автор: Козинец Рита Владимировна

Учитель русского языка и литературы Государственное казенное общеобразовательное учреждение “Донецкая специальная школа-интернат №19”

Литература средних веков. Героический эпос. «Песнь о Роланде» и «Слово о полку Игореве»

 

 

 

Литература средних веков. Героический эпос.

«Песнь о Роланде» и «Слово о полку Игореве»  

 

«Песнь о Роланде» «Слово о полку Игореве»
Форма Эпическая поэма в жанре старофранцузской жéсты.

Жеста – chanson de geste

 или же «песни о деяниях».

 Жесту отличает эпический характер, и в этом жанр приближается к древнерусским летописям.

Термин «жеста» впервые появился в литературе, датированной XII веке. 

Жестой называли рассказы о славных деяниях и подвигах, о войнах и памятных эпических событиях

Эпическая поэма 

Исследователи «Слова» расходятся в определении его жанра: 

– одни утверждают, что “Слово” — “песнь”, поэма (лирическая или героическая), памятник древнерусского героического эпоса; 

– другие отрицают стихотворную природу памятника. По их мнению, “Слово” не песнь и не поэма, а воинская повесть, памятник древнерусской исторической повествовательной прозы. 

Д.С. Лихачев в своих работах показал, что в “Слове” соединены два фольклорных жанра — слово и плач. Оно близко к народной поэзии по идейной сущности и по стилю.

Ритм «Слова» гибкий и подчинен содержанию.  «Слову» присущ музыкальность его языка.

Событие         Семилетняя война Карла с сарацинами за христианизацию Испании.

      В конце VIII века Испания подверглась нашествию мавров; 778 г., Карл Великий безрезультатно вмешался в спор мусульманских правителей на территории Испании. Эта его экспедиция была неудачной. Он вынужден был снять недолгую осаду Сарагосы, а возвращаясь во Францию после похода в Испанию в Ронсевальском ущелье, в Пиренеях, арьергард его войска ночью подвергся нападению племени басков, исповедовавших христианство, которые хотели отомстить франкам за разрушение своих поселений. В  Ронсевальской битве войско Карла Великого потерпело поражение.  В этом бою погиб некто “Хруодланд, префект Бретонской марки”, то есть эпический герой Роланд.

Неудачный поход русских князей на половцев, организованный новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году.

       Историческая основа событий «Слова» – в 1184 году к юго-восточной границе Русской земли подступила большая орда половцев. Навстречу им вышел великий князь киевский Святослав Всеволодович. На реке Ореле, левом притоке Днепра, Святослав неожиданно напал на половцев, нанес им тяжелое поражение и взял в плен половецкого хана Кобяка с сыновьями. Игорь же не смог в это время присоединиться к Святославу. Он тяжело переживал свою неудачу: ему не удалось участвовать в победе, не удалось доказать своей преданности союзу русских князей. Вот почему в следующем, 1185, году он, “не сдержав юности”, двинулся в поход против половцев. Окрыленный победой Святослава, он ставит себе безумно смелую задачу — собственными силами “поискать” старую Тмутаракань, когда-то подвластную его деду Олегу “Гореславичу”. Он решается дойти до берегов Черного моря, уже почти сто лет закрытого для Руси половцами. Высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой — общерусской — все это двигало им в походе. В этом черты особого трагизма похода Игоря. Подробности похода Игоря освещены в древнерусских летописях.

       Игорь выехал из Новгорода-Северского во вторник, 23 апреля 1185 года. Вместе с ним в поход выступили его сын Владимир и племянник Святослав Ольгович. Они поехали по направлению к Дону. У реки Донец Игорь увидел солнечное затмение, что предвещало беду. Застать половцев врасплох не удалось. Игорю советовали либо идти быстрее, либо возвратиться, на что князь ответил: “Если нам не бившися возвратиться, то срам нам будет хуже смерти”. В пятницу полк Игоря столкнулся с небольшим отрядом половцев. Те не ожидали нападения и бросились бежать. Игорь догнал их и захватил богатую добычу.

         На рассвете следующего дня лагерь русских оказался окружен половцами. Завязалась сеча, князь был ранен. До позднего вечера отбивалась дружина Игоря от половцев. Наутро следующего дня русские не выдержали половецкого натиска и побежали. Игорь поскакал остановить бегущих, даже снял шлем, чтобы дружина могла его узнать, но ничего не добился. На расстоянии полета стрелы от своего войска он был схвачен половцами. В плен попали все князья, часть дружины успела бежать, а часть была перебита.        

     Так бесславно кончился поход Игоря. Это был первый случай, когда русские князья попали в плен. Произошло то, чего так опасался князь Святослав: земля русская стала жертвой нового половецкого нашествия. Когда Святослав узнал о беде Игоря, он горько вздохнул и сказал со слезами: “Милая моя братия, сынове и мужи земли русской! Не сдержали вы юности своей, отворили вы ворота половцам на землю русскую”.

     Совместными усилиями русским князьям удалось отбросить половцев обратно в степь. Игорь между тем томился в плену и каялся, считая, что не вражеская, а божья сила за грехи “обломила” его дружину. С помощью половчанина Оврула ему удалось бежать из плена. Он перешел вброд реку, сел на коня и помчался, как говорит летопись, на родину. Конь его пал в пути, одиннадцать дней Игорь пешком шел к Донцу и, наконец, прибыл в Новгород-Северский.

Идея        Идея  феодального общества, в котором верное служение вассала своему сюзерену было неприкасаемым законом, а нарушение его считалось предательством и изменой.

       Мысли о защите отечества, о позоре и опасности поражения проходят через всю поэму красной нитью 

         Прославление национального героя, его доблести, силы.
      Осуждение феодально-баронского эгоизма и анархии 

«Суть поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ. <…> Вся песнь носит героически-христианский характер, хотя языческие элементы выступают еще весьма заметно» (Карл Маркс)

 Патриотизм, именно на нем основан и сюжет произведения, и его основная мысль. Тема Родины, и природы, и героизма – все это посвящено патриотизму.

Проблема  неудачного похода князя Игоря, что касается не именно его, а всей Руси. Непомерная гордыня Игоря, его больное тщеславие, что и привело к поражению русского полка.

Разобщённость русских княжеств, их междоусобные столкновения и войны, высокое самомнение о собственных доблестях, в конечном счёте, ведут к поражению отечества. По сути, любой, из противоборствующего против Руси клана, понимает, что страна непобедима, если она живёт общими идеями, объединением всех своих сил, а если она разрознена, то становится беззащитной и уязвимой.

Особенно четко проблема разобщённости отражается во второй части поэмы, идея которой в том, чтобы «золотым словом» Святослава донести до ума каждого из великих князей, что выходом из такого положения, является общее объединение.

Смысл этого произведения, созданного гениальным автором сотни лет тому назад, до сих пор остаётся актуальным, и нужно сделать правильный вывод, извлечённый из поэтических строк этого творения, понять, чему учит, и к чему призывает автор.

Нужно сделать правильный вывод, извлечённый из поэтических строк этого творения, понять, чему учит, и к чему призывает автор «Слова». 

Страстный призыв русских князей к единению – основная идея «Слова».

Герои Карл Великий – король Франции;

Роланд – молодой бретонский граф  и верный вассал своего сюзерена – Карла Великого;  племянники помощник своего правителя;

Ганелон – вассал императора франков, отчим Роланда; 

Оливье – смелый и храбрый воин, аристократ, граф, лучший другом графа Роланда;

Марсилий, хитрыйи жестокий правитель Сарагосы – одного из испанских городов;

 Турпен –  архиепископ, отважный и доблестный воин; 

Балигант , Аэрольт,  Абизм,  великан Фальзарон,  Мальприм;

Альда – возлюбленная Роланда;

Брамимонда – жена царя Марсилия

Князь Игорь -главный герой «Слова», организатор похода русского княжества против половцев. Храбрый, мужественный русский князь, радеющий за защиту родной земли от врагов. Его горячность и бойцовский характер, не дают ему вести спокойную жизнь. Честолюбивый князь, несмотря на плохие предзнаменования, самоуверенно повел свое войско на половцев. Сложились неблагоприятные обстоятельства, и отважный витязь потерпел поражение, попал в плен к врагу.

Всеволод – брат князя Игоря, вместе с ним отправляется в поход. Сильный, отважный богатырь. Настолько сильна его любовь к родной земле и отечеству, что, когда ведет ожесточенный бой с врагами, забывает обо всем на свете. Он даже не чувствует, что ранен, он не вспоминает ни о жене, ни о чести, ни о богатстве. Как и Игорь, оказывается в плену врага.

Святослав – мудрый и справедливый правитель земли русской, отец героев, отправившихся в поход на половцев. Умный и глубоко мыслящий человек, он понимал, какой вред несут междоусобные войны, и стремился к объединению Руси. Святослав осознает, что только сплочение мелких княжеств в единое целое, может создать непобедимое и могучее государство.

Ярослава –  жена князя Игоря, заключает в себе весь русский народ, верящий в мудрость и отвагу своих героев, борющихся за свободу и независимость. Ярославна – это общий портрет всех жен и матерей, верно и преданно ждущих с поля боя своих мужей и сыновей. Образ женщины, готовой в любой момент прийти на помощь, самоотверженной и великой. Ее обращение к силам природы, передает весь патриотизм русского народа, его непобедимость.

Боян – мудрый древний сказитель, воспевающий славу и подвиги русских князей. Обладает даром предвидения, он способен предугадывать будущие события. В произведении служит для создания контраста с автором повествования, который, в отличие от его патетического восхваления подвигов, излагает достоверные события.

Природа – одушевленное существо, которое действует в союзе с человеком.

Овлур – представитель вражеского стана, помог  бежать князю Игорю из плена, бежал вместе с ним.

Автор – это образ великого и талантливого патриота своей земли. Ему удалось создать великолепное масштабное произведение, превосходящее все существующие жанры. Его неповторимый и уникальный язык, позволяет назвать эту поэму величайшим памятником древнерусской культуры. Автор – высокообразованный и неординарный человек, с широким историческим кругозором. Талантливо описав поражение русского войска, он сумел передать его силу и могущество

Приемы – коллективная речь лиц, не индивидуализированных в ситуации (хор);

– параллелизм событий и персонажей;

–  эпические повторы в описании битвы, в плачах по умершим, в перечислениях стран и народов, городов и географических названий рек и гор;

–  вымышленные, не имеющие прямых исторических прототипов, персонажи;

– непоследовательное привлечение трудно сопоставимых понятий и названий, более древнее идет об руку с недавним прошлым;

 – гипербола и идеализация главных героев;

– гипербола при описании сражений, физической силы и выносливости воинов, в перечислении неведомых стран и народов;

-устойчивые, постоянные эпитеты, который неизменно сопутствует упоминанию Франции (прекрасная, краса), Карла Великого (седобородый вождь) и т. д.;

– пространственно-временные координаты;

– десятисложный стих, с соблюдением ассонансов, поэма делится на строфы неравного размера, что объясняется общим ассонансом и единством содержания (тирады). Таких тирад в подлинном тексте насчитывается 291;

– историческая инверсия;

– забегание вперед;

– ретардация;

– подхватывание

– глагольные формы (начяша (они начали), докончаша (они закончили), рокотаху (они рокотали), ркоша (сказали), опуташа), рекоста (они сказали), разлучиста (они расстались, разлучились), померкоста, погасоста, погрузиста, убудиста, претргоста (они загнали (лошадей);  «поволочити», «помчати», «попоити»;

– иноязычная заимствованная лексика (повторяющийся эпитет оружия «харалужный»;  название некоей одежды или украшения «орьтъма», какого-то метательного орудия «шерешира» или титулы тюркских богатырей на службе черниговского князя («съ могуты, и съ татраны, и съ шельбиры, и съ топчакы, и съ ревугы, и съ ольберы»;

– неупотребление личного местоимения «я» (аз), т.е пропуск («уже не вижду власти…, хощу бо… полечю зегзицею…, абых не слала слез (чтобы я не посылала слез)…»);

– соединения в пары кратких славянских и полногласных русских форм одного и того же слова («дети бесови… поля прегородиша…»;

– лексика, обозначающая  голоса птиц — «говор» галок, «текот» дятлов, «крик» лебедей, «щёкот» соловьёв;  музыкальная терминология (например, гусли «рокочут»), термины, обозначающие оружие — копья, сабли, шлемы, боевой нож-  «засапожник»);  названия народов (например, сакраментальные «русичи») ;

 – элементы ораторского красноречия (обращение – “Братия и дружино! “, “Яр тур Всеволод! “, “О Донец!»); 

– риторические вопросы и восклицания  (“Не ваши ли воины золочеными шлемами по крови плавали? “);

–  многочисленные повторы – рефрен ( “О Русская земля! ты уже за холмом! “);

–  противопоставления (противопоставляется Русская земля половецкой стране «незнаемой«, храбрые русичи половцам, мирный труд войне;  

– традиции фольклора –  песенная символика (князья – “солнце”, Ярославна плачет “кукушкой”); постоянные эпитеты (“борзые кони”, “чистое поле”, “сизый орёл”); цветовые  эпитеты (багряные столпы, белая хоругвь, «бусые» (серые) ворон и волк, зелёная паполома (погребальное покрывало), кровавые зори, серебряные седина и струи, серый волк, сизый («шизый») орёл, синее вино и молнии, червлёный стяг, чёрные ворон, земля, тучи);  народно-поэтические сравнения (битва сравнивается с посевом, который печалью восходит на Русской земле, или со свадебным пиром, где воинам-сватам недостатёт кровавого вина); 

– олицетворение сил природы, что отражает идущее от времени язычества представления о единстве природного и человеческого мира


Литература средних веков. Героический эпос. «Песнь о Роланде» и «Слово о полку Игореве»