автор: Кокурина Ангелина Юрьевна

Воспитатель МБДОУ “Детский сад №25”, г. Дзержинск

Проект в средней группе “Лук – наш зеленый друг”

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад № 25”

 

 

Проект «Лук – наш зеленый друг»

 

 

Выполнила: воспитатель

Кокурина Ангелина Юрьевна

 

2024 г.

 

 

Актуальность:

Многие родители не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес ребёнка, если взрослые научат  наблюдать за растением, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого зависит от того получает ли он уход или нет. Проблема состоит в том, что дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, в нашей группе мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на подоконнике.

Цель проекта: формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

По продолжительности: среднесрочный

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители

Продукт проекта: создание огорода на подоконнике

Задачи проекта: 

Для детей: 

Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (земля, вода, свет, тепло);

-Формировать представления детей о значимости полезных свойств лука для здоровья человека.

-Развивать у детей основы исследовательской деятельности;

– Учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях. Учить детей вести наблюдения, исследования за объектом и делать первые выводы.

-Развивать познавательный интерес, любознательность;

-Учить наблюдать, делать выводы.

-Воспитывать внимательное и заботливое отношение к общему огороду, ценностное отношение детей к результатам своего труда.

Для родителей:

Расширять возможности сотрудничества со своими детьми. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса.

Предполагаемый результат: дети научатся сажать лук и ухаживать за ним; познакомятся с разными условиями его содержания; узнают о пользе лука; научатся связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать вывод.

Интеграция образовательных областей: 

Познавательное развитие: наблюдение за ростом и развитие растения, как растут корни и перья; исследовательская деятельность (обследование, выявление качеств луканаблюдение за ростом, оформление результатов), полив лука каждый день, рыхление. Рассматривание лука, найти «донце» и верхушку. Беседы «Растительный мир», «Посадка лука», «Полезная пища», «Роль солнца, воздуха и воды в жизни лука».

Речевое развитие:  ситуативные разговоры с детьми  (называние трудовых действий, обсуждение полезных свойств растения, необходимости употребления лука в пищу), чтение коротких стихов наизусть, составление рассказов о луке «Как лучок появился на грядке», чтение пословиц, поговорок, загадок, литературы о свойствах лука, рассматривание иллюстраций. Дидактические и словесные игры «Что лишнее?», «Волшебный мешочек», «Вершки – корешки», «Овощи и фрукты», «От какого овоща эта часть». Беседы: «Посадка лука».

Социально-коммуникативное развитие: труд в уголке природы. Учить детей правильно ухаживать за растениями, создать благоприятные условия (вода, свет, тепло). Дидактические игры: «Где растёт?», «Что лишнее», «От какого овоща часть», «Собери картинку».  

Чтение художественной литературы: Чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок о луке. Чтение сказки «Луковая семья», чтение сказки – притчи о пользе лука «Сказка о Луке», чтение сказки – притчи о пользе лука «Три брата луковки»

План реализации проекта

I этап.  Подготовительный

Данный этап включал в себя: 

  • Поиск информации о луке.
  • Определение цели и задач проектной деятельности.
  • Постановка проблемы.
  • Разгадывание загадок о луке, чтение стихов о луке, поговорок и пословиц.
  • Чтение сказки «Луковая семья», чтение сказки – притчи о пользе лука «Сказка о Луке», чтение сказки – притчи о пользе лука «Три брата луковки»
  • Изучение луковицы (цвет, запах, форма), рассматривание под лупой. Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету.
  • Рассматривание строения луковиц.  Знакомство с разными видами лука.
  • Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы
  • Беседа о пользе лука, о полезных свойствах
  • Создание предметно – развивающей среды: производился подбор материал и оборудования для опытов и экспериментов, контейнеры с землёй, баночки с водой, луковицы разных размеров. Для этого были привлечены и родители группы. Подготовка луковиц к посадке.
  • Изготовление иллюстраций, календарей наблюдений.

II этап. Основной (исследовательский)

  • Обрезание верхушек у лука. Наполнение контейнера землёй. Наполнение стаканчиков водой. Посадка лука в землю. Поливка лука в земле.
  • Фиксация в календаре наблюдений, зарисовка луковиц (воспитателем) в начале наблюдения, указание даты посадки и начала наблюдения.
  • Наблюдение за прорастанием лука в земле.
  • Рыхление, поливку лука, добавление воды в стаканчики.
  • Обучение детей замечать изменения, которые происходили у прорастающих луковиц и связывать эти изменения с наличием благоприятных условий.
  • В процессе исследований продолжение знакомства с художественной литературой об овощах: поговорками, стихами, сказками, загадками. Рассматривание иллюстраций на овощную тематику, проведение дидактических игр, бесед. Дидактические и словесные игры «Что лишнее?», «Волшебный мешочек», «Вершки – корешки», «Овощи и фрукты», «От какого овоща эта часть», Съедобное-несъедобное», подвижные игры, пальчиковые игры. 

III этап. Заключительный

Данный этап включал в себя:

  • Анализ и обобщение результатов, полученных в результате исследовательской деятельности детей.
  • Формулировка детьми представлений об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, свет, тепло). Формулировка вывода о том, где и при каких условиях лук прорастает быстрее (в земле).
  • Дегустация лука
  • Сбор рецептов с луком.

Вывод: в результате проекта дети научились сажать лук и ухаживать за ним. Узнали о свойствах и пользе лука, о разновидностях лука. Познакомились с разными условиями прорастания лука. Научились сравнивать, анализировать, делать выводы. Расширили кругозор и мыслительную деятельность. Научились выполнять индивидуальные и коллективные поручения, видеть результат своего труда. Предполагаемый результат проекта достигнут, продукт (огород на подоконнике) получен.

Заключение

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата. Данный проект принёс детям удовлетворение и радость от проделанной работы, появился интерес и желание участвовать в других проектах. Некоторые дети, совместно с родителями дома начали проращивать лук дома.

Используемая литература

Воробьёва А.А. Лук. – М.: Росхозиздат, 1990

Демидова М.Ю. Естественно – научные проекты.- М.: Школьная пресса, 2005

Детская энциклопедия: «Скажи мне почему?» – М:, Джулия, 1992

Корнилова В. М. “Экологическое окно» в детском саду. – М.:  ТЦ Сфера, 2008г.- 123 с.

Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2006г.-93 с.

Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. – М: Педагогика-ПРЕСС, 1998г. –  208 с.

Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд.- М.: Мозаика- Синтез, 2006г. – 104 с.

Смирнов А. «Зачем луку луковица». – М.: Малыш, 1990г. – 24 с.

Федоренко А. Как получить чудо-урожай с подоконника круглый год. – М.: АСТ, 2003

 

Проект в средней группе “Лук – наш зеленый друг”