автор: Киселёва Кадрия Зафировна

Воспитатель МДОУ “ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 101 “ЖАР-ПТИЦА”, г. Саратов

«Развитие мелкой моторики рук у старших дошкольников как средство овладения письмом».

 

«Развитие мелкой моторики рук у старших дошкольников как средство овладения письмом».

 

Актуальность темы: В наше время особенно актуальной встала проблема развития мелкой моторики у детей, так как наукой уже давно доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей.

Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной, и нервной системы организма.

В соответствии с ФГОС необходимо обеспечить полноценное развитие воспитанников во всех образовательных областях, тем самым создать равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства. С каждым годом становится всё больше детей, имеющих проблемы в речевом развитии, нарушении координации движений, недоразвитость моторики, мыслительных действий, ориентировки в пространстве, поэтому необходимо искать новые пути решения этих

проблем. Без предварительной подготовки таким детям будет трудно освоить навыки письма.

 

С 2016 года я углублённо работаю над методической темой  «Развитие мелкой моторики рук у старших дошкольников как средство овладения письмом».

 

Цель работы:

  • формирование предпосылок учебной деятельности;

Задачи:

  • Развивать тонкую ручную моторику.
  • Совершенствовать мыслительные процессы.
  • Формировать пространственные функции

 

Подобрала упражнения по развитию мелкой моторики, умственных

действий, ориентировки в пространстве, которые использую в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности. Внедрила в практику работы технологию Л.А.Венгера по развитию умственных способностей детей. Изготовила дидактические игры и пособия, подобрала упражнения на развитие мелкой моторики, умственных действий, ориентировки в пространстве. Оформила уголок «Умелые ручки».

В начале учебного года в подготовительной  группе провожу обследование состояния мелкой моторики у воспитанников. На основе полученных результатов спланировала всю педагогическую деятельность. Отбирала наиболее эффективные приёмы работы, упражнения и задания. Во всех видах деятельности активно использовала пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры с речевым сопровождением, пальчиковый массаж, элементы ТРИЗ, рисование красками различными способами, аппликацию, ручной труд; рисование по трафаретам, фигурным линейкам, штриховку, работу в тетрадях и прописях. Для активизации детской деятельности некоторые игры и упражнения провожу в форме соревнований. Пространственная ориентировка наиболее успешно развивается в ходе дидактических и подвижных игр при активности самого ребёнка. С этой целью модифицировала игры и игровые упражнения, разработанные Л.А.Венгером и содержащие задания на выделение пространственных отношений. Эти дидактические игры сочетаются с изучаемыми лексическими темами и способствуют отражению соответствующих представлений в речи, формированию пространственных функций. Углублённая работа по теме даёт хорошие результаты: развиваются двигательные функции, формируется мыслительная деятельность, пространственные представления и понятия, что способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

  В результате обследования обозначились причины низких показателей, а именно: недостаточное произвольное внимание, низкая работоспособность, в индивидуальных способностях, в первую очередь в темпераменте, выражающиеся в достаточно медленном темпе выполнения задания.

Определилась с целью дальнейшей работы – развивать общую координацию, совершенствовать мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготавливая их к письму, рисованию, способствовать своевременному и гармоничному умственному развитию дошкольников.

 

В работе использую современные технологии, направленные на

развитие познавательно – речевой активности в работе с детьми старшего

дошкольного возраста:

  • физкультминутки;
  • пальчиковая гимнастика;
  • элементы ТРИЗ в развитии графических навыков у детей с ОНР;
  • рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей,

зубной щёткой и т.д;

  • лепка с использованием природного материала: семян, гороха,

камешков, ракушек и т.д;

  • аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек);
  • ручной труд в развитии графических навыков у детей с ОНР;
  • плетение;
  • рисование по трафаретам;
  • рисование по фигурным линейкам;
  • штриховка;
  • работа в тетрадях, прописях выполнение графических упражнений.

Разработала цикл мультимедийных презентаций по темам:

  • «Осень», «Зима», «Весна»;
  • «Пальчиковые гимнастики с речевым сопровождением»;
  • «Пальчиковые игры с речевым сопровождением»;
  • «Пальчиковый массаж».

Оформила уголок для развития мелкой моторики рук, для чего

изготовила дидактические игры и задания направленные на развитие мелкой

моторики:

  • «Волшебные бусы»;
  • «Перебери крупу»;
  • «Забавные клубочки»;
  • «Чудо–елочка» (включающая в себя разные виды шнуровки,

завязывание узелков, бантиков, плетение косичек, нанизывание бусин);

  • «Пальчиковые игры с палочками»;
  • «Пальчиковые игры со скороговорками»;
  • «Пальчиковые игры со стихами».

Провела ряд консультаций для педагогов ДОУ: «Готовим ребенка к

письму», «Нужна ли специальная подготовка к школе» и др.

 

Составила перспективное планирование развития мелкой моторики у

детей старшей группы  по всем лексическим темам. Работу направила на всестороннее развитие дошкольника: познавательное (формирование представления о рукотворном мире); перцептивно – эмоциональное (формирование положительного отношения к искусству); практическое (формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия).

 

Определила этапы работы:

  • Подобрать дидактические игры, способствующие развитию

мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи.

  • Стимулировать умственное развитие детей путем тренировки

пальцев рук.

В конце первого года работы в показателях результатов диагностики

наметилась положительная динамика.

 

Таким образом: разработанная мною система работы по формированию умственных способностей у детей через тренировку пальцев рук дала хорошие результаты, о чем свидетельствуют результаты мониторинга:

 

Уровень Графический диктант Дорожки Штриховка Дорисуй узор Нажим карандаша
2016-2017 П-60%

Ч-40%

Н.О-0%

П-65%

Ч-35%

Н.О-0%

П-60%

Ч-40%

Н.О-0%

П-60%

Ч-240%

Н.О-0%

П-65%

Ч-35%

Н.О-0%

2017-2018 П-65%

Ч-35%

Н.О-0%

П-70%

Ч-30%

Н.О-0%

П-70%

Ч-30%

Н.О-0%

П-65%

Ч-35%

Н.О-0%

П-70%

Ч-30%

Н.О-0%

 

Вывод: У детей развились функций рук, выполняющие более тонкую и дифференцированную работу. Параллельно с этим усовершенствовались речевая функция и умственные способности. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Считаю, что выбранная мною тема и поставленная цель полностью реализована.

Работая над методической темой, я использовала разные виды совместной деятельности с детьми, которые  при целенаправленном применении определили успешность работы, способствующей развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.       Результатом работы над методической темой является целенаправленное поэтапное развитие у детей мелкой моторики рук, формирование технических навыков, формирование умственных способностей, связанных с познавательной функцией.

Своим высшим достижением в работе с детьми считаю умение создать благоприятные, психологически комфортные условия для их всестороннего развития. Первостепенное значение для меня имеет забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, позволяющие растить их общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

 

Литература:

  • «Ура! Я научился!» Л. Белоусова;
  • «Развиваем руки, чтоб учиться и писать. И красиво рисовать» С.Гаврина;
  • «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет Н.Кванч; «Развитие воображения у детей» Л.Субботина;
  • «Покажи и расскажи» Н.Костылева;
  • «Пальчиковые игры для развития дошкольников» А.А. Белая;
  • «Гимнастика для пальчиков» Е.М.Косимова;
  • «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Л.П.Савина;
  • «Пальчиковые игры», «Стихи для развития речи детей» О.И.Крупенчук;

 

Развитие мелкой моторики рук у старших дошкольников как средство овладения письмом