автор: Клышникова Екатерина Ивановна
учитель-дефектолог
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Киржача»
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ, С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА
КЛЫШНИКОВА Е.И.
Учитель-дефектолог ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Киржача»
В занятиях с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, важно уделять внимание комплексному подходу развития и коррекции имеющихся нарушений. От одного направления деятельности, будь то координационная гимнастика или упражнения на развитие мелкой моторики у ребёнка не произойдёт скачок в когнитивном развитии. Только при выполнении комплекса заданий, нацеленных на развитие различных мозговых структур, совершенствование знаний, овладение новыми умениями и навыками – возможен прогресс в развитии. Именно комплексное воздействие на различные зоны мозга позволяет добиться активизации нейронных процессов, которые непосредственно влияют на развитие высших психических функций детей с нарушениями в развитии.
Не менее важным является то, какие методы и средства обучения применяет учитель – дефектолог на своих занятиях.
В практике моей коррекционно-развивающей деятельности хорошие результаты показало включение в работу таких упражнений, как:
-
- Дыхательная гимнастика. Дыхание – один из основных жизненно важных процессов организма. Контроль своего дыхания включает умение контролировать себя, удерживать внимание, сосредоточиться на процессе. Дыхательные упражнения насыщают организм кислородом, понижают уровень стресса и дают возможность настроиться на дальнейшую работу. Правильное дыхание также необходимо в процессе говорения и чтения.
- Глазодвигательные упражнения, как способ активизации определенных участков мозга и создания позитивного фона занятий. Зрительно-моторная координация необходима для выполнения графических заданий, чтения, письма.
- Упражнения на крупную моторику, как способ создания необходимой двигательной базы, контроля своего тела, координированности и согласованности движений. Эти навыки являются базой для формирования пространственных представлений и хозяйственно-бытовых навыков.
- Упражнения на развитие мелкой моторики, как способ развития интеллекта. Именно характер пальцевого праксиса во многом определяет когнитивные перспективы и способности ребенка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем выше возможности развития интеллекта.
- Гимнастика мозга – специальный комплекс упражнений, направленный на усиление работоспособности мозговых функций, тренировки нейронных связей. Этот способ помогает ребёнку включиться в рабочий процесс и активизировать нейронные процессы для обеспечения необходимого уровня восприимчивости и совершенствования работоспособности. Для решения этих задач хорошо себя зарекомендовали упражнения из нейрофитнеса, адаптированные для конкретной категории обучающихся.
- Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия, как основа формирования связей между правым и левым полушариями головного мозга. Межполушарное взаимодействие необходимо развивать для согласованной межполушарной работы, полноценного разностороннего развития и координированности. Для этого вида работы целесообразно использовать элементы нейромоторики.
- Сенсорная интеграция, как один из вариантов взаимодействия с окружающим миром и возможность выдавать адекватный адаптивный ответ.
- Элементы мозжечковой стимуляция – как один из методов работы с моторным развитием, влияющим на функционирование познавательных функций.
Безусловно, каждый метод является сильным инструментом в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, но лишь при их комплексном включении в занятие мы имеем возможность задействовать разные зоны головного мозга, что даёт значительно больший результат от коррекционно-развивающей деятельности. Все вышеперечисленные методы, используемые мной в работе, не являются основой построения занятия, а служат дополнением для решения коррекционных задач урока. Различные варианты сочетания упражнений позволяют достигнуть эффекта новизны, что в свою очередь мотивирует вовлеченностью и интерес со стороны детей, что также существенно повышает результативность. Кроме того, в современной коррекционной работе мы можем использовать такие методики, как сказкотерапию, музыкальную терапию, элементы эрготерапии. Включение в стандартную программу развития элементов различных дисциплин позволит совершить качественный скачок в развитии ребенка.
Упражнения для мозжечковой стимуляции представляют собой занятия, стимулирующие развитие головного мозга. В частности, зоны, контролирующие формирование высших психических, когнитивных функций. Целесообразно задействовать упражнения на совершенствование равновесия, такие упражнения позволяют улучшить синхронизацию полушарий мозга, а значит и взаимодействие вестибулярной, тактильной, кинестетической и зрительной систем. Как следствие, качество работы мозговых систем – повышается. Для того, чтобы активизировать работу двух полушарий и сделать её более согласованной, необходимо тренироваться, то есть создавать условия для улучшения этой работы. При регулярном выполнении перекрёстных движений формируются качественно новые нервные волокна, нейронные связи, связывающие два полушария головного мозга. Это, безусловно, провоцирует совершенствование высших психических функций. Кроме перекрестных движений также оказывают воздействие на развитие мозжечка и координационные упражнения, и, соответственно, на согласованность движений.
Применение в работе синтеза методов нейропсихологии, адаптивной физической культуры и коррекционной педагогики позволяет создать уникальные методы развития детей с ОВЗ. Процессы сенсорной интеграции, основанные на взаимодействии психомоторики и интеллектуальных функций, позволяют образовывать качественно новые нейронные связи, и, как следствие, улучшать качество мозговой деятельности.
В приложении представлен пример занятия с возможными вариантами комбинаций упражнений.
Приложение.
Коррекционно – развивающее занятие.
- Дыхательные упражнения. Исходное положение – лёжа на спине, руки и ноги выпрямлены вдоль тела. По инструкции педагога обучающийся делает вдох через нос, выдох через широко открытый рот. После нескольких повторений упражнение усложняется, ребёнок продолжает лежать на спине, далее по инструкции педагога, делая вдох через нос, поднимает правую ногу перпендикулярно полу. Делая выдох через широко открытый рот, ребёнок опускает ногу. Аналогично упражнение проделывается с левой ногой.
- Глазодвигательные упражнения. Исходное положение не меняется, ребёнок лежит на спине зафиксировав голову. Педагог, управляя небольшим, но ярким демонстрационным предметом, водит слева – направо, по диагонали, в обратном направлении, снизу вверх, к носу и обратно (ребёнок должен смотреть на предмет двумя лазами, не поворачивая голову). Необходимо на несколько секунд удерживать демонстрационный предмет неподвижно, ребёнку, соответственно, необходимо сконцентрировать взгляд. Упражнение начинает выполняться на расстоянии примерно 40 – 50 см, постепенно сокращая расстояние до 10 см. При успешном выполнении упражнения ребёнок может продолжить, самостоятельно управляя предметом.
- Упражнение «Раскачивания». Исходное положение – сидя, обхватив руками согнутые в коленях ноги. Далее обучающийся округляет спину, раскачиваясь и отклоняясь и возвращается в исходное положение. Упражнение выполняется в течении 1 – 2 минут.
- Упражнение «Обратные раскачивания». Исходное положение – лёжа на животе, руки вытянуты вперёд, прямые ноги приподняты. По инструкции педагога обучающемуся необходимо прогнуть спину в районе поясницы и немного покачаться в таком положении.
- Упражнение «Ползание». Обучающийся ползает лёжа на спине, лёжа на животе. Затем перемещается «на четвереньки». Выполняет шаг по инструкции педагога сначала правой рукой и одновременно правой ногой, затем левой рукой и одновременно левой ногой. Затем упражнение выполняется аналогично назад, в обратном направлении.
- Разминание ладоней и пальцев рук. Педагог круговыми движениями массирует обучающемуся пальцы рук и ладони. Затем аккуратно вращает руки обучающегося в кистевом суставе по часовой стрелке и в обратном направлении.
- Упражнение «Узнавание». Педагог проводит рефлексию с обучающимся по теме «геометрические фигуры», обсуждает какие из фигур ребёнок знает, как они выглядят, просит зарисовать. Затем педагог рисует пальцем на спине ребёнка какую-либо геометрическую фигуру и просит обучающегося назвать её. Аналогично упражнение можно проделать с руками ребёнка, рисуя на кистях и тыльной стороне руки. Затем педагог рисует буквы и так-же просит ребёнка узнать, что нарисовано.
- Игра с мячом. Педагог демонстрирует обучающемуся упражнение с мячом, ударяя мяч об пол. Ребёнок повторяет. Когда навык достиг совершенства, добавляется хлопок в ладоши, в моменте удара мяча об пол.
- Упражнение «Узнавание звука». Подготовьте небольшие ёмкости, заполненными различными материалами (песок, крупа, скрепки, фасоль и т.д.) в 2-х экземплярах, демонстрационный и рабочий. Во время сотрясания – ёмкости издают различные шумы. Педагог выбирает любой вариант из демонстрационного набора и начинает сотрясать. Обучающийся прислушивается к воспроизводимому шуму и старается найти аналогичный по звуку предмет, в своём рабочем наборе. Необходимо найти пару каждому предмету.
- Ритмические упражнения. Педагог простукивает рукой по столу, задавая лёгкий ритм. Ребёнок старается повторить заданный ритмический рисунок. Упражнение совершенствуется, усложняя ритм и его продолжительность. [4]
Список литературы:
- Дмитриев, А. А. Дифференцированный подход в физическом воспитании учащихся вспомогательных школ / А. А. Дмитриев // Дефектология. — 1989. — № 5
- Доктор Пол И. Деннисон и Гейл Деннисон. «Гимнастика мозга» книга для учителей и родителей. Электронная книга.
- Мозговой, В.М. Развитие и коррекция нарушений двигательных функций детей и подростков с нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания / В.М. Мозгова // Дефектология. 2004. – № 6. – 88 с.
- Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. В. Семенович. — 9-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 476 с.). — М. : Генезис, 2017. — (Учебник XXI века). —ISBN 978-5-98563-502-7
- Теречева М. Н., Л. Н. Павлова Технология сенсорной интеграции в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. УДК 376 – 056.2 : 316.61 : 159.93