автор: Клименко Елена Анатольевна

Учитель-логопед МБДОУ№157 г. Мурманск

Мастер-класс для педагогов.Игровая логопедия: как трудное сделать легким и интересным.

 

МАСТЕР-КЛАСС

Игровая логопедия: как трудное сделать легким и интересным.

Клименко Елена Анатольевна,

учитель-логопед МБДОУ г. Мурманска №157

 

Тема: Игровая логопедия: как трудное сделать легким и интересным.

Цель: Наглядно продемонстрировать использование метода сенсорно-интегративной логотерапии (М.И. Лынской) в логопедической работе с дошкольниками.

 

Оборудование: 

  • 4 небольших полукруглый стола, стул, элементы костюмов: парик с цветными волосами, очки, белый халат, ободки-косички, бейсболки;
  • серебристый мячик с таймером;
  • портативная колонка, флешка с музыкальными записями: «Паровоз- Букашка» (слова А. Морозова, музыка А. Ермолова), запись звуков живых и неживых предметов (лай собаки, шум дождя, кваканье лягушки, поезд, скрип снега под ногами) ;
  • поднос и 5 непрозрачных контейнеров, помидоры (свежий крупный, маленький на ветке, зеленый маринованный, кусок свежего помидора, игрушечный помидор, помидор на картинке),  карточка-подсказка с изображением глаза;
  • карточка-подсказка с изображением уха;
  • коробка с прорезями, различные предметы для ощупывания(Н: машинка, колокольчик, карандаш, мяч, конфета и т.д.), карточка-подсказка с изображением руки;
  • коробка с крышкой, декоративная салфетка, одноразовая тарелка, кусочки натурального ананаса и овощей, шпажки, карточка-подсказка с изображением языка, мешочек для мусора;
  • непрозрачные сосуды с крышками, в них запахи для узнавания (Н: кофе, духи, чеснок, апельсин), карточка-подсказка с изображением носа;

 

Ход проведения:

  1. Мотивационный этап: мотивация на совместную деятельность, создание эмоционального настроя на совместную деятельность.

 

Учитель-логопед:

– Антуан де Сент-Экзюпери в аллегорической повести-сказке «Маленький принц» писал: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало, кто из них об этом помнит».

А вы помните?

Сегодня Вашему вниманию я представлю мастер-класс, тема которого: «Игровая логопедия: как трудное сделать легким и интересным». 

Цель: наглядно продемонстрировать использование метода сенсорно-интегративной логотерапии (М.И. Лынской) в логопедической работе с дошкольниками.

Для вас, дорогие коллеги, очень простое игровое упражнение: «Придумайте, слово» 

-Серебристый комок (мяч с таймером) передавайте, любое слово быстро называйте!

 Слушатели: передают комок, называю слова.

Учитель-логопед:

-Было просто, верно? А дошкольников, казалось бы,  простое задание, «Назови любое слово», «Придумай слово», ставит в замешательство. Детям с нарушением речи выполнение такого упражнение может оказаться малодоступным или недоступным. Как вы думаете, почему?

 Слушатели: высказывают предположения. 

Учитель-логопед:

– Верно, часто у дошкольников не сформировано абстрактное понятие «слово».  В силу возрастных особенностей абстрактное мышление развито недостаточно, поэтому ребенок просто не понимает смысла задания. Это создает определенные трудности в образовательной деятельности по развитию и коррекции речи, ведь слово является смысловой единицей языка. 

  1. Практическая часть: реализация цели мастер-класса.

Учитель-логопед:

– Мне нужны  помощники (четное количество человек).

Участники мастер-класса – помощники выходят.

Учитель-логопед:

 

– Попрошу моих помощниц и зрителей на несколько секунд закрыть глаза (ведущий мастер-класса надевает очки, парик, белый халат. Превращается в Профессора).

Лаборатория

Профессор:

– Можно всем открыть глаза. Здравствуйте! Вы находитесь в нашей детской лаборатории. А я Профессор детских наук! Поэтому мне придется вас, уважаемые взрослые, превратить в детей. Не возражаете? (Участники надевают элементы костюма: девочки – ободки с косичками, мальчики – бейсболки)

– Для проведения сегодняшнего эксперимента мы отправимся на поезде. Как же нам изобразить поезд? Конечно, это не случайно. Ведь в детской лаборатории нет случайностей: все помогает моим маленьким посетителям что-то понять… 

-Итак, я первая-я начало (строимся в поезд слева-направо относительно зрителей). 

Кто последний? Поднимите руку. А теперь поднимите руки все остальные! Вы в середине. Поехали! (Звучит музыка «Паравоз Букашка» (слова А. Морозова, музыка А. Ермолова))

1 опыт: карточка -подсказка с изображением глаза(сенсорное восприятие предмета с помощью зрительного анализатора).

Профессор:

– Итак, мы на месте. Что мы будем делать нам укажет подсказка. Где же она? Что вы на ней видите? (Глаз, будем внимательно смотреть глазами).

Участники видят на столе непрозрачные контейнеры с крышками в которых:

  1. Помидор натуральный большой;
  2. Помидор натуральный маленький на ветке;
  3. Долька помидора;
  4. Помидор игрушечный;
  5. Зеленый маринованный помидор
  6. Картинка с изображением помидора.

Участники открывают контейнеры по очереди – видят предмет, потом его прячут и называют то, что спрятали словом.

Делают вывод-обобщение: предмет исчез, а слово помните: помидор. Словами мы называем все то, что видим. Видим предмет – говорим слово. У слова всегда есть значение. Разные по виду, но объединенные одним значением предметы, мы называем одним словом.

2 опыт:  карточка-подсказка с изображением уха (сенсорное восприятие предмета с помощью слухового анализатора).

Профессор:

– Ребята! Нужно найти подсказку! Что вы на ней видите? (Находят карточку с изображением уха. – Будем слушать).

– Сейчас я буду включать звук живого или неживого предмета, а вы будете угадывать кто( или что) звучит и называть слово.

Участники по звуку угадывают предмет. Называют слово.

Профессор:

– Что(кого) представил(а) на этот звук? Какое слово сказал(а)?

Делают вывод-обобщение:  слышим звук предмета – говорим слово. По звуку можно узнать предмет и назвать его словом. У каждого слова – свое значение.

3 опыт: карточка-подсказка с изображением руки (сенсорное восприятие предмета с помощью тактильного анализатора).

Профессор:

-Ищем подсказку! Что вы на ней видите? (Находят карточку с рукой. –Будем трогать, держать, щупать).

Участники по очереди просовывают руку в коробку, ощупывают предмет. Угадывают предмет – называют его словом).

Делают вывод-обобщение: мы не видели предметов, но на ощупь угадывали их и называли слово. У каждого слова – свое значение.

4 опыт: карточка-подсказка с изображением носа (сенсорное восприятие предмета с помощью обонятельного анализатора).

Профессор:

-Ищем снова карточку-подсказку Что вы на ней видите? (Находят карточку с изображением носа. –Будем нюхать, узнавать предметы по запаху).

Участники видят на столе непрозрачные сосуды, закрытые крышкой, темные повязки для глаз. Делятся на пары. 

Один человек в паре надевает повязку, другой открывает сосуд и подносит его к носу своему напарнику. Первый угадывает по запаху, что в сосуде – называет слово.

Делают вывод-обобщение: не видя предмет, можно узнать его по запаху. Чувствуем запах предмета – называем слово. У каждого слова – свое значение.

5 опыт: карточка -подсказка с нарисованным языком (сенсорное восприятие предмета с помощью вкусового анализатора). 

Профессор:

– Как вы думаете, что будем делать? (Находят карточку с изображением языка. – Будем угадывать предметы по вкусу ).

Участники видят а столике прикрытая непрозрачной крышкой тарелка и повязки для глаз. Снова деляться на пары.

Один человек в паре надевает повязку, другой с помощью одноразовых вилочек дает ему кусочек для пробы. Первый угадывает по вкусу, что съел – называет слово.

Делают вывод-обобщение: не видя предмет, можно узнать его по вкусу. Чувствуем на вкус предмета – говорим слово. У каждого слова – свое значение.

Итог эксперимента: 

Профессор:

-Мои маленькие участники, надеюсь, вы сможете сами сделать вывод.  Для вас еще одна подсказка, но она распалась на кусочки, а вы их все собрали. Соедините все ваши собранные подсказки – посмотрите, что получится.

Участники все вместе собранные подсказки собирают  в одну большую.

Получилось изображение головного мозга с условно обозначенными зонами глаза, уха, носа, языка, руки. 

Делают вывод-обобщение: человек может узнать предмет, когда видит его, узнает на ощупь, по звуку, по запаху, на вкус и при этом говорит определенное слово.  У слова всегда есть значение. Разные по виду, но объединенные одним значением предметы, мы называем одним словом.

Профессор: 

делает обобщение с помощью художественного слова (авторская интерпретация стихотворения А. Шибаева).

– Всему название дано. И зверю, и предмету.

            Вещей кругом полным-полно, а безымянных нет.

               И все, что только видит глаз над нами и под нами,

                            И все что слышим, чувствуем сейчас обозначено словами.

Профессор: 

-Сегодня наша лаборатория детских наук закончила свою работу, и нам пора возвращаться обратно в нашу взрослую жизнь. А поможет нам опять наш поезд, который отвезет нас назад во взрослую жизнь. С левой стороны начало. Кто конец? А все остальные, где (в серединке). Поехали! (Звучит музыка «Паравоз Букашка» (слова А. Морозова, музыка А. Ермолова))

Участники и Профессор снимают элементы костюмов.

Учитель-логопед: обращается к участникам и зрителям мастер-класса

– Огромная благодарность всем участникам сегодняшних опытов в Лаборатории детских наук. Думаю, и участники и зрители, все поняли, для чего ребята путешествовали на поезде?

Слушатели: дают ответы.

Учитель-логопед: обобщение ответов слушателей.

-На этапе формировании понятия слово в игровой форме реализуется пропедевтическая задача: закрепляется общее понятие начала, середины и конца в ряду предметов, что бы в дальнейшем позволяет использовать это понимание при  формирования навыка позиционного анализа слова, определении начала, середины и конца в слове.

III. Рефлексивный этап: подведение итогов, оценка результатов проведения мастер-класса.

Учитель-логопед: 

– На современном этапе развития образования особое внимание направленно на инновационные образовательные технологии. Основным критерием «инновационности» является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения. Применение метода сенсорно-интегративной логотерапии М.И. Лынской, на мой взгляд, позволяет трудное для ребенка превратить в привычное, легкое и интересное, а значит, сделать процесс развития и коррекции речи наиболее эффективным. Из опыта включения метода в свою работу, могу сказать, что его применение повышает познавательную и речевую активность дошкольников, мотивацию, развивает умение ребенка взаимодействовать со взрослым и сверстниками, а также способствует становлению целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

– Слушатели: задают вопросы, делятся своими впечатлениями, опытом работы по теме мастер-класса. 

 

Мастер-класс для педагогов.Игровая логопедия: как трудное сделать легким и интересным.