников, интересов и потребностей родителей на основе методов психолого-педагогической диагностики. Для этого воспитатель использует методы первичной диагностики: анкетирование родителей на тему «Мой ребенок» (Приложение 1), беседу с родителями «Наша семья и ребенок», наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезок времени. Наряду с традиционными методами изучения особенностей семейного воспитания в ходе предварительной диагностики целесообразно использовать и сравнительно новые методы, некоторые из которых вошли в педагогическую практику из психологии и психотерапии. Мониторинг, проводимый после реализации отдельных этапов взаимодействия с семьей, позволяет оценить эффективность взаимоействия, удовлетворенность родителей совместной деятельностью. Мотивационно-образовательный этап (подготовительный) включает в себя вовлечение родителей в совместную с педагогом деятельность по воспитанию и обучению дошкольников, развитие у них интереса к особенностям своего ребенка и формированию его личности. На этом же этапе воспитатель помогает родителям разрешить трудности в семейном воспитании дошкольников, обогащает их педагогические знания и умения, организует психолого-педагогическое образование семьи. На этом этапе педагог помогает понять родителям, что именно их перспективное сотрудничество даст для развития ребенка. В зависимости от выбранного направления такое сотрудничество сможет расширить кругозор детей и решить их коммуникативно-речевые проблемы, или развить детскую любознательность и познавательную активность, или повысить уверенность ребенка. Проектировочный этап предполагает постановку педагогами и родителями целей и задач и определение содержания совместной деятель- ности по воспитанию и развитию дошкольников в семье и детском саду. На этом этапе воспитатель не только стремится установить тесные взаимоотношения с каждым родителем, но и способствует сплочению родительского коллектива группы — возникновению у них желания общаться, делиться проблемами, вместе с детьми проводить свободное время. В последних психолого-педагогических исследованиях подчеркивается, что для современных семей весьма часто характерны эмоциональное неблагополучие ребенка, дефицит общения и совместной деятельности с родителями. Все это приводит к тому, что около четверти дошкольников чувствуют себя недостаточно любимыми, недостаточно нужными своим родителям, испытывают тревожность и даже чувство враждебности к родственникам. Кроме того, исследования по проблемам семейного воспитания показывают, что многие родители испытывают трудности в воспитании детей. Для 70 % современных родителей в той или иной степени характерна неуверенность в правильности своей воспитательной позиции. Такая неуверенность взрослых негативно влияет на развитие личности дошкольников, порождая в их поведении неуравновешенность, тревожность, стремление управлять поведением родителей, затрудняет нормальные взаимоотношения в семье. При этом часто родители не осознают этих проблем, не понимают особой роли семьи в развитии ребенка в дошкольном детстве, а среди тех родителей, кто видит эти проблемы, только часть готова затратить усилия, чтобы их решать. В основу создания образовательных программ для родителей должны быть положены следующие принципы (Л. Г. Петряевская): — принцип приоритетности влияния семейных отношений, семейного воспитания на становление личности ребенка; — принцип значимости внутрисемейных отношений как ведущего компонента воспитательного потенциала семьи; — принцип единства и непротиворечивости воздействия семьи и образовательного учреждения в воспитании ребенка; — принцип целостного развития ребенка, предполагающий отражение многообразия влияния семьи на формирование целостной структуры личности ребенка.
Общаясь с родителями, педагог подчеркивает, что взрослым очень важно поощрять самостоятельность детей, поддеживать попытки ее проявления, хвалить ребенка за помощь и заботу. На этом этапе воспитатель стремится активно включать родителей в совместную деятельность с их детьми: сюжетные и подвижные игры, совместное рисование, создание общих поделок. Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со своим ребенком. Сплочению родителей и педагогов будет способствовать совместное с родителями оформление групповых газет, фотоальбомов (например, «Вот какие малыши, полюбуйтесь от души», «Вместе ходим в детский сад», «У нас в семье праздник»). Видя рост достижений своего ребенка, сами родители более активно включаются в педагогический процесс, организуя совместную с детьми досуговую деятельность (детско-родительские праздники, развлечения, экскурсии и прогулки по городу). На оценочно-рефлексивном этапе подводятся итоги взаимодействия, его результативности, вносятся коррективы в стратегию дальнейшего сотрудничества. Результаты детей становятся предметом обсуждения с родителями, в ходе которого важно уделить внимание педагогической рефлексии, что служит основой для определения перспектив дальнейшей правильной воспитательной работы. В процессе совместной с родителями деятельности воспитатель опирается на развивающиеся у них способности к самоанализу, к оценке результативности ребенка, умения замечать, как изменение собственной воспитательной тактики приводит к росту личностных достижений ребенка. Совместное подведение итогов, анализ качественных изменений, которые произошли в развитии дошкольников, становятся основой проектирования очередного шага. В заключение следует отметить, что последовательность выделенных этапов технологии взаимодействия родителей и педагога достаточно условна. В практике дошкольного образования в соответствии с выбранными задачами могут сосуществовать несколько этапов взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Далее приведем пример рекомендаций педагога – психолога об адаптации детей к детскому саду. Как родители могут облегчить процесс адаптации детей?
- Не показывайте и не рассказывайте ребенку о своих переживаниях, о том, что в детском саду ребенку будет не комфортно, наоборот сформируйте у ребенка положительную установку на детское учреждение, рассказывайте, что и вы ходили в детский сад и вам там нравилось. Вы можете придумать сказку о том, как мишка пошел в сад. Как ему там понравилось, сначала было неуютно и немного страшно, но он подружился с детьми и воспитателем. Эту сказку вы можете проиграть с игрушками. И в ней ключевым моментом является возвращение мамы за ребёнком. Ни в коем случае не прерывайте повествования. Пока не настанет этот момент. 2. Домашний режим дня должен быть приближен к режиму дня детского сада. 3. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по сторонних людей, высказывать положительное отношение к ним. 4. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, ребенку легче адаптироваться, если может занять себя игрушками. 5. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего. 6. Будьте спокойны и вежливы с ребенком и сотрудниками детского сада – ваше настроение передается ребенку! 7. Необходимо выработать единые требования к поведению ребенка с воспитателем – это облегчит ему привыкание к новым условиям. 8. Пусть ребенка отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. 9. Обязательно скажите, что вы придёте и обозначьте, когда. У вас должен свой ритуал прощания, после чего вы уходите уверенно.
Ожидаемые результаты.
Чтобы процесс адаптации ребенка в ДОУ прошел максимально безболезненно для всех сторон психолого-педагогического процесса, необходимо выработать единый подход к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении. Для успешной адаптации детей раннего возраста необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого. Психолого-педагогическими условиями адаптации детей к дошкольному учреждению являются учет их индивидуальнопсихологических и возрастных особенностей, факторов «риска», усложняющих адаптацию, организация взаимодействия ДОУ и семьи, консультирование родителей и воспитателей по проблеме адаптации детей раннего возраста. Детский сад должен стать реальной, а не декларируемой, открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества зависит во многом от взаимных установок семьи и детского сада.
Приложение 1
Анкетирование родителей на тему «Мой ребенок»
Вопросы анкеты.
- Комфортно ли чувствует себя ребенок в этой группе?
-да;
-нет;
- скорее нет, чем да.
- С Каким Настроением Ребенок Идет В Дошкольное образовательное учреждение?
- с хорошим;
- со слезами;
- по-разному;
- отказывается идти в дошкольное образовательное учреждение.
- Нравятся ли ребенку воспитатели группы, которую он посещает?
- да;
- не очень, ребенок находится в напряжении, общаясь с воспитателями;
-скорее да, чем нет.
- Есть ли у ребенка предпочтения в общении с воспитателями?
-да,
-легче идет на контакт только с одним воспитателем;
- нет, общается с обоими воспитателями группы одинаково легко,
- нет, общается одинаково трудно.
- Какие индивидуальные особенности вашего ребенка необходимо учитывать воспитателям?
-повышенную подвижность;
- стеснительность;
- обидчивость;
- упрямство;
-двуязычие;
- затрудняюсь ответить.
- Как Вы называете ребенка дома?
Пиложение 2
«Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями»
1 стадия. Поиск контактов .
Первая встреча воспитателя с родителями. Воспитатель и родители испытывают интерес друг к другу и одновременно волнение, чувство тревоги и настороженности, сомнение в том, будет ли достигнуто взаимопонимание, не пропадет ли желание общаться в дальнейшем. На этой стадии воспитателю необходимо проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, не оттолкнуть их непродуманными вопросами. В доброжелательном тоне участники беседы обмениваются мнениями по поводу каких-либо черт характера, особенностей поведения ребенка. При этом воспитатель заостряет внимание на положительных началах в личности ребенка. В процессе первого общения, если оно строится на основе обоюдного уважения, желания достигнуть взаимопонимания, снимается напряжение в отношениях воспитателя и родителей, преодолевается недоверие друг к другу.
2 стадия. Поиск общей темы.
На второй стадии воспитатель более активно проявляет интерес к ребенку, к условиям семейного воспитания, выясняет, как проявляется забота родителей о ребенке, чувствуют ли они ответственность за его воспитание, судьбу. Воспитатель расспрашивает родителей, на какие положительные качества ребенка можно опираться в процессе воспитания или перевоспитания. Родители делятся наблюдениями, высказывают сомнения о некоторых непонятных им поступках, особенностях личности ребенка. Воспитатель вместе с родителями обсуждает, что необходимо воспитать, развить в ребенке, подчеркивает его неповторимость, индивидуальность, с которой непременно надо считаться в процессе воспитания и перевоспитания. Вместе с тем воспитатель осторожно может заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка, о явных отклонениях от нормы. Таким образом воспитатель готовит почву для взаимопонимания, выявляет, одинаково ли обе стороны относятся к будущему объекту воздействия – ребенку. На этой стадии зарождаются положительные эмоции от общего интереса, доброжелательного общения, что необходимо для налаживания дальнейшей совместной педагогической деятельности.
3 стадия. Установление общих требований к воспитанию ребенка.
Воспитатель ведет разговор с родителями о педагогических условиях и возможностях плодотворного сотрудничества, подчеркивает, каким должно быть отношение к ребенку (вера в его физические и умственные возможности, доверие и уважение к нему). Ребенку предлагается конкретная помощь.
Воспитатель побуждает родителей высказывать взгляды на воспитание, выявляет методы, используемые ими, способы воздействия на отрицательные поступки ребенка. Мнения родителей, даже если они неверные, воспитатель выслушивает внимательно, не опровергая их, как бы поддерживая педагогическую позицию родителей, их уверенность в том, что они могут правильно воздействовать на ребенка. Вместе с тем он предлагает свои, педагогически обоснованные способы воздействия, призывает объединить усилия, предъявить ребенку единые требования. На данной стадии у родителей и воспитателя крепнет интерес друг к другу, стороны соглашаются на педагогическое сотрудничество, на выработку единых требований к ребенку, на согласование воспитательных усилий.
4 стадия. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели
Согласившись на совместное педагогическое сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи в воспитании ребѐнка. В этот период воспитатель должен направить усилия на то, чтобы родители признали свои ошибки, недостатки в воспитании. Не исключены споры, возражения, несогласие по тому или иному вопросу. Возможны критические замечания родителей по поводу предложений воспитателя. Но именно в таких откровенных спорах воспитатель вскрывает истинную позицию семьи, ее воспитательные возможности и особенности. Эта стадия прогнозирования возможных вариантов отношений воспитателя с родителями. У сторон могут возникнуть опасения: “Стоит ли до конца раскрывать себя, быть предельно откровенным?” Но это не мешает упрочнению сотрудничества на пути к достижению общей цели.
5 стадия. Реализация индивидуального подхода.
Воспитатель, акцентируя внимание на положительных моментах в воспитании ребенка, сообщает родителям о замеченных им изъянах семейного воспитания. Откровенность воспитателя должна расположить к нему родителей, заставить их прислушаться к его советам. Он предлагает конкретные меры педагогического воздействия на ребенка, опираясь на ранее предложенные меры воздействия со стороны родителей. С целью упрочнения контактов воспитатель не должен демонстрировать родителям свою всесильность и непогрешимость. Напротив, он может доверительно сообщить им о некоторых сомнениях, затруднениях в воспитании ребенка, прислушаться к предложениям отца и матери, попросить у них совета. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка.
6 стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества.
Обсуждается конкретный план целенаправленного воздействия на ребенка. Это стадия углубления и расширения педагогического сотрудничества, период распределения принятых и согласованных ролей, реализации единых педагогических воздействий на ребенка. Как и на предыдущих стадиях, на последней нецелесообразно предлагать готовые решения, оказывать прямое давление на родителей. Необходимо создавать такие условия, которые побуждают родителей к активности, инициативе. Воспитатель, анализируя действия родителей, одобряет порой даже незначительные их успехи в воспитании. На заключительном этапе сотрудничества важно всячески поддерживать и расширять создавшуюся педагогическую общность, укреплять педагогику сотрудничества, не ослаблять единство педагогических требований к ребенку. Необходимо также тщательно анализировать развитие процесса совместной деятельности воспитателя и родителей, направленной на коррекцию поведения ребенка
Список литературы
-
- Калинина Р.Г. Ребенок пошел в детский сад. // Дошкольное воспитание.1998. № 4. С. 2-9. 25.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: учебное пособие. М.: РОУ, 1996. 27.
- Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2006. 112 с.
- Еманова, С. В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста : учебное пособие / С. В. Еманова. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. – 142 с
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил
- Доронова Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 12–15. 12. 7. Евстратова Е. А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. СПб. : Союз, 2003. 276 с.
- Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. М. : Академия, 2008. 170 с.