автор: Козинец Рита Владимировна

Заместитель директора, учитель русского языка и литературы, руководитель ППК Государственное казенное общеобразовательное учреждение “Донецкая специальная школа-интернат №19”, ДНР

Деятельность психолого-педагогического консилиума в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ по индивидуальному учебному плану в условиях инклюзии

 

 

 

Деятельность психолого-педагогического консилиума в 

рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ по индивидуальному учебному плану в условиях инклюзии

 

Аннотация. В статье представлены некоторые аспекты  структурирования административных решений и алгоритма работы школьного психолого- педагогического консилиума в части разработки, реализации индивидуального учебного плана обучающегося с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзии, построения его персонифицированного образовательного маршрута и психолого-педагогического сопровождения. 

 

Организация обучения по индивидуальному учебному плану  обеспечивает возможность получения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью без  дискриминации качественного образования, коррекционно-реабилитационной, абилитационной помощи с учетом их  особенностей психофизического развития и состояния здоровья, путем адаптивности системы образования к уровню их подготовки, интересам, а также создания необходимых условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей. 

Индивидуальный учебный план является основным механизмом достижения цели создания специальных условий для получения образования, развития и социальной адаптации конкретного обучающегося с особыми образовательными потребностями, обеспечивает освоение программы на основе индивидуализации ее содержания согласно  ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ». 

Выбор тактики разработки и реализации индивидуальных учебных планов – одновременно важная и крайне сложная задача.

Однако следует помнить, что индивидуальный учебный план (далее – ИУП)  – это, прежде всего, учебный план, это не программа обучения. 

В каких случаях рекомендуется обучение по ИУП?

Приведу в качестве несколько примеров ряда ситуаций школьной жизни:

обучение детей с девиантным поведением (наличие полевого поведения, агрессии и самоагрессии) и проблемами социализации, причины возникновения которых требуют выявления, объяснения и поиска путей решения; 

обучение детей с разными образовательными потребностями в одном классе. Когда в классе с нормой интеллекта, учатся с ОВЗ и не могут усваивать программу;

–  не ликвидировавших в установленные сроки академическую задолженность и др. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка.

И так, с чего начать?

  1. Для организации обучения по индивидуальному учебному плану в образовательной организации необходимо наличие нормативно-правовой базы. Эта форма обучения должна быть зафиксирована в Уставе образовательной организации, составлено Положение о порядке организации обучения по ИУП, директором издаются приказы об организации обучения по индивидуальному учебному плану конкретного обучающего, об утверждении индивидуального учебного плана конкретного обучающегося,  о педагогах, задействованных в процессе обучения, об утверждении адаптированной образовательной программы, рабочих программ для конкретного обучающегося и, или групп обучающихся согласно заключению центральной психолого-медико-педагогической консультации (далее – ЦПМПК); об утверждении расписания конкретного обучающегося, согласованного с родителями (законных представителей).

Обучающиеся с ОВЗ по индивидуальному учебному плану являются полноправными участниками образовательно-воспитательного процесса, членами классного коллектива, общеобразовательной организации. 

Поэтому персональные данные обучающегося заносятся в основной классный журнал, где в разделе  «Учет посещаемости» классный руководитель напротив фамилии  обучающегося по индивидуальному учебному плану делает определенную запись («Обучение по индивидуальному учебному плану, указывая дату организации обучения, приказ (с________20__года (приказ № __от)»). 

На предметных страницах основного классного журнала строка напротив ФИ обучающегося по индивидуальному учебному плану не заполняется. 

Для обучающегося, который учится по ИУП заводится индивидуальный, заводится Журнал учёта обучения по индивидуальному учебному плану, в который учителя-предметники выставляют текущие отметки за урок, фиксируют тематический контроль, выставляют итоговые четвертные и годовые отметки. На правом развороте листа записывают даты, содержание урока согласно своей рабочей программе и вид домашнего задания.

В основной классный журнал соответствующего класса выставляются (дублируются) из Журнала учёта обучения по индивидуальному учебному плану в сводную ведомость только четвертные, годовые отметки, промежуточная аттестация и итоговая (государственная) аттестация. 

В основном классном журнале не фиксируются пропуски занятий обучающимися по индивидуальному учебному плану.

По результатам обучения обучающимся по индивидуальному учебному плану выдается документ об образовании (обучении) установленного образца.

Образовательная организация осуществляет контроль за освоением программ учащимися, перешедшими на обучение по индивидуальному учебному плану.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляются в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации.

Финансовое обеспечение ИУП осуществляется за счет бюджетных средств в рамках Финансового обеспечения реализации основной общеобразовательной программы соответствующего уровня образования.

Оплата труда педагогических работников, привлекаемых для реализации ИУП, осуществляется согласно учебной нагрузке.

Далее, на что хотелось бы обратить внимание, это прежде всего желание родителей (законных представителей) либо самого совершеннолетнего обучающегося обучаться по ИУП, т.е. написать заявление с указанием срока обучения, программы обучения согласно заключению ЦПМПК. 

В чем же заключается работа школьного психолого-медико-педагогического консилиума?

Работа консилиума заключается в создании специальных условий для получения ребенком образования, эффективной адаптации и интеграции в образовательную среду, обеспечивая взаимодействия с предметным, социальным и дидактическим ее компонентами. Консилиум осуществляет персонифицированную диагностико-коррекционную и психолого- педагогическое сопровождение, разрабатывает индивидуальную образовательную траекторию обучающегося с учетом его специальных образовательных потребностей, возрастных и индивидуальных особенностей, эмоционально-волевых нарушений, состояния соматического и нервно-психического здоровья.  

Качество проектирования индивидуального учебного плана членами консилиума напрямую связано с эффективностью психолого-педагогической диагностики отклонений в развитии, состояниями декомпенсации, выявления актуальных и резервных возможностей ребенка с ОВЗ. Обследование его проводится методами, не требующими согласия родителей. Это наблюдение, игровая и познавательная деятельность, коррекционно-развивающие занятия, а также беседа с родителями.  Скрининговое обследование проводится педагогом-психологом, учителем-дефектологом, социальным педагогом,  основным педагогом при помощи специальных, адаптированных оценочных методик.

 С целью научно-методического подхода к организации проектирования образовательного маршрута обучающего я по индивидуальному учебному плану, психолого-педагогического  сопровождения используются  материалы  федерального ресурсного центра ФГБУ «Центр защиты прав детей» (https://pmpkrf.ru/methodical-materials/), Института коррекционной педагогики. Это  учебно-методические комплексы по разработке и реализации специальной индивидуальные программы развития (http://умксипр.рф), специальные шкалы учета индивидуальной динамики достижений в освоении адаптированных основных общеобразовательных программ с указанием ориентиров, ожидаемых результатов обучения для разных типологических групп обучающихся с ОВЗ: не только по каждому году обучения, но и по каждому предмету, коррекционному курсу (https://ikp-rao.ru/nacionalnyj-proekt- obrazovanie/); примерные задания по оценке сформированности у обучающегося с ОВЗ готовности к продуктивному общению и взаимодействию с учителем и сверстниками в условиях инклюзии; дидактические  материалы,  в  том  числе  в  видео  и  аудио  формате (ИКП, https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/).

На основе психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого с целью оценки актуального состояния развития и определения зоны его ближайшего развития, осуществляется коллегиальное обсуждение специалистами консилиума, составляется индивидуальная коррекционно-образовательная программа, в которую входят: 

– данные о физическом здоровье, состоянии слуха, зрения и т.д., двигательном и сенсорном развитии ребенка;

– особенности проявления познавательных процессов;

– состояние сформированности коммуникативных умений, 

– качественная характеристика произношения;

– поведенческие и эмоциональные реакции;

– сформированность социально значимых навыков;

–  интеллектуальных умений;

– содержание представлений об окружающих мире и о себе;

– самообслуживание, предметно-практическая деятельность; 

характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);

– выводы по итогам обследования. 

Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет конкретизировать и уточнить представления о характере и особенностях развития ученика, определить вероятный прогноз его дальнейшего развития, приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, выбрать форму (индивидуальную, групповую) и частоту проведения комплекса развивающих, коррекционных мероприятий, сформулировать рекомендации всем участникам образовательных отношений, которые обеспечат педагогов полезной информацией для организации эффективного, продуктивного учебно-воспитательного и коррекционного процесса, для родителей  – в частности –  организации слухо-речевой,  предметно-развивающей среды дома.

Члены консилиума непосредственно принимают участие в разработке индивидуального учебного плана с учетом результатов скринингового обследования и пожеланий/мнения родителей. 

Однако при разработке индивидуального учебного плана нельзя забывать, что Федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают требования к учебному плану, которые распространяются и на индивидуальный учебный план. 

При разработки индивидуального учебного плана нужно помнить, что количество часов не должно быть меньше рекомендуемой (минимальной) учебной нагрузки и больше максимально допустимой недельной нагрузки. Например, количество учебных занятий в 1-ом классе не должно быть меньше 21 часа в неделю, 10 часов на изучение курсов внеурочной деятельности, в том числе проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Не рекомендуется допускать уменьшения количества часов. 

В ИУП должно быть сохранено соотношение части обязательной к части, формируемой участниками образовательных отношений, таким образом, как это отражено в адресном ФГОС и ФАОП. 

Обязательная часть индивидуального учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые зафиксированы в ФГОС и ФАОП.

Изменение в индивидуальном учебном плане количества учебных часов является одним из способов адаптации учебной программы к требованиям и потребностям учеников. Оно позволяет более эффективно использовать учебное время и обеспечивать качественное образование для учащихся. Возможно изменение количества часов в пределах обозначенных часов на изучение обязательных учебных предметов. 

Согласно результатам психолого-педагогического скрининга, пожеланий самого совершеннолетнего обучающегося и, или его родителей (законных представителей) учебные часы части, формируемой участниками образовательных отношений, используются для увеличения объема времени на обязательные учебные дисциплины, к которым требуется усиление внимания.

Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение определяется,  исходя из особых образовательных потребностей обучающихся, на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации и школьного   консилиума, индивидуальной программы развития ученика, с участием самого совершеннолетнего обучающихся и его родителей (законных представителей).

Проведение коррекционно-развивающих занятий с разными специалистами образовательной организации осуществляется по программе коррекционной работы АООП определенного уровня и варианта с учетом потребностей, особенностей психофизического развития обучающегося.

Также определяется и форма организации обучения по ИУП, которая имеет несколько вариаций:

– учебные предметы, курсы внеурочной деятельности осваиваются в классе, в коллективе с применением личностно-ориентированного обучения, дифференциации учебного процесса, но проведение коррекционно-развивающих занятий – индивидуально;

– учебные предметы, такие как  русский язык и литература история, обществознание, география, математика и информатика,  и другие ученик, обучающийся по ИУП осваивает индивидуально, в том числе и коррекционно-развивающие занятия; уроки, например музыки, рисования, физической культуры, а  для детей с ОВЗ – это адаптивная физическая культура (АФК), курсы внеурочной деятельности в коллективе, в классе. Но все рассматривается индивидуально.

С учетом поведенческого скрининга, наблюдений за эмоциональными реакциями ребенка, опять-таки с согласия родителей, составляется нелинейное расписание, т.е. чередование урочной и внеурочной деятельности.

Обобщая вышеизложенное (вышесказанное) можно сделать вывод, что процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен, сложный, многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка и предусматривает преемственность сопровождения на разных уровнях образования и последовательную реализацию следующих направлений работы:

диагностическое,

профилактическое,

коррекционно-развивающее,

образовательное,

консультативное,

просветительское. 

Проведение коррекционно-развивающих мероприятий с учетом рекомендаций консилиума, отслеживание эффективности обучения детей, системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития и личностного роста обучающихся, проведение диагностических срезов состояния его психофизического развития (не реже 3-х раз в год), анализ успешности освоения АООП членами консилиума с целью корректировки образовательного маршрута ученика, обучающегося по ИУП поможет  свести к минимуму все те вопросы и проблемы, возникающие как  у педагогов, так  и у родителей, а также поможет овладению программы обучения, успешной социальной адаптации ребенка в образовательном пространстве класса, школы, интеграции в  обществе.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение – комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации обучения по индивидуальному учебному плану в условиях инклюзии.

 

Деятельность психолого-педагогического консилиума в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ по индивидуальному учебному плану в условиях инклюзии