автор: Козачёк Наталья Владимировна

учитель начальных классов МБОУ “Специализированная школа №11 г. Донецка”

Математическая экскурсия, как нестандартная форма урока

 

Уважаемые коллеги!

 

              В своём выступлении я хочу остановиться на такой форме нестандартного урока как математическая экскурсия.

             Согласно рекомендаций в организации УВР в первых классах в сентябре – октябре последний урок целесообразно проводить вне классной комнаты. Эти часы можно распределить между разными предметами, в том числе провести 6-7 уроков игр, прогулок и  экскурсий по математике.

        Экскурсии в адаптационный период первоклассников могут проводиться в максимально привычной для них обстановке – во дворе, на улице, на природе, что позволяет организовать обучение в начальной школе менее болезненно.

             Установлено, что сфера познавательных интересов младших школьников непосредственно связана с природой, явлениями естествознания. Поэтому для изучения математики полезны экскурсии, устанавливающие межпредметные связи с соответствующими учебными дисциплинами. Такие связи повышают мотивацию изучения математики и расширяют детский кругозор.

        Великий русский педагог К.Д. Ушинский утверждал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, мускульные движения и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания». Всему этому способствуют экскурсии в природу, прогулки во дворе школы, по городу. Математические экскурсии, как и другие, позволяют осуществлять математическое образование многосенсорно, по принципу: вижу + слышу + осязаю + обоняю + трогаю + двигаюсь + чувствую.

        На первых этапах изучения математики в начальной школе особенно важно больше внимания уделять вопросу выделения математических фактов из реального мира. 

        Часто ли люди, проживающие много лет в одном доме и подъезде, знают, сколько там ступенек? Можно, конечно, сказать, что в этом нет необходимости, поэтому никто и не подсчитывает их количество. Данный пример подчеркивает, что наше внимание избирательно, и если его не направлять на что-то специально, это «что-то» можно не заметить. Мы должны научить современных учеников внимательно вглядываться в окружающий мир.

        Во время экскурсии ученики наблюдают, добывают информацию, делают это с истинным интересом и желанием, а значит, у них формируется умение видеть и учиться.

 Во фрагментах одного из таких уроков-экскурсий по математике, который Вам будет представлен, Вы увидите, как дети, вспоминая реальные природные объекты (солнце, лучи солнца) учатся находить в их формах аналогии с простыми геометрическими телами и фигурами (круг, луч). На уроке ребята целенаправленно учатся проводить наблюдения за предметами и группами предметов в ходе их сравнения, делят множество на подмножества по принципам. Здесь дети получают количественные и пространственные представления, наблюдают, добывают информацию, делают это с истинным интересом и желанием, а значит, у них формируется умение видеть и учиться. Групповые формы проведения урока-экскурсии позволяют ученикам накопить опыт совместного принятия решений, выполнения некоторых социальных ролей – словом, договориться и реально жить вместе с теми, кто их окружает. 

        Наряду с расширением математического кругозора и опыта, развитием сообразительности, наблюдательности и речи учащихся, формированием коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется обогащению математического словаря детей, их общелогическому развитию, для этого на уроке используются отрывок из стихотворения и загадки.

        Материал, изучаемый на экскурсии, детям доступен, поэтому у них возникает интерес к самой математике, а не к «сказочным героям, пришедшим на урок». Экскурсии пробуждают познавательную активность учеников всего класса; обеспечивают благоприятную адаптацию ребенка в школе, позволяют  детям «прожить» знания.

         Давайте с Вами на несколько минут перенесёмся на один из таких уроков.

         Математические экскурсии могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

  •  Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору и на спортивную площадку с включением игр “Как найти свою группу”, “Кто первый”, “Угадай-ка”, “Кто дальше, кто выше, кто больше”, “Научи другого” и др.; экскурсия в кабинет математики.
  •  Пространственные представления, взаимное расположение предметов: экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.
  •  Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в парк, магазин.

            

     Требования модернизации образования наталкивают педагогов на поиск путей интенсификаций образовательного процесса, здоровьесберегающих подходов, приемов, форм, технологий, которые помогут повысить мотивацию и эффективность обучения без увеличения программного содержания по каждому предмету. Образовательная экскурсия по математике – одно из таких методических средств.

Математическая экскурсия, как нестандартная форма урока