автор: Козбан Марина Борисовна
Педагог дополнительного образования МБУ ДО Городской Дворец детского и юношеского творчества, город Нижний Тагил
Проект по формированию математических представлений у дошкольников 4-5 лет «Числа в цвете»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Городской дворец детского и юношеского творчества
Проект по формированию математических представлений у дошкольников 4-5 лет
«Числа в цвете»
Автор: Козбан М.Б.
Нижний Тагил
2018
Актуальность
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одна из распространенных проблем дошкольной педагогики. Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему?», «как?», «где?» порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с ней.
Удовлетворять естественные потребности дошколят в познании и изучении окружающего мира, их любознательность помогут игры- исследования.
Современная образовательная и игровая технология «Числа в цвете» или палочки Кюизенера являются подходящим материалом для целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающем в себя огромный мир математических задач.
В силу своей универсальности палочки Кюизенера являются наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить
процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности палочек Кюизенера является игра – ведущий вид детской деятельности. Поэтому «Числа в цвете» позволяют учиться, играя и обучаться в игре. С помощью занимательных игр дети знакомятся с числом, величиной, геометрическими фигурами, упражняются в ориентировке во времени и пространстве. Игры с палочками Кюизенера способствуют формированию математического мышления; стимулируют развитие творческого воображения; воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность. Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
Проблема
Дети не проявляют умения практически устанавливать связи и зависимости, простые закономерности, преобразования, плохо ориентируются в пространстве и времени.
Участники проекта:
- Дети среднего дошкольного возраста;
- Родители воспитанников;
- Педагоги
Цель и задачи
Цель проекта: формирование математических способностей и
познавательной активности дошкольников через игровую технологию «Числа в цвете».
Задачи:
- Формировать умение ориентироваться в пространстве;
- Формировать представления о количестве, счете, форме, величине,
цвете;
- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и
- конструированию, к техническому творчеству;
- Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию,
- творческую инициативу, самостоятельность;
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать память, внимание;
- Воспитывать толерантность друг к другу
Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными образовательными стандартами.
Формы реализации:
- игровые образовательные ситуации;
- обучение в повседневных бытовых ситуациях;
- коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
- самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
- индивидуально-творческая деятельность,
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 детей),
- игровая деятельность (познавательные игры, занятия).
Методы и приемы:
- практические (игровые);
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание;
- преобразование;
- конструирование.
- сюжетно – ролевая игра;
Средства:
- наглядный материал (книги, схемы);
- набор счетных палочек Кюизенера;
- дидактические игры.
Основные средства:
- создание игровых образовательных ситуаций;
- проведение бесед;
- обогащение развивающей среды в кабинете;
- участие родителей в работе по развитию математических
- способностей детей в студии развития дошкольников «Теремок»;
- информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в студии и семье средствами игровой технологии «Числа в цвете»
Условия инновационной работы:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- новые знания не даются в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного выявления существенных признаков, анализа, сравнения.
- большое внимание уделяется развитию творческих способностей ребенка.
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
- каждый ребенок продвигается вперед своим темпом.
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения.
Имеющиеся ресурсы для реализации проекта:
- Счетные палочки Кюизенера «Числа в цвете» с набором схем и образцов;
- Альбом-игра. Дом с колокольчиком (палочки Кюизенера) для детей 3-5 лет;
- Ноутбуки;
- Обучающие настольно-печатные игры по математике;
- Геометрические мозаики и головоломки;
- Занимательные книги по математике;
- Игры Воскобовича;
- Игры с палочками Кюизенера, презентации
Этапы реализации проекта:
I этап Организационный
- Составление поэтапного плана работы;
- Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
- Создание банка идей и предложений;
- Подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса математической направленности.
II этап Планирование реализации проекта
- Определение задач образовательной работы;
- Планирование деятельности с детьми и родителями;
- Разработка конспектов игр – занятий, праздников, развлечений.
III этап Реализация проекта
Задачи:
- Определить новые направления в работе с родителями.
- Составить новые формы работы с детьми.
- Привлечь родителей к сотрудничеству с педагогом.
- Совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач;
- Развитие пространственного и логического мышления;
Время проведения | Задачи | Дидактические игры и математические задания с использованием палочек Кюизенера | |
Сентябрь | 1 занятие | – Приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, размере, умение ориентироваться во времени и пространстве.
– Формирование предпосылок математического мышления. – Овладение специальной терминологией – названия чисел, умение строить лесенку из палочек разного размера и цвета, и соотносить их с цифрой. – Развивать глазомер. |
1. Знакомство с палочками Кюизенера «Числа в цвете», их цветом, размером и количеством.
2. Дидактическая игра «Собери лесенку». 3.Упражнение «Подбери каждой палочке по цвету цифру». |
2 занятие | – Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста.
– Развитие мышления: наглядно-действенного, словесно-логического. – Умение находить палочку белого цвета и соотносить с цифрой 1. |
1. Чтение детям отрывка из стихотворения С. Маршака «Веселый счет».
2. Знакомство с цифрой 1, письмо. 3.Дидактическая игра «Собери дорожку». 4.Развивающая игра «Оживи картинку» в альбоме «Дом с колокольчиком» из сказки « Три медведя». |
|
3 занятие | – Умение сравнивать палочки по длине, цвету.
– Умение ориентироваться в пространстве, преобразовывать конструкцию предмета. – Умение находить палочку розового цвета и соотносить с цифрой 2. |
1.Дидактическая игра «Построй скворечник» (У каждого ребенка карточка; цветные счетные палочки: 2желтые, 2красные, 2голубые, 1черная и 1 белая.
2.Знакомство с цифрой 2. 3.Развивающая игра «Веселый счет», «Сложи из палочек цифру 2». |
|
4 занятие | – Формирование элементарных представлений, овладение математической терминологией, формирование навыков и умений в счете, моделировании.
– Закрепление умения сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограниченным пространством. |
1.Дидактическая игра «Новоселье». (Цветные счетные палочки: белые, голубые, розовые, желтые, картон А-4).
2.Математический коврик «Состав числа 2» 3.Развивающая игра «Оживи картинку» в альбоме «Дом с колокольчиком» из сказки « Золотой ключик».(1-2 картинки). 4.Знакомство с цифрой 3,письмо. |
|
октябрь | 5занятие | – Развитие познавательных интересов и способностей ,логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
– Развитие монологической и диалогической речи. – Умение находить палочку голубого цвета и соотносить с цифрой 3, строить лесенку из трех ступенек. |
1.Дидактическая игра «Сложи коврик с составом числа 3», «Посчитай до трех и обратно».
2. «Построй по образцу».( У ребенка карточка с изображением дома, дерева, бабочки и др.- необходимо повторить). 3.Развивающая игра «Расскажи про цифру 3». |
6занятие | – Ознакомление детей с образованием числа 4 и цифрой 4.
– Формирование умения называть числительные по порядку. – Закрепление умения различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы. – Умение находить палочку красного цвета и соотносить с цифрой 4, строить лесенку из четырех ступенек. |
1. Знакомство с цифрой 4, письмо.
2.Дидактическая игра «Сложи коврик с составом числа 4», «Посчитай до четырех и обратно». 3.Развивающая игра «Оживи картинку» в альбоме «Дом с колокольчиком» из сказки « Золотой ключик»(3-4 картинки). |
|
7занятие | – Закрепление умения сравнивать предметы по длине и высоте, обозначать словами результат сравнения ( длиннее, короче, равные по длине, выше, ниже, равные по высоте).
– Моделирование предмета по словесной инструкции. – Ориентирование в пространстве. – Умение находить палочку желтого цвета и соотносить с цифрой 5, строить лесенку из пяти ступенек. |
1. Чтение стихотворения А.Барто «Зайка».
2.Дидактическая игра «Зайка».(Карточка; цветные счетные палочки: 4 белые, 4 красные, 4 бордовые, 4 голубые, 1 коричневая и две розовые). 3.Знакомство с цифрой 5, письмо, счет в пределах 5, используя счетные палочки. |
|
8занятие | – Знакомство с образованием числа 6 на основе измерения цвета.
– Формирование у детей умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Какой ?.Который? Сколько?» – Закрепление представлений о составе числа из единиц и из двух меньших чисел. |
1.Дидактическая игра «Сложи лесенку из 6 ступенек»(Счет в пределах 6 и соседи числа).
2.Знакомство с цифрой 6, письмо 3.Развивающая игра «Оживи картинку» в альбоме «Дом с колокольчиком» из сказки « Дюймовочка». |
|
ноябрь | 9занятие | – Закрепление умения детей делить целое на равные части, умение измерять с помощью условной мерки, определять, что больше- часть или целое; показать одну шестую и целое.
– Упражнение детей в счете в пределах 10. – Обучение увеличению числа на один, сравнению предметов по толщине, сопровождая словами результат словами: «толще-тоньше». |
1.Дидактическая игра «Слоненок» (Цветные счетные палочки:2 белые, 1красная, 4розовые, 1голубая,3желтые; карточка).
2.Знакомство с цифрой7, письмо. 3.Дидактическая игра «Сложи лесенку из 7ступенек»(Счет в пределах 7 и соседи числа. |
10занятие | -Закрепление умения детей составлять геометрические фигуры из палочек( круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
-Развивать воображение. -Закрепление умения детей следовать заданному алгоритму, точно исполнять словесную инструкцию. -Закрепление умения обозначать словами место расположения предметов в пространстве. |
1.Знакомство с образованием чисел 8,9, счет в пределах 10, используя счетные палочки.
2.Дидактическая игра «Сделай геометрическую фигуру». 3.Развивающая игра «Волшебный квадрат». |
|
11занятие | -Упражнение детей в счете в пределах 10 по ступенькам лесенки.
-Формирование умения моделировать предмет из заданного количества деталей, определять направление движения, -Развитие способности преобразовывать заданную конструкцию, находить признаки сходства и различия. |
1.Знакомство с цифрой10,письмо, счет в пределах 10.
2.Дидактическая игра «Выбери и составь картинку по схеме»(домик, дерево, бабочка, рыбка и др.). 3.Дидактическая игра «Преобразуй»(дострой этаж, преврати бабочку в жука и т.д.). |
|
12занятие | -Привлечение родителей к работе по развитию математических способностей детей в учреждении дополнительного образования. | 1.Открытое занятие для родителей и педагогов -Мастерская «Числа в цвете» по изготовлению творческих работ детей совместно с родителями и педагогом.
2.Консультация для родителей «Математическое развитие дошкольников 4-5 лет через развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». |
Ожидаемый результат:
Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников с помощью игровой технологии палочек Кюизенера в соответствии с современными стандартами будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:
- у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
- воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;
- самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
- стремятся к достижению поставленной цели;
- умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
Заключение
Большие возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста представляет Набор палочек Кюизенера (Числа в цвете).
Он яркий, красочный, полифункциональный материал. Конструируя объект, выкладывая на плате геометрические фигуры, цифры, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми научаться оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами; осваивают сенсорные эталоны – цвет, форму, величину, расположение в пространстве. Цветные палочки с цифрами можно использовать вместо традиционной кассы цифр.
Игровая технология «Числа в цвете» помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить элементарные математические представления.
Главное «заразить» ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к моделированию предложенных конструкций, но и помочь понять, что играя можно многому научиться.
На занятиях математикой с набором палочек Кюизенера дети занимаются с большим интересом, лучше запоминают увиденное и услышанное.
Список используемой литературы
Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет. Методическое пособие,80с., ил.
Колесникова Е.В. Я считаю до пяти. Математика для детей 4-5лет.,64с., ил.
В.П.Новикова, Л.И.Тихонова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера .Для работы с детьми 3-7 лет.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2013.-88с.:цв.вкл.
Альбом-игра. Дом с колокольчиком (палочки Кюизенера). Для детей 3-5 лет.
Формирование математических представлений: конспекты занятий в старшей группе\ авт.- сост. Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т.А.Терпак.-Волгоград: Учитель, 2014.-175с.: ил.
Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. – 2-е изд; перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 112с.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. Екатеринбург. 2015.
«Разминка» Игровое упражнение «Сложи лесенку»
«Игра с веерами» «Заштрихуй цифру 1»
«Сложи скворечник» «Состав числа 6»
Оживи картинку с героями сказки «Красная шапочка»
Оживи картинку с героями сказки «Золотой ключик»
«Сложи состав числа 4» Оживи картинку «Три медведя»
«Придумай и сложи» «Сложи домик, солнышко, дерево»
«Сложи по алгоритму»
«Преобразуй фигуру» «Преврати бабочку в стрекозу»
Игровое упражнение «Надстрой дому второй этаж»
«Поиграй с лесенкой – числовым рядом, посчитай в прямом и обратном порядке, назови соседей числа, расскажи состав чисел 2, 3, 4»
«Сложи мишку и зайку по алгоритму»
Консультация для родителей «Игры и занятия с палочками Кюизенера»
Развивающая игра «Волшебный квадрат» Открытое занятие для родителей
Занимательный материал «Состав числа» «Преобразуй стрекозу в бабочку»
Игровое упражнение «Расставь цифры по порядку»
«Правильно покажи и назови цифру»