автор: Козлова Ирина Владимировна
Воспитатель ГБОУ СОШ 629
Конспект по развитию речи “Грачи прилетели”
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 629 Конспект НОД по развитию речи «Грачи прилетели» Составила: Козлова Ирина Владимировна г.Москва Программное содержание: 1. Учить составлять простые и сложные предложения, небольшой связный рассказ по фрагменту картины о весне. 2. Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе. 3. Упражнять в образовании родственных слов от слова грач, уменьшительно-ласкательных слов, в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительные и прилагательные. 4. Закрепить умение использовать предлоги: на, в, около, за, под. 5. Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение. 6. Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту, активность, выдержку. Словарь: ранняя, проталина, весенний, весенняя, весеннее, грач, грачиха, грачонок, грачата, грачевник, подснежник. Демонстрационный материал: 1. Картина “Грачи прилетели” (“Ранняя весна”). 2. Картинка с изображением разных снеговиков. 3. Письмо, красное ведерко, морковь, 2 пуговицы. Раздаточный материал: Сюжетные и пейзажные картинки о весне. Методические приемы: Словесные: Вопросы, ответы, чистоговорки, составление предложений, рассказов по картине, чтение стихотворение Дружининой “Весна”, игровые упражнения: “Где грач?”, “Назовите ласково”, “Закончи предложение”. Наглядные: Картина “Грачи прилетели”, картинке о весне, картинки с изображением разных снеговиков, 2 схемы для составления рассказов. Практические: физминутка “Грачи”, пальчиковая гимнастика “Дружные ребята”. Игровой сюрпризный момент: Снеговик принес письмо от Незнайки. Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за изменениями в природе, беседы о ранней весне с рассматриванием иллюстрации, занятие “Рассматривание картины “Грачи прилетели”. Заучивание стихотворения Дружининой “Весна”. Организационный момент:
II часть.
III часть: Итог.
Ход занятия I часть. Организационный момент, стоя у столов: пальчиковая гимнастика “Дружные ребята”. Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (Дети сидят за столами) Воспитатель: У нас сегодня гости. Будем говорить громко, внятно, чтобы гости нас услышали. Будем работать дружно. Подготовим наши язычки для чистоговорки:
Воспитатель: Дети, посмотрите, что я нашла около детского сада. Что это? Подумайте! (Морковь, красное ведро, 2 пуговицы). – Кто мог это потерять? (Снеговик). – Как вы думаете, что случилось со снеговиком? (растаял). – Почему? (Стало тепло). Почему стало тепло? (Наступила весна, солнце греет). Воспитатель: Я принесла картинку со снеговиками. Найдите снеговика, который шел к нам. Почему вы думаете, что это Он? (Красное ведро, 2 пуговицы). Молодцы! Вы были внимательны. Правильно нашли снеговика. Воспитатель: Еще я нашла письмо. Это наверно был снеговик – почтовик. Письмо от Незнайки. Слушайте внимательно. “Здравствуйте дети! Я написал рассказ о весне: “Наступила весна. Затрещали морозы. Прилетели грачи. Река покрылась льдом. Дети надели теплые шубы. Побежали ручьи”. До свидания. Незнайка. Воспитатель: Вам понравился рассказ о весне? Почему? – Чего весной не бывает? А когда это бывает? – Какое сейчас время года? – Назовите весенние месяцы. – Что бывает весной? – Что происходит со снегом? – Что происходит с почками? – Какие птицы прилетают из теплых стран? – Назовите первый весенний цветок. Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру “Закончите предложение” Догадайтесь. Про что можно сказать: – Теплое, яркое, ласковое, лучистое – солнце. – Голубое, чистое, высокое, ясное – небо – Грязный, рыхлый, черный – снег – Веселый, звонкий, быстрый – ручей – Ранняя, теплая, солнечная, долгожданная – весна – Молодая, зеленая, мягкая, шелковистая – трава Воспитатель: Ребята, скажите словосочетание со словом весенний: ручеек, ветер, сад, снежок, дождь, день; со словом весенняя: вода, трава, река, проталинка, погода, одежда, весеннее: облако, солнце, небо, утро, дерево. Воспитатель: Я предлагаю назвать ласково “Ветер – ветерок, ручей – ручеек, снег – снежок, вода – водичка, облако – облачко, проталина – проталинка, ветка – веточка, трава – травушка, небо – небушко, солнце – солнышко, день – денек. Воспитатель: Поработали, а теперь отдохнем. Физминутка: II часть. Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на картинку и составьте предложения по ней: – Небо голубое, чистое, высокое. – По небу плывут легкие, белые, пушистые облака. – Тает снег, появились проталины. – Бегут звонкие, веселые ручьи. – Солнце ярко светит и греет. – На деревьях набухли почки. – На проталинах выросла зеленая трава. – На поляне расцвела (растут) белые подснежники. – Грачи вьют гнезда. – На ветках висят длинные сосульки. Воспитатель: Молодцы! Постарались. Предложения получились красивые, длинные. Воспитатель: А сейчас мы будем составлять рассказ по картине “Грачи прилетели”. – Дети, посмотрите на эту картину. – Как ее можно назвать?(наступила весна) Воспитатель: Мы ее уже рассматривали. Составьте самостоятельно небольшие рассказы по этой картине. Рассказ должен быть интересным и законченным. Расскажите о весне по схеме: какие время года наступило, какое небо, как светит солнце, что происходит со снегом, о проталинках, о ручьях, о грачах. – Расскажите о детях: какой стоял денек, куда пошли дети, кого они увидели, что делали грачи, было ли детям интересно. Воспитатель: Молодцы! Вы составили подробные и интересные рассказы о весне и детях. Сказали много красивых слов о небе, солнце. Незнайке рассказы понравятся. Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру “Где грач” (использовать картину “Грачи прилетели” – грачи на ветке, в гнезде, около ручья, на проталине, под деревом, за деревом). “Назовите родственные слова к слову грач” (грачиха, грачонок, грачата, гр ачевник). Игра*придумай слово*(игра с мячом) Весна бывает какая?(холодная, ранняя, поздняя, дождливая, пасмурная ,тёплая,весёлая,ветренняя) А что всегда весной бывает?(светит солнце, распускаются почки, появляются листики, появляется травка, распускаются цветы) Давайте придумаем родственные слова к слову «весна»(веснушка, весенний ,вешний ,по весенниму) Игра составь схему под словом «весна»(дети делают самостоятельно) Игра»закончи предложение» зимой бывает снегопад,а осенью(листопад) зимой бывает снег,а летом дождь) зимой снег падает,а весной (тает) зимой катаются на санках,а летом (на велосипеде) зимой медведь спит, а весной (просыпается) зимой бывает холодно, а летом(жарко) зимой растут сугробы, а летом растут(растения) зимой насекомые прячутся,а весной (вылезают) игра»составь по схеме предложение» игра «длинные и короткие слова» Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием III часть. Итог. Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? Кто нам написал письмо? Занятие закончим стихотворением о весне: “Весна”, Дружинина. Что весной творится! Воспитатель: А вы рады весне? Улыбнитесь, покажите, как вы рады весне. Молодцы! Все старались, работали активно, дружно, были внимательными. |