автор: Кода Ирина Георгиевна
учитель-логопед
МБДОУ детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края

Артикуляционная гимнастика

  

 

Роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе 

Значение артикуляционной гимнастики трудно переоценить, потому что она  занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. 

При произношении того или иного звука, каждый артикуляционный орган,  который участвует в речевом процессе, занимает определенное положение.  В нашей повседневной речи звуки произносятся не изолированно, а один за  другим, т.е. чтобы речь была внятной и понятной, артикуляционные органы  должны быстро менять свое положение. Добиться этого можно только при  развитых мышцах этих органов, их достаточной подвижности и способности  перестраиваться. 

Ребенок с младенческого возраста проделывает большое количество  артикуляционно-мимических движений губами, языком и челюстью,  сопровождая их лепетом, бормотанием и другими диффузными звуками. По  сути они выполняют роль гимнастики в естественных жизненных условиях. 

По мере взросления, развитие мышц органов артикуляционного аппарата  происходит постепенно. В логопедическом процессе артикуляционная  гимнастика является своеобразной базой, на основании которой строится  дальнейшая работа. Иными словами, если у ребенка не развиты органы  артикуляционного аппарата, он не понимает, какое положение должны  занимать язык, губы и челюсть при произношении того или иного звука, то и  дальнейшее логопедическое воздействие не даст никакого результата. 

Особенности артикуляционной гимнастики 

Цель артикуляционной гимнастики в логопедической работе заключается в  выработке полноценных движений и положений артикуляционных органов,  а также в умении объединять простые движения в сложные, которые  необходимы для правильного процесса звукопроизношения.

Упражнения проводятся каждый день примерно по 3-5 минут. Все движения  осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым  движением. Это нужно для того, чтобы логопед мог контролировать качество  этих движений, а ребенок могу ощущать и запоминать все свои действия. 

Сначала все занятия проводятся перед зеркалом, потому что на этом этапе  очень важен зрительный самоконтроль. Количество повторений того или  иного упражнения индивидуально. На начальном этапе можно ограничиться  двумя повторениями, постепенно доводя это количество до 10. 

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики позволяет: 

укрепить мышцы и органов артикуляционного аппарата, а также улучшить их  подвижность; 

научить ребенка удерживать необходимую артикуляционную позу; увеличить амплитуду движений; 

уменьшить напряженность органов артикуляционного аппарата; 

подготовить дошкольника к правильному звукопроизношению. Рекомендации к выполнению упражнений. 

Основополагающая роль артикуляционной гимнастики в логопедической  работе требует правильного выполнения упражнений, а также соблюдения  определенных рекомендаций в работе с ребенком: 

Упражнения нужно делать каждый день, чтобы у ребенка закреплялся  навык. Выполнение этих занятий требует от ребенка серьезных энергозатрат  и терпения, поэтому если ему сложно, то можно разбить количество  упражнений на несколько блоков. 

Кратность выполнения упражнений нужно увеличивать постепенно, чтобы  ребенок привыкал к нагрузке. Начинать можно с 2-5 повторений, повышая  до 10 и выше. 

Удержание артикуляционной позы (статические упражнения) должно  выполняться в течение порядка 15 секунд. 

Занятия лучше проводить в игровой форме.

Если какие-то упражнения выполняются не очень хорошо, но не нужно  вводить новые, а лучше поработать над старыми. 

Лучше всего выполнять упражнения сидя перед зеркалом. Так ребенок будет  видеть движения взрослого и контролировать свои собственные движения. 

Педагог должен следить за правильностью выполнения упражнений: темп,  плавность, точность и т.д. 

Успешность выполнения упражнений в логопедическом процессе играет  очень важную роль. Во многом успех зависит от создания благоприятных  условий для работы. Ребенок должен быть вовлечен в процесс, он должен  быть ему интересен, чтобы у него появилась мотивация к тому, чтобы  правильно выполнять упражнения. Поэтому мы и говорим о том, что занятия  нужно строить именно в игровой форме, а также можно ввести  соревновательный момент с поощрением за успешную работу.

Артикуляционная гимнастика